Здравствуйте, друзья. История порой бывает увлекательнее романов фэнтези, высокобюджетных фильмов или компьютерных игр. Дело в том, что история претендует на достоверность описываемых событий.
Ладно, хорошо, назовём эти события историографией, так как они могут быть приукрашены или выдуманы автором для живости повествования или подтверждения высоты боевого духа родной армии. Однако в памяти потомков остались случаи, когда человек одним ударом решил исход крупного исторического сражения.
Давид vs Голиаф.
Один из самых известных случаев подобного рода, описанный в Первой книге Царств Библии.
Филистимляне и израильтяне расположились на горах, а между ними была равнина. От филистимского стана выступил боец просто невообразимых размеров, по Библии его рост составлял шесть локтей и пядь. Чтобы вы знали, это 2 метра 89 сантиметров. На голове его был медный шлем, одет он был в чешуйчатую броню. Он вызывал на бой кого-нибудь из израильтян, кричал, что если кто одолеет его, филистимляне будут рабами израильтян, если одолеет он, израильтяне будут рабами филистимлян. Ясно, что израильтяне боялись выходить против такого великана. Голиаф, этот филистимлянин, смеялся и позорил израильтян.
Давид, сын Иессея, пас тогда овец в Вифлееме, отец велел ему принести сухпай для своих братьев, которые воевали против филистимлян. Давид, придя в лагерь израильтян и войдя в курс дела, отправился к царю Саулу за разрешением выступить против Голиафа. Саул усомнился в способностях Давида, но Давид был убедителен. Саул тогда облачил юного единоборца в броню и шлем, но для Давида эта экипировка показалась слишком тяжёлой, и он её снял. Так и пошёл в бой в пастушеской одежде, с пастушеской сумкой и посохом в руке. Можно представить, с каким презрением поглядел Голиаф на это недоразумение!
Но Давид оказался не так прост. В сумку он положил несколько камней. Неожиданно он побежал прямо на Голиафа, быстро вынул камень из сумки приладил к палке, используя её как пращу, и метнул снаряд прямо в голову филистимлянина, и убил его, подбежал, вынул меч из ножен Голиафа, своего у него не было, и отсёк голову великану. Как вы понимаете, победа в этой битве была одержана израильтянами.
Пирр vs мамертинский воин.
Современные люди знакомы с эпирским царём Пирром благодаря поговорке "Пиррова победа", означающую победу дорогой ценой. В связи с этим сформировался стереотип, что царь Пирр—никудышный военачальник. Однако, в античные времена он считался великим полководцем. В той битве под городом Аскулой, оставшейся в памяти под названием "Пиррова победа", римляне ожесточённо защищались, однако соотношение потерь по одним данным у римлян 6000 человек, у воинов Пирра 3505 человек, по другим данным, 15000 человек с каждой стороны. Пирр сказал тогда: "Если мы одержим ещё одну победу над римлянами, то окончательно погибнем".
Но сейчас я хотел бы поговорить о другом сражении. Карфагеняне и мамертинцы объединились против Пирра. Когда войска Пирра переправлялись из Сицилию в Италию, карфагеняне дали ему морское сражение в проливе, в котором он потерял немало кораблей, а мамертинцы прибыли на место раньше Пирра, и заняли укреплённые позиции. Когда Пирр на уцелевших кораблях прибыл в Италию, они напали на него и рассеяли всё его войско. Пирр сам отражал нападения врага и без страха сражался с опытным и дерзким противником.Когда он был ранен мечом в голову и ненадолго вышел из боя, мамертинцы воспряли духом. Один из них, огромного роста, в дорогих доспехах, выбежал вперёд, и грозным голосом стал вызывать Пирра на бой. Раздражённый Пирр растолкал своих щитоносцев, пытавшихся его удержать, и выбежал разъярённый, со страшным, забрызганным кровью лицом. Ни слова не говоря, Пирр ударил варвара мечом по голове. Удар был такой страшной силы, что клинок рассёк тело мамертинца пополам, и две половины упали в разные стороны. Мамертинцы были поражены и прекратили нападение.
