Найти тему
Без музыки совсем не то

Далёкий 1971-й год, ровно 50 лет назад. Три незаслуженно забытых гениальных рок-альбома

В 1971 году три группы из разных стран выпустили свои альбомы, которые сегодня мало у кого на слуху. Тем не менее, эти альбомы если и не достаточно гениальны, то, в любом случае, достойны того, чтобы быть занесенными в топы типа «100 лучших рок-музыкальных альбомов»

Во всех этих пресловутых топах "100 лучших альбомов" больше половины - всякого музыкального мусора
Во всех этих пресловутых топах "100 лучших альбомов" больше половины - всякого музыкального мусора

В этом году исполнилось или исполняется ровно 15 лет со дня выхода множества прекрасных альбомов таких же прекрасных рок-групп. Среди них произведения таких рок-китов, как «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Grand Funk Railroad», «Uriah Heep» или «Black Sabbath», и это закономерно.

Однако существует еще много не менее прекрасных, мощных и очень интересных альбомов других рок-групп, которые по каким-то причинам потерялись во времени. Я не говорю, что каждому меломану надо обязательно слушать и забытые альбомы… Но я хочу напомнить, что очень часто именно из тех, забытых альбомов многие популярные впоследствии рок-музыканты черпали свои ставшие хрестоматийными идеи.

В общем, не буду тянуть кота за хвост, и сразу перейду к трем альбомам, вышедшим ровно полвека назад, но которые сегодня слушаются как шедевры, несмотря на то, что с 1971 года они практически никогда не были на слуху. Речь пойдет о трех рок-группах – британской, немецкой и американской.

1). The Groundhogs «Split», 1971 г.

Этот альбом примечателен как минимум тем, что его записывал известный впоследствии продюсер Мартин Берч, и происходило это на той же студии De Lane Lea, где в тот момент записывались и Deep Purple. Так что Мартин Берч одновременно работал над двумя альбомами – и над «Fireball» для DP, и над «Split» для Тони Макфи и его The Groundhogs.

Можно много рассуждать о том, насколько «Split» похож на «Fireball», или наоборот – ну нисколько друг на друга эти альбомы не похожи. Тони Макфи – потомственный блюзовик, у которого под конец 60-х снесло крышу на прог-роке и всяких экспериментах, с помощью которых он очень активно скрещивал ужа с ежом. И у него это получилось просто замечательно, и даже гениально! Я обожаю «Fireball» DP, но DP – это голимый мейнстрим с минимумом экспериментов.

А вот «Split» от Тони Макфи сделал настоящую революцию, правда, в основном не у очень широкой публики, а таких же экспериментаторов, как и он. Прослушав альбом, можно согласиться, что более экспериментального произведения на основе блюза и прога в мировом роке никто еще не слышал.

На аудио: изюминка альбома "Split" - композиция "Cherry Red". Кстати, записана тремя музыкантами группы с первого дубля, так и вошла на альбом

Британская публика оценила этот альбом достойно – 5-я позиция в чартах, следующая после «Deep Purple in Rock» (№4) в списке самых продаваемых альбомов. Однако в Штатах альбом «Split» хоть и выпускался, но в чарты, в отличие от DP, пролезть не сумел.

2). Birth Control «Operation», 1971 г.

Эта немецкая рок-группа существовала до недавнего времени, пока не почил в Бозе ее бессменный лидер – вокалист и барабанщик Бернд Носке. И, что самое удивительное – все эти десятилетия у группы не было ни одного не интересного альбома. Тем не менее она почему-то никогда не была на слуху, хотя к ней и пытались привлечь внимание некоторые именитые фанаты. Вот, например, гитарист Helloween Кай Хансен, когда начал сольную деятельность, назвал свою группу в честь самого проникновенного хита своих любимцев – Gammaray. Мало того, он даже сделал кавер на этот хит, который можно услышать на его альбоме 1993 года.

Альбом «Operation» - это второй альбом группы. Записывался он в феврале 1971-го в Берлине, и стал одной из самых ярких работ группы. Считается, что основной стиль музыки Birth Control – краут рок, но это не совсем правда. С таким же успехом можно говорить, что Uriah Heep «Look At Yourself», вышедший в том же году – тоже краут-рок. Просто это прог-рок с очень сильными органными партиями, но и хардовой гитары там не меньше. Многие специалисты определяют этот альбом, как хэви-прог, ничем не уступающий альбому «Deep Purple in Rock», который в этом направлении стал первым.

В общем, альбом в немецком хит-параде занял 2-ю строчку, и музыканты сразу разбогатели. Я, конечно, не в курсе размеров гонораров, которые они получили с продаж альбомов, но мне известно, что музыканты очень быстро купили себе новейшие автомобили, а автор всех песен гитарист Бруно Френзель очень хорошо улучшил свое жилищное положение.

На аудио: изюминка альбома "Operation" - композиция "Just Before the Sun Will Rise"

Насколько успешен был альбом, можно судить также и по такому факту: сразу же после его выхода с группой подписал контракт европейский филиал американской телерадиосети CBS (Columbia Broadcasting System). Я думаю, американцы определили потенциал группы именно по этому альбому.

3). Sparks «Sparks», 1971 г.

Это довольно известная американская поп-рок-банда, состоящая из двух братьев Рона и Рассела Маэлов (клавишник и вокалист) с наемным в основном персоналом музыкантов. В середине 70-х эта группа сняла хорошие сливки с британских и европейских хит-парадов, выпуская прекрасные арт-поп-роковые альбомы. Но в самом начале своего пути, когда братья Маэлы еще пытались пробиться у себя на родине в США, им это никак не удавалось. Они записали два альбома, из которых нас интересует только первый.

Дебютный альбом «Sparks» сначала вышел под первоначальным названием группы – «Halfnelson», но сразу же был переиздан под существующим сегодня именем. Мимо критиков тогда это произведение прошло незамеченным, а узнали о нем только тогда, когда Sparks стали бешено популярны в Великобритании. Альбом начал переиздаваться в Англии и хорошо продавался в Европе. Однако как только звезда группы начала закатываться, закатилась и звезда альбома.

Между тем пластинка довольно хороша. Если сравнить музыку, которая была представлена на ней, с музыкой множества других групп поп-рока, то можно обнаружить, что «Спарксы» опередили в этом направлении всех, кто жанрово был к ним близок. Интересный момент – первым диском американцев был впечатлен даже гитарист Queen Брайан Мэй, который чуть было не согласился войти в состав Sparks в 1974-м году. Этому помешало только то, что диск Queen «Sheer Heart Attack» очень сильно «выстрелил» в Англии и США, так что Брайан Мэй решил свою группу не бросать – в ней он был первым, а в «Спаркс» был бы только третьим.

Заканчивая эту публикацию, хочу сказать вот что: сегодня во всяких списках типа «100 (200, 500, 1000) лучших рок-альбомов» при детальном рассмотрении можно обнаружить огромное количество всякого мусора. Но в эти топы почему-то не включены очень многие поистине гениальные творения.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-ГРУППАХ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«The Groundhogs» и ее фронтмен Тони Макфи – самые неизвестные лидеры блюз-рок-прогрессива 70-х

«Sparks». Лучшая глэмовая рок-группа, в которую в 1974-м чуть было не ушел из «Queen» Брайан Мэй

Известнейшие рок-группы, в которых от первоначального состава остался один барабанщик (включая и Birth Control)