Найти тему

Детский сад: лодочные моторы мощностью 2-2.5 л.с. Чего от них ждать?

Оглавление

Желая приобщиться к водномоторному образу жизни, люди сталкиваются с выбором первого лодочного мотора. Кому-то кажется логичным приобрести экономичный и легкий моторчик мощностью 2-2.5 силы, кто-то выбирает гораздо более бодрую "пятерку", чтобы глиссировать на небольшой надувной лодке, а кто-то вообще не воспринимает всерьез моторы мощностью меньше 9.9-15 сил... И что характерно, в этой дилемме каждый будет по-своему прав!) Среди множества моторов мощностью ниже 10 л.с., не требующих на данный момент для управления прав судоводителя, можно выделить несколько групп ПЛМ в зависимости от мощности и решаемых задач.

В этой статье мне хотелось бы рассказать вам о некоторых доступных и широко востребованных у рыбаков и начинающих водномоторников лодочных моторах мощностью до 2.5 л.с., вкратце упомянуть об их преимуществах и недостатках. Никаких категоричных выводов делать не стану, лишь поделюсь своим опытом общения с моторной мелкотой. Речь пойдет только о тех моделях, которые автору довелось использовать лично – так, я думаю, будет объективнее (про замечательные по-своему электромоторы, например, мне сказать особенно нечего). Ну, поехали!

Можно обойтись совсем без мотора и привлечь живую силу... Девушка с веслом - классический сюжет, радует глаз!
Можно обойтись совсем без мотора и привлечь живую силу... Девушка с веслом - классический сюжет, радует глаз!

Салют/Спутник

Этот небольшой мотор – наследие Советского Союза, он является развитием совсем уж старинного моторчика МЛ-20 "Чайка". Это самая легкая (12 кг) и дешевая советская модель для широкого потребителя, своеобразный речной мопед, получивший поршневую от популярного в свое время веломотора Д-6. Первый опыт управления лодочным мотором у многих наших сограждан связан именно с Салютом!

Ранние моторы получали не особенно надежное кулачковое магнето МГ-103, а модернизированная версия Салют-Э оснащалась электронным зажиганием (тоже не беспроблемным, но все же запуск стал попроще). Мотор Спутник отличался от Салюта только наличием складного дейдвуда и поставлялся в рюкзаке из палаточной ткани. Он был удобнее для туристов и походников. На данный момент мотор не выпускается, хотя отдельные не б/у экземпляры в заводской упаковке периодически появляются в продаже.

Однажды мне достался за символическую сумму очень давно стоявший Салют, который, тем не менее, был скорее жив, чем мертв. После удаления останков неустановленного происхождения из поплавковой камеры и замены свечки он уверенно забормотал на бочке. Я внедрил аппаратику топливный фильтр в бензиновый шланг (в баке плавали чешуйки ржавчины), поменял масло в редукторе. Не особенно приятным моментом был отчаянно проскакивающий стартер (но многие Салюты штатного стартера и вовсе лишены, запускаются веревкой).

Маленький Салют отличается достаточно шумной работой и характерным визгом редуктора на ходу. Нейтрали нет, едет вперед сразу после запуска. Полностью заправленный бак обеспечивает больше часа работы на максимальных оборотах, а других у Салюта практически и нет, ход ручки газа маленький. Скорость не выдающаяся (еще бы, на алюминиевой-то лодке!), но быстрее, чем на веслах. В целом – прикольный моторчик, который можно приобрести по цене бутылки хорошего пойла. Если руки растут из правильного места и есть свободное время на устранение его капризов, то можно брать, но чудес от него не ждите.

Suzuki DF2.5S

Мой первый собственный лодочный мотор, приобретенный для ПВХ-лодки 2.80. Самый легкий из четырехтактных (13 кг) и заслуженно любимый многими, он верно служил мне на протяжении одного сезона и оставил по себе только добрую память. Этот японский аппаратик, который можно удержать на вытянутой руке, был во многих отношениях как "взрослый" мотор: например, у него была нейтраль, но вот задний ход осуществлялся за счет поворота мотора на 180 градусов.

