Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

В Севастополе по иску реставратора к музею «Херсонес Таврический» в качестве третьих лиц привлекут Министерство культуры РФ

Суд удовлетворил ходатайство музея привлечь в качестве третьей стороны Министерство культуры РФ.

Сегодня, 20 апреля, в Гагаринском районном суде города Севастополя состоялось первое судебное заседание по исковому заявлению севастопольского реставратора Анатолия Туманова к музею-заповеднику «Херсонес Таврический» и Фонду поддержки гуманитарных наук «Моя история».

-2

В ходе первого судебного заседания было удовлетворено ходатайство музея-заповедника «Херсонес Таврический» о привлечении в качестве третьей стороны по делу Министерства культуры РФ.

Профессиональный реставратор, а в прошлом сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический», потребовал в своём иске произвести демонтаж конструкций, возведённых в 2018 году для проведения мероприятий по показу спектакля «Грифон» и других перформансов, в непосредственной близости к башне Зенона.

Справочно: Башня Зенона прикрывала подход к Херсонесу Таврическому с южной напольной стороны и имела важное значение в системе обороны. Это была самая мощная башня на юго-восточном фланге обороны. Из-за своего положения башне Зенона неоднократно приходилось принимать на себя удар неприятеля без поддержки соседних групп защитников города и находиться под перекрестным огнём. Высота башни составляет 9 метров, её диаметр более 23 метров. Внутри башни находились помещение для караула, который охранял внешние ворота города и калитка в перибол. Калитка была сделана в башне для того, чтобы защитники города могли возвращаться в город после диверсионных вылазок во время осады города войсками противника. Защитники выходили через другие ворота, а возвращались через вход в башне Зенона. Это было устроено с расчётом, чтобы воины, передвигаясь по периболу, находились левым боком к неприятелю, так как левый бок был прикрыт щитом. После входа в башню со стороны перибола находится цитадель — замкнутое пространство. Расположение башни отличается от канона — она расположена не справа от главных ворот, а слева. Это связано с тем, что добраться к главным воротам можно было через ворота в протейхизме и далее по длинному периболу, находясь правым незащищённым боком под огнём с башни и примыкающих к ней куртин. Таким образом, чтобы пройти к основным городским воротам, противник должен был оказаться спиной к башне Зенона.
Башня Зенона. Вид снаружи крепости. На переднем плане видна протейхизма — передовая оборонительная стена
Башня Зенона. Вид снаружи крепости. На переднем плане видна протейхизма — передовая оборонительная стена

Напомним: Анатолий Туманов подал иск против руководства музея и действующего на территории античного города фонда «Моя история». Конкретным требованием иска является снос постройки, возведённой рядом с башней Зенона в рамках мероприятий по показу спектакля «Грифон» и других перформансов. Отметим, что, по мнению идеологов трансформации античного Херсонеса в досугово-развлекательное пространство, на территории древнего города не происходит ничего угрожающего. Учёные и севастопольцы с такой оптимистичной точкой зрения категорически не согласны.

Фото: «Херсонес Таврический»
Фото: «Херсонес Таврический»

В данный момент времени, новодел загородил вид на древние оборонительные фортификационные сооружения. Более того, по мнению Анатолия Туманова, руководство музея нарушило закон, построив временное сооружение на месте древней дороги, исказив историко-культурный ландшафт.

Фото: «Херсонес Таврический»
Фото: «Херсонес Таврический»

Между тем, сотрудники музея-заповедника заявляют, - сооружение возведено временно. Но, как стало известно в ходе судебного заседания, проведение фестиваля «Грифон» продлили до 2024 года. Поэтому, во-первых, постройка перестала быть временной, и сносить её никто не собирается в ближайшие годы. А во-вторых, сооружение имеет признаки капитального сооружения, в первую очередь — фундамент.

По словам Анатолия фундамент сделан монолитным. Его заглубили в землю на 20-80 сантиметров.

«Как можно не считать это сооружение капитальным, если оно имеет фундамент с заглублением от 200 до 800 миллиметров, который уже является критерием капитального сооружения. Причём фундамент, который, как написано в документации, „сборная железобетонная конструкция”. На самом деле это монолитный, залитый бетоном на месте фундамент, что зафиксировано на фото.
Фото из открытых источников Фейсбук
Фото из открытых источников Фейсбук
Поэтому я и требовал акт о скрытых работах — потому что там должно быть указано, как делался этот фундамент, является ли он разборным, как указано в этой неподписанной экспертизе, или он всё-таки заливался бетоном монолитно», — пояснил Анатолий Туманов.

Он напомнил, что котлован под этот фундамент был вырыт прямо на территории античного Херсонеса, глубиной чуть ли не метр.

