Сегодня вы без усмешки даже не взглянете на эти автомобили. Но в Советском Союзе они считались передовыми, а иметь их в распоряжении было престижно. Вспомним вместе с порталом Uremont об автомобильных легендах СССР с уважением, а не с усмешкой.
FIAT 15 Ter
Номинально первым советским авто можно считать FIAT 15 Ter. Хотя производить его начали еще при Царской России, незадолго до революции 1917 года. Автомобиль собирался из итальянских машинокомплектов на заводе АМО. В 1917 году было собрано 432 FIAT 15 Ter, а до 1919-го — 1319 штук.
Поначалу, в 1911 году, грузоподъемность FIAT 15 составляла 1,5 тонны. Авто имело четырехцилиндровый мотор, мощность которого составляла 20 лошадиных сил, четырехступенчатую коробку передач, пневматические шины на колесах. В последующие годы автомобиль планомерно улучшали. Так в 1913-м мощность двигателя FIAT выросла до 40 лошадиных сил, а цепной привод сменился на карданный. Колеса с деревянным ободом сменились цельнометаллическими. В такой модификации FIAT-15 Ter выпускался на протяжении 9 лет, вплоть до 1922-го.
«Жигули»
В 1970 году в Тольятти был построен Волжский автомобильный завод, на котором ежегодно выпускалось от 660 000 до 730 000 автомобилей. Первыми и самыми популярными автомарками стали внедорожники «Жигули» и «Нива», а также легковое авто Иж-2125.
«Жигули» производились с 1970 и вплоть до 2014 года. Свое название они получили в честь Приволжской возвышенности. Своим рождением они обязаны соглашению о сотрудничестве в разработке авто, заключенному в 1966 году между Внешторгом и Fiat, итальянской компанией.
Характеристики «Жигулей» ежегодно совершенствовались, а моделей становилось все больше. Интересный факт: за рубежом название марки считалось неблагозвучным, поэтому для иностранных пользователей пришлось придумать другое — LADA.
Названия моделей зависели от объема двигателя. И в 90 годы АвтоВАЗ полностью перешел на индексные обозначения: ВАЗ-2104, ВАЗ-2107 и т.д. Всего существует семь индексных моделей. В самой первой — ВАЗ-2101 — были недочеты, и уже следующая модификация — ВАЗ-21011 — имела больше прутьев на решетке радиатора, дополнительные прорези для воздухопритока к радиатору системы охлаждения, так называемые клыки на бамперах сменились на резиновые накладки, отражатели переместились на задние фонари. В салоне стало комфортнее и пассажирам и водителю. Авто было оснащено более мощным двигателем.
Модификацию 21016 для иностранцев назвали Lada 1200. Более 57 000 авто экспортировали в ГДР, Болгарию, Чехословакию и прочие страны Социалистического содружества.
«Нива»
У тех, кто помнит сериал «Улицы разбитых фонарей», знаменитая команда «по коням» ассоциируется именно с «Нивой», первой машиной киногероя Сергея Селина.
«Нива» стала первым советским полноприводным внедорожником повышенной проходимости. Самый первый представитель модели был произведен в 1977 году. Через несколько лет после запуска ежегодный производственный план в 25 000 машин был увеличен до 70 000, так как авто в том числе отправлялись на экспорт.
«Нива» до сих пор является одной из самых успешных, постоянно развивающихся российских моделей авто. За все годы существования она пережила множество обновлений.
С 2021 года модель носит название LADA Niva Legend. Она имеет четырехцилиндровый двигатель, обладает мощностью в 83 лошадиные силы, разгоняется до 142 километров в час. Существуют пять действующих комплектаций: Classic, Luxe, Кондиционер, Urban и BLACK. В ближайшие несколько лет ожидается выпуск новых модификаций модели.
«ИЖ - 2125»
Заднеприводный Иж-2125 «Комби» с механической коробкой передач и мощностью от 67 до 75 лошадиных сил (в зависимости от модификации) выпускался в период с 1973 года по 1997-й на автозаводе в Ижевске.
Иж-2125 был создан на волне общественного интереса к практичным авто. На тот период мировым стандартом считался Renault 16. Создатели Иж-2125 многое от него позаимствовали. Хотя за основу был взят все же отечественный Москвич-412.
Название авто взято из германоязычной терминологии. И буквально означает, что автомобиль располагает дверью в задней стенке кузова.
