Найти тему
Советский экран

4 лучших фильма Станислава Ростоцкого

Оглавление

Творчество Станислава Ростоцкого о любви к человеку. Эта любовь и способность остро чувствовать страдания других помогала режиссёру затрагивать тонкие струны души своих зрителей и помогать им расти.

«Мне никогда не хотелось, чтобы зритель уходил с моих фильмов благостно успокоенным или бессмысленно разочарованным. Я всегда старался тронуть его разум и душу печалью, болью, гневом. Но при этом всегда хотел, чтобы и печаль, и боль, и гнев рождали энергию действия, энергию борьбы, подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни. Это и есть подлинный оптимизм, как я его понимаю. Оптимизм, издавна присущий гуманистическому искусству».

Давайте же вспомним лучшие фильмы Станислава Ростоцкого. А если вам интересно узнать об удивительной судьбе режиссёра, рекомендую эту статью.

«Дело было в Пенькове» (1957)

-2

Первым большим успехом режиссёра была картина «Дело было в Пенькове». Уже в этой работе есть характерные для творчества Ростоцкого нравственная и гражданственная проблематика. Фильм получился новаторским и необычным для советского зрителя. Ростоцкий показал новый тип героя, противоречивый и живой в противовес «нормальному» и правильному эталонному рабочему.

Значительное место в картине посвящено любовному треугольнику, который тоже не был характерным для советского кино в таком виде. Критика едва не погубила фильм: комиссия осудила песню «Огней так много золотых...», назвав её аморальной, ведь советская девушка не может полюбить женатого мужчину. Порицанию подверглась и героиня Светланы Дружининой, которая едва не совершила убийство.

-3

В целом фильм признали клеветой на колхозный строй, доказывали, что он вреден и недостоин показа советским зрителям. Но как раз зрители расставили всё на свои места. Картина сразу же завоевала всенародную любовь и получила восторженные отклики. Такой честной и живой жизни не хватало советским зрителям. Фильм стал глотком свежего воздуха.

«Дело было в Пенькове» стал прорывом не только для Ростоцкого, но и для Вячеслава Тихонова. Прежде ему не давали крупных ролей, считали некиногеничным. Позже Тихонов говорил:

«Если бы не Ростоцкий, если бы не его вера в меня, я бы, наверное, не состоялся. Он разглядел во мне то, что я сам в себе не видел».

«Доживём до понедельника» (1968)

-4

Своей главной работой Ростоцкий считал фильм «Доживём до понедельника». В ней он поднял проблему поколений, показал, конфликт взрослых, мыслящих «по образцу», и молодёжи, которое смотрит на те же вещи уже по-другому.

Фильм ставил актуальные для того времени вопросы, которые никто не осмеливался прежде поднимать на экране. Школа, как срез общества в целом, обнажала его пороки. Но молодое поколение выступало против стандартизации жизни, мышления, не терпело лжи.

-5

Фильм чудом вышел на экраны. Чиновники требовали переделать картину, но режиссёр отказывался. Тогда фильм решили показать делегатам Всесоюзного съезда учителей, предполагая, что они раскритикуют его в пух и прах. Какое же разочарование их ожидало, когда по окончании просмотра учителя стоя скандировали: «Молодцы!»

В эту картину Ростоцкий снова пригласил Вячеслава Тихонова и открыл для массового зрителя Ирину Печерникову. А ещё это единственная картина, в которой Ростоцкий снял свою супругу Нину Меньшикову.

«...А зори здесь тихие» (1972)

-6

В 1972 году Ростоцкий снял фильм «…А зори здесь тихие». Он посвятил его посвятил Анне Чугуновой, медсестре, которая спасла ему жизнь на фронте. В 1944 году Ростоцкий попал под танк и чудом выжил. С поля боя его вынесли находившиеся поблизости солдаты, затем медсестра дотащила до госпиталя.

«Она не видела картину «А зори здесь тихие...» - к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране... Таким образом, она сумела ее «посмотреть». Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».

Эта военная картина несла мощный гуманистический посыл, рассказывая о такой уязвимой и незначительной в масштабах фронта человеческой жизни. А убийство женщины, олицетворяющей любовь и материнство, предстает кощунством, покушением на весь человеческий род.

-7

Фильм снят по повести Бориса Васильева. Он же помог адаптировать произведение под киносценарий. О работе с режиссёром Васильев вспоминал так:

«С Ростоцким у меня была самая счастливая работа в кино. Мы вместе на Валдае писали сценарий, потом я присутствовал на отборе актеров и на съемочной площадке. Он не вставил в картину ни одного слова, против которого я выступал. Никто так не уважал авторское право, как он».

Фильм получил признание не только в СССР, но и во всём мире. В 1973 году картина получила номинацию на «Оскар» как «лучший фильм на иностранном зыке».

Для Елены Драпеко, Екатерины Марковой, Ирины Долгановой, Андрея Мартынова и других артистов роли в фильме «...А зори здесь тихие» стали дебютом и билетом в большое кино.

«Белый Бим, Чёрное ухо» (1976)

-8

Ещё через несколько лет Ростоцкий снял фильм «Белый Бим, Чёрное ухо». И хотя при буквальном восприятии сердце разрывается от жалости к собаке, фильм вовсе не о ней. Он об индивидуальности, которая, попав во враждебную среду, не может раскрыться и проявить себя.

Ростоцкий писал, что стремился тронуть разум и душу зрителя, чтобы чувства пробуждали желание бороться с несправедливостью и «подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни».

-9

А автор одноименной повести, по которой снят фильм, Гавриил Троепольский, писал:

«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».

У этой картины тоже была непростая судьба. Ростоцкому не давали ее снимать три года, но после выхода в прокат фильм получил любовь зрителей, множество всесоюзных и международных наград и номинацию на «Оскар».

***

В начале 90-х Ростоцкий оставил кинематограф. Он категорически не принимал то, что происходит в отечественном кино. Для человека, который относился к режиссуре, как к миссии, это не удивительно.

«Для меня режиссура была не профессией — профессией овладеть можно. Для меня она была родом деятельности... От которого достаточно многое зависит в этом мире... Нам хотелось сделать что-то полезное, что-то для людей... Вот если бы я сделал картину подобную 95 процентов тех, которые сейчас делают, мне было бы стыдно перед моими учителями Козинцевым и Эйзенштейном, хотя их уже и нет в живых».
-10

#подборка фильмов #киноподборка #советские фильмы #советское кино #станислав ростоцкий #кино ссср #лучшиефильмы #советские режиссеры