«Ага! давно ж ты не был в свете!» - восклицает князь N при встрече с Онегиным. Давайте посмотрим на текст романа и посчитаем время отсутствия Онегина.
Уехал в деревню он, видимо, весной или в начале лета 1820 года (примерно в то же время, когда Пушкин в ссылку на юг). В деревне прожил, очевидно, до зимы 1821 года: Пушкин зовёт читателей «слушать шум дубравный»
В деревне, где Евгений мой,
Отшельник праздный и унылый,
Еще недавно жил зимой
В соседстве Тани молодой,
Моей мечтательницы милой,
Но где его теперь уж нет…
Вернулся в Петербург в начале осени 1824 года (см. предыдущую статью). Так, во всяком случае, гласит наиболее распространённая точка зрения на хронологию романа – я об этом когда-то подробно писала.
Уехал молодой человек лет 25-ти, вернулся тот, кому уже под тридцать.
Сам Пушкин боялся этого возраста. Сохранилось воспоминание К.А.Полевого, отметившего в своих «Записках»: «В 1828 году Пушкин был уже далеко не юноша,.. он всё ещё хотел казаться юношею. Раз как-то, не помню по какому обороту разговора, я произнес стих его, говоря о нём самом:
Ужель мне точно тридцать лет?
Он тотчас возразил: “Нет, нет! у меня сказано: «Ужель мне скоро тридцать лет?» Я жду этого рокового термина, а теперь ещё не прощаюсь с юностью”. Надобно заметить, что до рокового термина оставалось несколько месяцев!»
Вот и Онегин уже приближается к «роковому термину», когда вновь появляется в свете и встречает Татьяну, ставшую княгиней.
Прежде чем говорить о любви Онегина, необходимо отметить ещё одно. Наверное, не раз и не два, читая роман, мы обращаем внимание на отношение автора к герою – в основном дружеское, но не лишённое изрядной доли иронии. Однако же здесь, кажется, единственный раз поэт открыто заступается за своего героя.
Выслушаны насмешки толпы:
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнёт иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
Довольно он морочил свет…
И настала очередь сказать слово в защиту Онегина:
— Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нём?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всём,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?
Что главное в этих строках? Наверное, явное указание, что Евгений выше этих судящих о нём «самолюбивых ничтожностей», что не является «посредственностью»… Дальше Пушкин покажет, кто является в глазах света «прекрасным человеком»:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился.
Онегин не таков. Выше он или ниже всех этих «господ NN», которые идеальны, по мнению света? Несомненно, выше. Но именно поэтому он «кажется чужим» для окружающих.
И как раз сейчас происходит новая встреча с Татьяной. Пушкин подробно проследит состояние своего героя – от полного недоумения:
«Ужели, — думает Евгений: —
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…» -
до удивления, вызванного новым для него обликом Татьяны:
Ужель та самая Татьяна…
… Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?
И, наконец, до влюблённости:
Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблён;
В тоске любовных помышлений
И день и ночь проводит он.
Интересно, что в описании действий Онегина появляется удивительная стремительность (таким он был разве что в самом начале романа, когда «швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням»):
Онегин вновь часы считает,
Вновь не дождётся дню конца.
Но десять бьёт; он выезжает,
Он полетел, он у крыльца.
Как отмечают исследователи, Онегин приезжает на вечер к князю так рано, как это только было возможно – не случайно «Татьяну он одну находит», а уже потом появятся и князь, и гости… И позднее «Онегин вечер целый Татьяной занят был одной»
В черновиках сохранилась удивительная строфа (скорее всего, это описание одного из балов, где Онегин вновь видится с Татьяной):
И в зале яркой и богатой,
Когда в умолкший, тесный круг,
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук,
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою,
И тихо вьётся и скользит
Звезда-харита меж харит,
И взор смешённых поколений
Стремится, ревностью горя,
То на неё, то на царя, —
Для них без глаз один Евгений;
Одной Татьяной поражён,
Одну Татьяну видит он.
О чём (вернее, о ком) идёт речь? Лаллой-Рук называли великую княгиню Александру Фёдоровну, жену будущего Николая I. На маскараде в Берлине на ней был костюм героини поэмы Т.Мура, восточной царевны. Восхищённый В.А.Жуковский посвятил ей стихотворение (к слову, именно в нём впервые прозвучало определение «гений чистой красоты»), а имя царевны стало поэтическим прозвищем будущей императрицы.
Итак, великая княгиня танцует с императором (кстати, по мнению историков, строфа подтверждает датировку времени действия главы не позднее 1824 года, так как танцевать с мужем-императором «Лалла-Рук» по этикету не могла, следовательно, упомянутый здесь царь - Александр I, часто бывавший её партнёром в танцах; она сама позже вспоминала: «Я обыкновенно доставалась на долю императора, который казался в восторге от этого»). Онегин же, поглощённый своими переживаниями, ничего вокруг не замечает…
Но автор не даёт даже надежды на счастливый исход. И вот тут, думаю, самое время обратиться к строфе, которую так часто цитируют и, увы, зачастую неверно понимают:
Любви все возрасты покорны…
В знаменитой арии Гремина «её порывы благотворны и юноше в расцвете лет, едва увидевшему свет, и закалённому судьбой бойцу с седою головой», но ведь у Пушкина совсем не так!
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мёртвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Конечно, несколько странно читать в строках, явно относящихся к ещё не достигшему тридцатилетия Онегину, про «возраст поздний и бесплодный» (сам ведь Александр Сергеевич грешен – в том же возрасте, даже старше, женился!), но здесь важнее другое: Онегин, что называется, уже «перегорел» и ему эта вдруг вспыхнувшая страсть ничего благого принести не может…
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь
Навигатор по всему каналу здесь