В этой статье мы рассмотрим, как SWOT-анализ можно использовать для изучения личности. Разберем как можно применить этот метод на практике
Экономисты и маркетологи прекрасно знают, что обозначает аббревиатура SWOT. К этому методу прибегают, когда необходимо выяснить текущее состояние предприятия. Относительно недавно его начали использовать и в психологии. Выяснилось, что SWOT-анализ можно использовать для анализа личности, ее основных качеств и характеристик.
В чем суть SWOT-анализа?
Стоит начать с того, что аббревиатура SWOT состоит из 4 слов: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats, что в переводе обозначается Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности и Угрозы. Несмотря на то, что это термин экономический, все перечисленные выше слова отлично вписываются в определение характеристик личности.
SWOT-анализ позволяет составлять планы на основании выявленных внутренних и внешних факторов объекта. С его помощью можно определить:
- Сильные стороны, которые помогут в достижении цели. Это ваши качества, знания и умения, которые дают вам конкурентное преимущество.
- Слабые стороны и уязвимость. Человек не может преуспевать во всем. Поэтому, чтобы реализовать свой план, ему в тот или иной момент времени придется прибегать к помощи других людей.
- Внешние обстоятельства. Чаще всего мы не можем никак на них повлиять, но это не значит, что мы не можем ими воспользоваться.
- Внешние угрозы. Если мы не можем предотвратить катастрофу, то хотя бы должны быть готовы к возможным негативным влияниям.
Составляющие SWOT-анализа
Чтобы метод имел максимальную эффективность, мы должны понимать, что подразумевает каждый из четырех сегментов. Ниже приведен список ключевых вопросов.
Сильные стороны (Strengths)
- Чем вы выделяетесь на фоне остальных? Это могут были любые навыки, образование, связи.
- В каком деле у вас больше всего шансов выйти в лидеры?
- Какими ресурсами вы обладаете и какие можете привлечь в случае необходимости?
- Какое качество окружение считает вашей сильной стороной?
- Какими достижениями вы гордитесь на данный момент?
- Чем отличается ваша система ценностей?
В некоторых вопросах присутствует мнение окружения. Дело в том, что себе дать оценку очень сложно, поэтому по возможности прибегайте к помощи друзей и коллег.
Если вы не уверены в определении своих сильных сторон, то пишите все свои положительные качества. Определенно несколько из них будут выделяющимися. Например, если вы хороший экономист, но, как и все на этой должности, то это явно не будет вашим преимуществом. Но если вы владеете навыками ведения переговоров и влияния на людей, то шансы на профессиональный рост у вас в разы выше.
Слабые стороны (Weaknesses)
- Какие задачи даются вам с трудом?
- Какие качества окружающие считают вашим слабым местом?
- Вы считаете ваше образование и полученные навыки полезными на пути достижения целей?
- Есть ли у вас негативные привычки, которые могут отразиться на результатах работы? (опоздания, вспыльчивый характер, неумение находить общий язык с коллегами и пр.)
- Какие особенности характера могут блокировать движение к цели?
В этом блоке также важно учитывать не только свою точку зрения, но и друзей, коллег. Зная о свои недостатках, вы поймете какие качества вам надо проработать. Если же вам приписали слабость, которой у вас нет, то это повод задуматься, почему человек дал такую оценку вашим действиям.
Возможности (Opportunities)
- В каком состоянии сейчас находится сфера вашей деятельности? Какие преимущества из этого вы можете извлечь?
- Какие инновационные технологии позволят быстрей достичь цели?
- Есть ли у вас партнерские отношения с другими представителями отрасли?
- Какие тенденции наблюдаются в индустрии и в стране в целом? Сможет ли это помочь вам?
- Какие ошибки вы можете выделить из неудачного опыта других людей, которые работают в вашей сфере?
Если вы чувствуете, что вашего образования и навыков недостаточно для достижения цели, то у вас есть два возможных варианта. Первый – найти людей, которые ими обладают, и нетворкинг (установление новых связей). Второй – личное развитие, например, дополнительные курсы с практическими заданиями.
Угрозы (Threats)
- С какими угрозами вам приходится сталкиваться при выполнении ваших рабочих задач?
- Есть ли у вас прямые конкуренты?
- Как ваши слабые стороны могут помешать вам в достижении цели?
Знание и понимание своих уязвимостей и внешних угроз позволит разработать превентивные меры и подготовиться к встрече с ними.
Как видите SWOT-анализ довольно прост в применение. Этот метод относится к категории самоанализа. Но если вы хотите получить лучший результат, то лучше в некоторых вопросах прислушиваться к мнению окружающих.
Если у вас есть вопросы или нужна консультация – обращайтесь. Буду рада помочь.
Пишите: pro100.pro.smm@gmail.com
Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить полезные статьи и интересные публикации.
Я в социальных сетях: Инстаграм, Пинтерест.
Закрытый Телеграм-канал о том как просто заниматься продвижением: Pro100 обо всем