В разгар самоизоляции именно курьеры были самыми востребованными сотрудниками, ведь все мы сидели по домам. С тех пор, конечно, изменилось многое. Но осталось неизменным одно – в мире по-прежнему царит пандемия. И никто не знает, ждет ли нас ужесточение мер. Именно поэтому я решила провести очень нестандартное интервью. В качестве интервьюируемого выступил бывший курьер службы «Яндекс.Еда» Дмитрий Демидов.
По профессии Дмитрий ведущий инженер компании в сфере автомобильной промышленности. Имеет диплом о высшем образовании. Но когда начался кризис, понадобилась подработка. Впрочем, как и многим.
Итак, поехали!
В какой конкретно период вы работали курьером в службе «Яндекс.Еда»?
Я устроился в «Яндекс.Еду» в самом начале пандемии - 30 марта 2020 года. В этот же день я уже вышел на свой первый слот (или по-обычному, смену), поработал час, совершил два пеших заказа и отправился домой. В свою первую смену я заработал около 300 рублей. Последний свой заказ я совершил 9 августа. Через неделю я отдал сумку и одежду в офис компании.
Что было самым сложным в такой работе?
Тащить на себе сумку с заказом, особенно если заказ поступал из «Яндекс. Лавки». Люди, знаешь ли, покупают себе все подряд – доставка же! А как ты будешь это все тащить, никого не волнует. Еще могу отметить период, когда я ходил пешком, а не ездил на велосипеде! Доставить заказ вовремя было нелегко – иногда приходилось переходить на бег.
Сколько зарабатывают курьеры в «Яндекс.Еде»?
Когда я работал, расценки были такими: 110 рублей за заказ + 25 рублей за каждый лишний пройденный километр. Могли компенсировать проезд 45 рублей, если расстояние до цели (ресторан или клиент) более 2 км. Если опаздываешь, то за каждую минуту снимали по 3 рубля. После 10 минут – штраф максимум 30 руб. Итого я зарабатывал в среднем за 3-4 часа 800-1000 рублей.
Обязательно ли оформлять самозанятость?
Да, оформлять самозанятость надо было, на этом настаивали. Сначала я устраивался в курьерскую компанию, как сотрудник. Но компания держала курс на упрощение процесса уплаты налогов, поэтому устроили временно до того момента, пока я не оформил самозанятость.
Правда ли, что распределение заказов производится через приложение?
Да, именно так. Все верно. Притом делает это робот. И делает это по своей схеме. Правда, иногда она бывала не совсем понятна. Но в целом происходило так – сначала заказы отдавались освободившемуся курьеру, который брал фиксированный график и был НА ВЕЛОСИПЕДЕ, во второй очереди были ПЕШИЕ курьеры с фиксированным временем работы, в третьей очереди были курьеры НА ВЕЛОСИПЕДЕ, но на свободном графике, и последним получал заказ ПЕШИЙ курьер на свободном графике.
Можно ли получать выплаты каждый день?
Нет, зарплата выдавалась два раза в неделю – в понедельник и в среду за отработанную предыдущую неделю.
Что по поводу графика?
Как я уже выше упоминал, в «Яндекс.Еде» существовали два вида графика, но оба – на твое усмотрение. Можно было выбрать свободный график (СЛОТ) в любое время – то есть сидишь такой дома и тут захотелось поработать – нажал кнопку и поехал. Второй график – это фиксированный СЛОТ – каждую субботу компания выкладывала информацию о свободных слотах в приложении для курьеров, и курьеры как голуби пытались урвать себе фиксированный слот – на 4 часа, на 6 часов. Сделать это было сложно, но это того стоило – заказов на фиксированном слоте в большинстве случаев было больше. НО… ты должен отработать от «звонка до звонка», иначе оштрафуют.
Есть ли в «Яндекс.Еде» какие-то бонусы или штрафы?
Да! Не знаю точно как сейчас, но в мое время были бонусы за принятие заказа в зоне повышенного спроса. Честно, до сих пор не понял, как его получить – потом просто получал расчет на следующий день, что я был в «зоне повышенного спроса».
Штрафов было куда больше – не отдал вовремя заказ – штраф, вышел без формы и сумки на слот – штраф. Вот интересный штраф во время пандемии – не сделал селфи в начале слота и не сфоткал переданный заказ – штраф. Пожаловался клиент – не важно, правомерно или нет – штраф! Завершил фиксированный слот раньше времени – штраф!
Что вы хотите пожелать или посоветовать тем, кто устраивается в эту службу?
Хочу пожелать терпения, выносливости и позитивного настроя. Посоветовать могу вот что – есть любое средство передвижения – берите с собой, будьте дружелюбны с клиентом – мало ли что. Во время работы, если нет заказа – не стойте на одном месте, тем более в месте скопления курьеров. Ездите, ищите заказы. Если вообще нет заказов – езжайте поближе к «Яндекс.Лавке» - и получите заказ хотя бы оттуда.
Были ли какие-то забавные или курьезные случаи в период работы там?
Был один интересный случай, когда я приехал отдавать заказ клиенту, со мной в парадную зашел еще один курьер из «Яндекса», приехавший из другого ресторана. Заходим мы с ним лифт, едем на один этаж и… отдаем свои заказы одному и тому же клиенту.
Был еще случай, когда я отдавал заказ одному и тому же клиенту с разницей в пару дней.
Был и нехороший случай, когда мне пришлось больше часа ждать заказ (и это вечером), потом оказывалось, что заказ ресторан выполнить не мог, отдать его мне поэтому тоже не мог. А дозвониться до службы поддержки, чтобы отменить заказ, тоже не получалось. Поэтому я не мог ни взять следующий заказ, ни поехать домой. Пришлось звонить клиенту и договариваться с ним о замене заказа (отказываться он не хотел). Через часа полтора я свой заказ получил и отвез за город в Мурино за 4 км от ресторана. Потом оттуда поехал домой – еще 6 км.
И еще один забавный случай был, когда я купил себе новенький айфон с целью развития собственного бизнеса в Инстаграм. И так получилось, что в этот период я еще сотрудничал с «Яндекс.Едой». Видели бы вы удивленный взгляд клиента при виде этого самого айфона, которому я доставил заказ. Даже и не знаю, что он тогда подумал.
Дмитрий, спасибо за интервью и всего доброго!
Понравилась статья? Тогда лайк и подписка на канал!
Благодарю за внимание!
Искренне ваша, Василиса Демидова.