Эпиктет был, пожалуй, самым религиозным из античных стоиков и доказывал существование бога с помощью рассуждений, которые позже получат названия "аргумента разумного замысла". Суть этого доказательства — указания на то, как разумно всё устроено:
"Кто же тот приспособивший это к тому и то к этому? А кто тот приспособивший меч к ножнам и ножны к мечу? Никто? Да ведь по самому устройству изделий мы обыкновенно заявляем, что это несомненно творение какого-то мастера, а не необдуманно устроенное. Так неужели каждое из них обнаруживает мастера, а зримое, зрение, свет не обнаруживает? А мужской пол и женский пол, их взаимное влечение к соитию и способность пользоваться частями, устроенными для этого, всё это тоже не обнаруживает мастера?"
Согласно Эпиктету, неразумные животные не сознают разумного устройства мира, но человеку должно быть стыдно уподобляться им, он должен признавать божественный промысел. Люди специально ездят в Олимпию, чтобы восторгаться её архитектурой, а чтобы восхищаться божественным зодчеством и ездить никуда не надо, достаточно об этом поразмыслить. И не правы те, кто жалуется на несправедливость божественного устройства. На самом деле всё устроено к нашему благу. Даже и те испытания, которые выпадают на нашу долю:
"А то чем, по-твоему, вышел бы Геракл, если бы не существовало такого льва, гидры, лани, вепря, всяких несправедливых и звероподобных людей, от которых он избавил и очистил землю? И что бы он делал, если бы ничего такого не существовало? Не ясно ли, что спал бы закутавшись? Значит, прежде всего, он не стал бы Гераклом, дремля всю жизнь в такой неге и покое, Ну а если бы даже и стал, что толку было бы в нём? Какое применение нашли бы эти его руки и вообще вся его мощь, стойкость и благородство, если бы какие-нибудь такие обстоятельства и предметы не встряхнули его и не закалили упражнениями?"
Но кроме того, что бог дал нам эти испытания, он также дал нам величие духа, мужество и способность переносить всё случающееся без унижений и поражений:
"Ну, так вот, и ты, осознав всё это, взгляни на способности, которые у тебя есть, и, разглядев их, скажи: «Подавай теперь, Зевс, какое хочешь обстоятельство: у меня есть подготовленность, данная мне от тебя, и возможности для того, чтобы украсить себя благодаря всему, что получается». Но нет, вы сидите трепеща в страхе, как бы не случилось того-то, горюя, сокрушаясь и стеная, когда случается то-то. И вы еще вините богов! Действительно, какое может быть иное следствие из такого неблагородства, как не нечестивость?"
В XVIII веке Дэвид Юм убедительно показал несостоятельность аргумента разумного замысла. А дальнейшее развитие естествознания показало, что человечество — ничтожное явление по сравнению с масштабами мироздания, так что никаких иллюзий о нашей исключительности, о том что всё в мире устроено к нашему благу, питать уже не приходится. И зависимость наших когнитивных способностей от неподконтрольных нам внешних обстоятельств также невозможно отрицать. То есть все описанные выше идеи Эпиктета оказываются несостоятельными. Но может быть какое-то рациональное зерно в его философии всё-таки остаётся? Имхо, да!
Рациональное зерно в стоицизме — это то, что он показывает нам, как относиться к объективной реальности, чтобы более надёжно и эффективно достигать добродетельности и счастья. Мы сами выбираем, будем ли мы страдать столкнувшись с несчастьем, или отнесёмся к нему индифферентно, как к не подлежащему нашему контролю, или даже как к мотивирующему вызову из примера Эпиктета с Гераклом. И пусть этот выбор даётся нам не легко и спасает не от всего, но это отличный психологический приём, помогающий нам сделать свою жизнь лучше. Он явно заслуживает изучения!
#мудрость #религия #судьба #философия жизни #саморазвитие