Маленькая рабочая лошадка именитого японского бренда, собранная на Тайване
Маленькая рабочая лошадка именитого японского бренда, собранная на Тайване

Мелкая Сузука отличалась безукоризненно легким запуском в любую погоду и двигала лодку с одним человеком на борту по нашей некогда великой, но ныне маловодной реке со скоростью 7-8 км/ч. Наличие на борту пассажира мало что меняло в плане скорости – моторчик флегматично, но уверенно бежал вперед, издавая негромкие звуки маленького мотокультиватора. Бензин он не расходовал, а буквально нюхал – нужно было постараться, чтобы осушить литровый встроенный бачок. Вот движения по мелководью он не любил – песок попадал в систему охлаждения и забивал контрольку, у которой было очень маленькое выходное отверстие.

С этим приятным во всех отношениях аппаратом я расстался довольно быстро, ввязавшись в "гонку вооружений". Если бы цели двигаться быстрее и дальше не стояло, так и ездил бы на нем до сих пор... но очень уж он был неторопливый, а хотелось скорости, глиссирования, драйва! Считаю этот недешевый, но надежный и простой моторчик одним из лучших вариантов для рыбака.

Sea Pro T2.5S

Этого двухактного китайского приятеля я купил чуть подержанным по случаю, имея уже довольно приличный водномоторный опыт, но для многих именно он стал первым мотором. В его пользу говорят хорошее происхождение (Ямаха-двушка послужила образцом для копирования), относительная доступность (новый стоит порядка 20 тыр. в магазине в наши непростые времена), конструктивная простота. Китайские аппараты у нашей прогрессивной общественности в целом принято ругать, но у меня нет дурных слов об этом миниатюрном моторчике весом с хорошую кувалду (10 кг).

Верный друг, что бы ни говорили
Верный друг, что бы ни говорили

Вы удивитесь, но за примерно 6 лет не особенно активной эксплуатации самый младший член семейства Сиа-Про ни разу не создавал хозяину серьезного "головняка". С задачей неспешного перемещения лодки и человека из точки А в точку Б по реке он справляется неплохо. Ему довелось выступать даже средством маневрирования на довольно крупном плоту! Встроенный бак объемом то ли 1.2, то ли 1.5 литра (в разных источниках по-разному) обеспечивает примерно час хода на одной заправке. Запуск легкий, уровень шума и вибраций приемлемый, (точно поменьше, чем у Салюта), но вот управление газом на корпусе понравится не всем. Нейтрали не предусмотрено.

Если вы собираетесь приобрести Sea Pro T2.5S или его рестайлинговую версию Sea Pro T2.6, обязательно учитывайте, что у нового мотора карбюратор отчаянно богатит. Китайские товарищи настраивают его на более богатую обкаточную смесь, что легко устраняется путем опускания иглы в карбюраторе на 1-2 деления. Максимальные обороты мотора в итоге такой нехитрой манипуляции возрастают, его ход становится веселее. Обращайте также внимание на заливную и сливную пробки редуктора – на них достаточно просто сорвать резьбу, металл там мягкий. Многие владельцы Сиа-Про пишут еще на форумах, что сальники в редукторе оставляют желать лучшего, поэтому возможно попадание воды в редуктор... Не сталкивался с таким, но советую иметь в виду. В остальном же мотор показывает себя достаточно неплохо и может беспроблемно работать годами при нормальном уходе и использовании хороших расходников.

ПЛМ из бензинового триммера

Вариант для отбитого самодельщика или человека, не готового тратить энную сумму денег на полноценный лодочный мотор. Однажды я, не желая сидеть без дела на карантине, приобрел поддержанный дейдвуд-приставку для мотокосы и оснастил его 1.5-сильным движком от триммера Патриот. Результат моего творчества вы можете видеть на фото.

Не мышонок, не лягушка, а двухтактная пердушка, ой, то есть зверушка
Не мышонок, не лягушка, а двухтактная пердушка, ой, то есть зверушка

Очевидно, что такой моторчик с малоэффективным воздушным охлаждением не может применяться для сколь-нибудь длительных поездок, а в жару и вовсе присутствует неиллюзорный шанс теплового прихвата. Визг малокубатурного движка не способствует комфорту поездки. Спорным местом является триммерное центробежное сцепление, которое на больших оборотах начинает проскакивать. Про скорость движения и расход топлива рассуждать особого смысла не вижу, но отмечу, что для реки моторчик подходит слабо. Вот на озере или большом пруду такое чудо техники вполне можно периодически эксплуатировать, но всю рыбу вы гарантированно распугаете... Если резюмировать – техническая забава, не более, практической ценности мало.

Спасибо за то, что дочитали до конца! Если вам интересно было читать о моем опыте использования малых лодочных моторов, порадуйте меня лайком и комментарием! Интересно также было бы услышать ваши истории о лодочных моторах.