Найти тему
Креветка Ирис

На обломках морского вокзала

Ну куда ж тебе, старой вешалке, по заброшкам-то шляться? Что тебя тянет туда, любительница классической музыки, изысканной живописи и старинных усадеб? А вот есть что-то во всем этом неуловимо притягательное, кто бы что ни говорил.

Забираешься – и воображаешь, кто здесь был, чем занимался, что чувствовал… Простор для фантазии, которого так не хватает в тщательно обихоженных местах. И плевать на безопасность, уж очень она стала навязчивой.

Впрочем, эту заброшку в Ломоносове я отлично помню. Были тут лучшие времена, ой, были. Впервые я сюда попала то ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х, когда стало можно беспрепятственно кататься в Кронштадт. До этого близок был локоток, а укусить не получалось – только по пропускам, а если на морскую прогулку, то издали полюбоваться на купол Никольского морского собора – и обломись. А тут – пожалуйста.

И вот мы выходим из электрички (идет она с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга – подходит та, на которой написано «Ораниенбаум», «Калище» - ударение на второй слог! – или «Лебяжье». Выходим на станции «Ораниенбаум-1», и идем не туда, куда всегда, а к морю. Там – автобусная остановка маршрута №6, который везет на Моркой вокзал. Сейчас этот маршрут отменили за ненадобностью, а тогда желающих отправиться в Кронштадт было немало, а многие и на работу перемещались туда-обратно.

Сейчас – пешочком, и не жужжи. Хотя интересного вокруг хватает. Про первую заброшку, которая попадется на этом пути, я после расскажу. А пока – дальше, дальше, дальше, мимо Военной гавани, мимо судов, стоящих на приколе, мимо памятника на месте, где стоял крейсер «Аврора» во время Великой Отечественной войны (следы «крейсера революции» можно видеть по всему побережью), мимо маяка «Ораниенбаум»…

И вот он, Морской вокзал. Когда-то был очень уютным. Внутри – просторный зал ожидания и касса. Паромы на Кронштадт ходили несколько раз в сутки – большие и маленькие. Маленькие – для пешеходов и велосипедистов, а на больших еще совсем недавно перевозили автомобили. Сколько стоил билет, я уже сейчас не помню, но недорого. Паромы ходили по расписанию, с раннего утра до позднего вечера. И это была хоть и длинная, но очень красивая дорога в Кронштадт. Просто великолепная.

Паромы отменили, когда достроили дамбу. По ней сейчас ходят автобусы №2 и №175. Двойка идет дольше, потому что она заходит еще в порт «Бронка». По дамбе дорога тоже красивая, но не столь романтичная.

А Морской вокзал – бросили. И там сразу же поселилась другая цивилизация, если так можно выразиться. Ломоносов – городок очень чистенький и ухоженный, в городских кварталах того, что называется «асоциальным элементом», почти нет. Эти элементы тусуются в других местах – вот этих самых заброшках за железной дорогой.

Когда мы влезли в помещение Морского вокзала впервые, там еще оставалась даже кое-какая мебель. Но был уже полный развал. И везде валялись шприцы и бутылки.

Потом это помещение вроде бы обрело шанс на вторую жизнь. Прошел слух, что его взяла какая-то организация под развлекательный центр. Косвенные доказательства этому появились.

Дело в том, что на ломоносовском пирсе несколько раз проходил Ораниенбаумский морской фестиваль. И уже тогда, когда Морской вокзал был брошен. И вот на одном фестивале в заброшке действительно появилось арт-пространство. Там устроили свою выставку художники из легендарного петербургского объединения «Митьки». Выставка была фантастической.

-2

-3

-4

А часть помещения отгородили, и там можно было посмотреть фильмы с фестиваля «Море зовет№, который проводил замечательный человек, капитан первого ранга и журналист Сергей Апрелев. Увы, его больше нет в живых, и похоронили его на кладбище в Мартышкино, неподалеку от Ораниенбаума.

А Морской вокзал еще с тех самых пор разрисован корабликами. Которые странствуют по свету, но непременно вернутся сюда, к Морскому вокзалу Ораниенбаума-Ломоносова. С этой стороны вокзал не снимал только ленивый - выглядит он вполне эффектно

-5

К слову, там рядом еще одна заброшка, бывшая метеостанция. Их было несколько одинаковых. В Кронштадте – работает и по сей день, в Батарейной бухте – кто-то ее приватизировал, а в Ораниенбауме желающих не нашлось.

Хотя был шанс, что станет она часовней, и даже освятили ее, о чем и табличка сообщала. Но РПЦ, кажется, так на это и не решилась, а табличка оказалась в мусоре. Но об этом - в другой раз.

А вы говорите, что камни не разговаривают…

�e