Фарнак vs Савромат.
Этот эпизод известен из трактата византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении империей". В данном случае единоборство также заменило сражение. Обратите внимание, как герой проявил военную хитрость.
Боспорский царь Савромат объявил войну херсонитам, собираясь отвоевать завоёванные ранее херсонитами земли. Он перешёл границу, вошёл в землю херсонитов, и остановил войско возле места, называемого Кафа. Херсонитский царь Фарнак повёл свои войска навстречу, и тоже остановился возле Кафы. Войско босфорцев по численности превосходило войско херсонитов, а сам Савромат был намного крупнее и сильнее Фарнака. Фарнак решил вступить в единоборство с Савроматом. "Правила игры" такие: если в поединке одержит верх Савромат, то бывшие земли боспорцев отходят к ним без боя. Если победит Фарнак, то боспорцы просто уходят также без боя. Савромат с удовольстием вступил в схватку, предвкушая скорую победу. Он действительно, бросился в наступление, но, когда наступила такая позиция, когда Савромат стал спиной к херсонитским воинам, те вдруг громко закричали. Савромат отвлёкся, попытался было обернуться, но получил удар мечом в лицо. Здесь сработала домашняя заготовка, воины получили инструкцию на этот случай задолго до сражения.
Сын старого воина князя Владимира vs печенежский воин.
Имя этого героя не указано в летописи, но тем не менее это не умаляет его подвига.
И пришли печенеги и встали в месте, где позднее стал Переяславль. Русские и печенеги стали по разные стороны Днепра, и никто не решался перейти на другую сторону. Князь печенежский вышел, вызвал Владимира, и сказал ему, чтобы он вызвал своего воина, а печенеги вызвали своего. Если победит русский, печенеги не будут нападать три года, а если победит печенег, то они будут три года разорять русские города. Владимир пошёл искать бойца, который бы мог сразиться с печенегом, да не нашёл подходящего, пока один старый воин ему не сказал, что у него есть младший сын, способный руками порвать бычью кожу. Послали за этим парнем. Парень предложил в качестве пробы выпустить против него быка. Попробовали, парень схватил его за бок, и вырвал кусок кожи прямо с мясом. Князь Владимир дал добро на поединок. Рослый печенег засмеялся, увидев невзрачного паренька. Смеяться долго ему не пришлось, этот паренёк легко раздавил его, как клопа.
Мстислав vs Редедя.
Мстислав в Тмутаракани пошёл войной на касогов. Услышав об этом, косожский князь Редедя вышел против него. Полки встали друг против друга. Редедя предложил побороться без оружия. Причём победитель получал всё имущество побеждённого, включая землю, жену и детей. Мстиславу пришлось несладко, так как Редедя был силён и здоров. Тогда Мстислав взмолился: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». При этих словах он бросил Редедю на землю. Потом схватил нож и зарезал его. Пртом пришёл в землю Редеди, забрал его детей, жену, и возложил дань на касогов. Ну, и церковь построил в Тмутаракани.
Пересвет vs Челубей.
Самый известный случай единоборства перед историческим сражением на Руси. Битва на Куликовом поле. Князь Димитрий перед боем посетил Троицкий монастырь, отстоял литургию, и попросил благословения у отца Сергия, и чтоб дал ему двух монахов, бывших воинов, Александра Пересвета, и Андрея Ослябю. Пересвет стал образцом доблести и самопожертвования русского воинства.
В сказании о Мамаевом побоище говорится, что, когда враждебные армии сблизились, из татарского войска вышел злой печенег, ростом подобный Голиафу. Пересвет выступил вперёд со словами: "Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться".
Пересвет и Челубей ударили друг друга копьями, и погибли оба. Сражения это не остановило, но русские победили.
На этом всё на сегодня. До скорых встреч на канале.