125 тысяч разгромленных белогвардейцев, полное фиаско в переговорах с зарубежными союзниками и смелые реформы, которые крестьяне после преобразований большевиков не оценили по достоинству. Врангель возглавил войска на юге России в самый тяжелый для Белого движения момент. Чтобы спасти положение дел, Врангель из военачальника переквалифицировался в политика.
После отъезда в Европу генерал стал одной из центральных фигур Белой эмиграции. В общевоинский союз под его руководством вступили до 100 тысяч человек; они ожидали удобного момента, чтобы с оружием в руках вернуть России корону.
Элита Ливонского ордена
Примкнуть к Белому движению Врангелю предписывала родословная. Представители этой состоятельной дворянской семьи, начиная с XII столетия, выбирали для себя военное ремесло. Слава о них распространилась в Ливонии, Дании, Голландии, Германии и Швеции. Два десятка генералов, парочка губернаторов, дипломаты, сенатор, министр и мореплаватель — талантов у фамилии было не меньше, чем денег.
Когда Япония и Россия вступили в войну, Петру Николаевичу было 26 лет. Успехи на поля боя заставили начальников смотреть на барона Врангеля благосклонно. Спустя два года после окончания войны его призвали в одно из самых элитных подразделений, где традиционно служили Врангели, — лейб-гвардии Конный полк — в чине поручика. К началу Первой Мировой он дослужился до ротмистра конной гвардии. Отчаянная кавалерийская атака — «визитная карточка» Врангеля.
Однополчане отмечали удивительную работоспособность барона, утомлявшую даже его самого. Врангель не мог сидеть без дела и не давал покоя никому вокруг, даже если полк неделями стоял в резерве. Кроме того, Петр Николаевич отличался импульсивным нравом — однажды он, вспылив, выбросил в окно человека. Благо, это был первый этаж.
Война двух самолюбий
Отречение Николая II от престола для армии ознаменовалось хаосом, и в этом барон Врангель видел серьезный просчет военных руководителей. Демократизация армии, по мнению Врангеля, окончательно развалила российские вооруженные силы.
Начало гражданской войны барон встретил в Ялте. В Крыму о революции ничего не напоминало — все то же спокойное море, размеренный ритм жизни и безлюдные улицы. Однако уже в декабре 1917-го у власти в Севастополе оказались Советы.
Врангель со своей семьей чуть не оказался жертвой самосуда. Военачальнику удалось освободиться и бежать в Киев — сюда стекались антибольшевистские силы из разных уголков страны.
Врангель вступил в Добровольческую армию. Характер «черного барона» остался таким же деятельно-беспокойным — если он отсутствовал на фронте, то ездил по Крыму и за один день проводил с десяток встреч с представителями политических организаций, коммерсантами и священнослужителями.
Он имел репутацию честного солдата, храброго, способного и обладавшего большой военной эрудицией начальника». В своих мемуарах Врангель обрушился с критикой на ОСВАГ — пропагандистский орган Добровольческой армии, созданный по инициативе Деникина. Во-первых, ОСВАГ стоил правительству сумасшедших денег; во-вторых, его сотрудники составляли секретные сводки о ближайших сподвижниках Антона Ивановича. В ответ на это Врангель распространял едкие памфлеты, изобличающие белого генерала. Словом, отношения не заладились с самого начала.
В апреле 1920-го, после ухода Деникина с поста главнокомандующего Вооруженными силами Юга России, Врангель остался один на один с поредевшими белыми войсками. Число добровольцев сократилось примерно в 7 раз: в строю остались около 25 тысяч человек. Как и предугадывал Петр Николаевич, казаки по мере освобождения своих земель отказывались от дальнейшей борьбы. Врангель озаботился восстановлением частей регулярной конницы и сурово наказывал солдат за мародерство. Ощущался недостаток в опытных офицерах. В своих воспоминаниях Врангель передает атмосферу хаоса, охватившего армию.
Чтобы привлечь сторонников, Врангель инициирует в Крыму земельную реформу. Он обещает крестьянам землю за выкуп. Засеяны зерном все свободные участки. На полуострове заработало производство, появились рабочие места. В 1920-м Крым был единственной территорией Европы, которая экспортировала зерно на внешний рынок. Аграрная реформа «сработала», хоть крестьяне и восприняли ее с недоверием — не даст ли барон обратный ход преобразованиям?
Русская армия под руководством Врангеля заняла Северную Таврию. В октябре 1920-го между Польшей и Россией было заключено перемирие, и красные подразделения ушли с польского фронта. Спустя месяц они прорвались в Крым. Врангель начал подготовку эвакуации в Константинополь.
В Европе Петр Николаевич создал Русский общевоинский союз, численность которого достигала 100 тысяч человек. Деятель Белого движения скончался от туберкулеза в Бельгии в 1928-м году.