В 1982 году был модернизирован, а потому и индексное обозначение его изменилось на 21251. В перечне изменений эта модификация имела более утепленные заниженные дверные ручки и новую фальшрешетку, передние дисковые тормоза, раздельный привод задних и передних тормозов, другую электропроводку, отсутствие поворотных «форточек» на стеклах передних дверей.
«ВАЗ-2108»
В 80-е годы Советский Союз занял третье место по производству грузовых авто и первое по производству автобусов. А вот показатели изготовления легковых автомобилей перестали расти — сказывался дефицит запчастей. При этом было освоено производство новых переднеприводных легковушек: «ВАЗ-2108», «Москвич-2141», «Ока».
«ВАЗ-2108» в народе называют «восьмеркой». Это советское переднеприводное авто второй группы. Модель выпускалась с 1984 по 2004 годы на Волжском автозаводе.
Появление модели обусловлено повышением интереса автомобильных конструкторов к переднеприводной схеме. На использование деталей для ее создания было закуплено порядка 20 лицензий, в том числе на синхронные коробки передач и реечный руль у Zahnradfabrik, на сцепление у Automotiv Prodax и на карбюратор у Solex.
Все детали кузова модели, если не считать навесные, сварены между собой в одно целое. Автомобиль имеет цетырехцилиндровый четырехконтактный инжекторный или карбюраторный двигатель, четырех и пятиступенчатую коробку передач, торсионно-рычажную подвеску задних колес. Обладает 54-140 лошадиными силами, в зависимости от модификации.
«Москвич - 2141»
Авто третьей группы малого класса «Москвич-2141» производилось на АЗЛК в 1986-1998 годы, а позже, до 2003 года, и на других предприятиях.
При разработке модели создатели вдохновились франко-американской маркой Simca.
Переднеприводные «Москвичи» обладали двигателем объемом от 1500 до 2000 кубических сантиметров и, соответственно, имели от 71 до 86 лошадиных сил. Авто обладало пятиступенчатой коробкой передач, широким кузовом на манер «хетчбэк», реечным рулевым управлением, большими пластиковыми бамперами и считалось одним из самых совершенных серийных советских авто. В отличие от других легковушек, эта модель лучше всего справлялась с грязными и заснеженными дорогами.
Стоит отметить, что существовала специальная модификация для правоохранителей — «Москвич-21418». Он имел полуторалитровый двигатель УЗАМ, дополнительный аккумулятор в багажнике, фару-искатель, мощный громкоговоритель, блокировку от открытия изнутри и кронштейны, чтобы пристегивать к ним нарушителей.
«Ока»
«Ока» — это авто первой группы особо малого класса. Выпускалось на нескольких заводах с 1987 по 2008 годы. Имело от 29 до 33 лошадиных сил и разгонялось до 120 км/ч.
При внешнем проектировании авто сотрудниками Волжского автомобильного завода были взяты за основу польский Fiat 126p, а также японские Honda Today, Subaru 700, Daihatsu Cuore. Стоит отметить, что авто разрабатывалось с учетом особенностей маломобильных граждан.
«Ока» имела двухцилиндровый двигатель с парой модернизированных валов в картере. Система охлаждения была оснащена термостатом для блокировки попадания жидкости через главный радиатор до достижения правильной температуры. Гидравлическая тормозная система, 12-дюймовые колеса. Более трети деталей авто заимствованы у других моделей, включая ВАЗ-2121 и ВАЗ-2103.
«Запорожец»
Не забудем и всеми любимый «Запорожец», любовно в народе именуемый «запором». Это заднемоторная легковушка малого класса. Выпускалась с 1960 по 1994 годы на заводе «Коммунар». Под этой маркой производились разные модели, но все они имели схожие черты: заднемоторная компоновка, коробки передач в зоне колесной базы, карбюраторный четырехцилиндровый двигатель с системой воздушного охлаждения, автономное отопление салона, а также независимая подвеска колес.
Прототипом для первого «Запорожца» стал FIAT 600.
ЗАЗ-965А, другая модель, имел двигатель побольше и обладал мощностью в 27 лошадиных сил. «966», например, был снабжен нагнетающим вентилятором.
«Запорожец» на протяжении своего существования постоянно подвергался модификациям. В том числе выпускались версии для маломобильных граждан.
В 2020 году «Запорожец» отметил свой 60-летний юбилей. Коллекционные модели нередко можно встретить на дорогах нашей страны. А почти всю палитру существовавших когда-то ЗАЗ можно увидеть на международных слетах владельцев «Запорожца».