Творчество Станислава Ростоцкого о любви к человеку. Эта любовь и способность остро чувствовать страдания других помогала режиссёру затрагивать тонкие струны души своих зрителей и помогать им расти.
«Мне никогда не хотелось, чтобы зритель уходил с моих фильмов благостно успокоенным или бессмысленно разочарованным. Я всегда старался тронуть его разум и душу печалью, болью, гневом. Но при этом всегда хотел, чтобы и печаль, и боль, и гнев рождали энергию действия, энергию борьбы, подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни. Это и есть подлинный оптимизм, как я его понимаю. Оптимизм, издавна присущий гуманистическому искусству».
Давайте же вспомним лучшие фильмы Станислава Ростоцкого. А если вам интересно узнать об удивительной судьбе режиссёра, рекомендую эту статью.
«Дело было в Пенькове» (1957)
Первым большим успехом режиссёра была картина «Дело было в Пенькове». Уже в этой работе есть характерные для творчества Ростоцкого нравственная и гражданственная проблематика. Фильм получился новаторским и необычным для советского зрителя. Ростоцкий показал новый тип героя, противоречивый и живой в противовес «нормальному» и правильному эталонному рабочему.
Значительное место в картине посвящено любовному треугольнику, который тоже не был характерным для советского кино в таком виде. Критика едва не погубила фильм: комиссия осудила песню «Огней так много золотых...», назвав её аморальной, ведь советская девушка не может полюбить женатого мужчину. Порицанию подверглась и героиня Светланы Дружининой, которая едва не совершила убийство.
В целом фильм признали клеветой на колхозный строй, доказывали, что он вреден и недостоин показа советским зрителям. Но как раз зрители расставили всё на свои места. Картина сразу же завоевала всенародную любовь и получила восторженные отклики. Такой честной и живой жизни не хватало советским зрителям. Фильм стал глотком свежего воздуха.
«Дело было в Пенькове» стал прорывом не только для Ростоцкого, но и для Вячеслава Тихонова. Прежде ему не давали крупных ролей, считали некиногеничным. Позже Тихонов говорил:
«Если бы не Ростоцкий, если бы не его вера в меня, я бы, наверное, не состоялся. Он разглядел во мне то, что я сам в себе не видел».
«Доживём до понедельника» (1968)
Своей главной работой Ростоцкий считал фильм «Доживём до понедельника». В ней он поднял проблему поколений, показал, конфликт взрослых, мыслящих «по образцу», и молодёжи, которое смотрит на те же вещи уже по-другому.
Фильм ставил актуальные для того времени вопросы, которые никто не осмеливался прежде поднимать на экране. Школа, как срез общества в целом, обнажала его пороки. Но молодое поколение выступало против стандартизации жизни, мышления, не терпело лжи.
Фильм чудом вышел на экраны. Чиновники требовали переделать картину, но режиссёр отказывался. Тогда фильм решили показать делегатам Всесоюзного съезда учителей, предполагая, что они раскритикуют его в пух и прах. Какое же разочарование их ожидало, когда по окончании просмотра учителя стоя скандировали: «Молодцы!»
В эту картину Ростоцкий снова пригласил Вячеслава Тихонова и открыл для массового зрителя Ирину Печерникову. А ещё это единственная картина, в которой Ростоцкий снял свою супругу Нину Меньшикову.
«...А зори здесь тихие» (1972)
В 1972 году Ростоцкий снял фильм «…А зори здесь тихие». Он посвятил его посвятил Анне Чугуновой, медсестре, которая спасла ему жизнь на фронте. В 1944 году Ростоцкий попал под танк и чудом выжил. С поля боя его вынесли находившиеся поблизости солдаты, затем медсестра дотащила до госпиталя.
«Она не видела картину «А зори здесь тихие...» - к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране... Таким образом, она сумела ее «посмотреть». Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».
Эта военная картина несла мощный гуманистический посыл, рассказывая о такой уязвимой и незначительной в масштабах фронта человеческой жизни. А убийство женщины, олицетворяющей любовь и материнство, предстает кощунством, покушением на весь человеческий род.
Фильм снят по повести Бориса Васильева. Он же помог адаптировать произведение под киносценарий. О работе с режиссёром Васильев вспоминал так:
«С Ростоцким у меня была самая счастливая работа в кино. Мы вместе на Валдае писали сценарий, потом я присутствовал на отборе актеров и на съемочной площадке. Он не вставил в картину ни одного слова, против которого я выступал. Никто так не уважал авторское право, как он».
Фильм получил признание не только в СССР, но и во всём мире. В 1973 году картина получила номинацию на «Оскар» как «лучший фильм на иностранном зыке».
Для Елены Драпеко, Екатерины Марковой, Ирины Долгановой, Андрея Мартынова и других артистов роли в фильме «...А зори здесь тихие» стали дебютом и билетом в большое кино.
«Белый Бим, Чёрное ухо» (1976)
Ещё через несколько лет Ростоцкий снял фильм «Белый Бим, Чёрное ухо». И хотя при буквальном восприятии сердце разрывается от жалости к собаке, фильм вовсе не о ней. Он об индивидуальности, которая, попав во враждебную среду, не может раскрыться и проявить себя.
Ростоцкий писал, что стремился тронуть разум и душу зрителя, чтобы чувства пробуждали желание бороться с несправедливостью и «подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни».
А автор одноименной повести, по которой снят фильм, Гавриил Троепольский, писал:
«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».
У этой картины тоже была непростая судьба. Ростоцкому не давали ее снимать три года, но после выхода в прокат фильм получил любовь зрителей, множество всесоюзных и международных наград и номинацию на «Оскар».
***
В начале 90-х Ростоцкий оставил кинематограф. Он категорически не принимал то, что происходит в отечественном кино. Для человека, который относился к режиссуре, как к миссии, это не удивительно.
«Для меня режиссура была не профессией — профессией овладеть можно. Для меня она была родом деятельности... От которого достаточно многое зависит в этом мире... Нам хотелось сделать что-то полезное, что-то для людей... Вот если бы я сделал картину подобную 95 процентов тех, которые сейчас делают, мне было бы стыдно перед моими учителями Козинцевым и Эйзенштейном, хотя их уже и нет в живых».
#подборка фильмов #киноподборка #советские фильмы #советское кино #станислав ростоцкий #кино ссср #лучшиефильмы #советские режиссеры