-7

Древняя дорога в никуда

Реставратор напомнил, что среди аргументов, на основании которых «Херсонес Таврический» был признан памятником ЮНЕСКО, были упомянуты дороги — та, на которой теперь выстроена конструкция с фундаментом, входит в их число..

«Конструкция стоит на древней въездной дороге в город, которую сейчас не видно. Эта конструкция загораживает вид на оборонительные сооружения и становится доминантой всего Херсонеса. Она вводит в заблуждение туристов, которые приезжают и думают, что эта конструкция была здесь всегда», — возмутился Анатолий Туманов.

Выйдя из здания Гагаринского суда, Анатолий Туманов ещё раз обозначил для СМИ свои требования — привести территорию в аутентичный вид или хотя бы к тому, что было на момент включения Херсонеса в список ЮНЕСКО.

-8

Для этого, есть достаточно оснований, а в самом акте историко-культурной экспертизы, давшем добро на строительство, есть масса противоречий с действующим законодательством и даже внутренних, считает он.

«Филькина грамота, экспертиза без единой подписи экспертов — то есть, по сути, ни о чём. Временное сооружение после неё становится многолетним, сборно-разборная конструкция имеет фундамент, причём собрана при помощи сварки — это настоящее превращение чёрного в белое», — подчеркнул Анатолий Туманов.
-9

Стоит напомнить, что частично с мнением Анатолия Туманова согласились в Администрации Президента РФ. Деревянные настилы в музее-заповеднике «Херсонес Таврический», так возмутившие севастопольцев, возводили «с большим количеством нарушений» — следует из ответа Управления Президента по работе с обращениями граждан Анатолию Туманову.

Временно на 6 лет

В свою очередь, начальник юридического отдела Херсонеса Таврического Дмитрий Недогибченко заверил суд в полной обоснованности всех строительных работ на территории античного заповедника.

«Представлены основополагающие документы, которые подтверждают правоту музея-заповедника, подтверждают абсолютную законность установки конструкции. Музей открыт, это государственная работа, которая будет продолжена на благо граждан и посетителей музея-заповедника», — сообщил он СМИ.

На прямой вопрос — как можно считать временной конструкцией то, что построено в 2018 году и по планам музея будет присутствовать до 2024 года, — юрист музея сообщил, что «всё подтверждается актами государственной экспертизы, оценку этому даст суд».

На претензию Анатолия Туманова по поводу отсутствия подписей экспертов на акте историко-культурной экспертизы, Дмитрий Недогибченко сообщил, что «эти документы опубликованы на сайте Министерства культуры РФ, их степень законности у нас не вызывает опасений, более того — они согласованы с Министерством культуры РФ».

Тем не менее, представитель музея так и не смог назвать фамилии конкретных экспертов, подписавших, по его мнению, акт экспертизы. А на прямой вопрос — возможно ли демонтировать и восстановить разрушенное — ответил уклончиво.

«На данный момент этот вопрос не стоит, музей-заповедник развивается и будет развиваться в соответствии с законодательством РФ», — сообщил он.
-10

Но у севастопольцев, собравшихся в зале суда по этому поводу, была своя точка зрения, которую мы не будем цитировать дословно, дабы не создавать почвы для новых судебных исков.

-11

Вопросы к собственнику Херсонеса

В ходе заседания судья Ирина Блейз сообщила, что музей «Херсонес Таврический» обратился с письменным ходатайством о привлечении в качестве третьего лица Министерства культуры РФ.

«Министерство культуры является собственником федерального музея-заповедника „Херсонес Таврический”, и любое распоряжение, связанное с недвижимым имуществом, мы обязаны согласовывать с собственниками. Мы уверены, что решение суда может повлиять на права и обязанности министерства», — пояснил логику своего ходатайства юрист музея.

Также, он отметил, что «в иске истец ссылается на документы Министерства культуры РФ, потому для разрешения спора нужно привлечь министерство в качестве стороны».

Поскольку Суд поддержал ходатайство, то в ходе дальнейших разбирательств надо ждать оценки Министерством культуры России собственных документов и распоряжений.

Следующее заседание по иску Анатолия Туманова против «Херсонеса Таврического» назначено на 17:00 29 апреля.

Читайте также: К новому суду по Херсонесу подключили Минкульт

Севастопольский правозащитник выступил за бесплатный вход и купания на Херсонесе

Херсонес строят в игре Minecraft

Новодел в Херсонесе помогает народу увидеть настоящее прошлое

Образцы «деревянного зодчества» в Херсонесе смонтированы с нарушениями

Руководство Херсонеса взяло на себя ответственность за переустройство севастопольского заповедника

В Херсонесе может появиться филиал детского лагеря «Артек»

Как Маслов одолел Морозову. Пересказ громкого севастопольского процесса

Поделитесь этой новостью с друзьями.

Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен, ForPost Podcast, Telegram, Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках

ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!

Если не трудно, 👍 «палец вверх» и поделитесь с друзьями!