Цитируемый ниже доклад был составлен в конце апреля 1942 года начальником оперативного отдела штаба Южного фронта полковником Сергеем Орловым и полковым комиссаром Петром Трубиновым, после чего направлен на имя начальника штаба Южного фронта генерал-лейтенанта Алексея Антонова. В тексте документа идет речь об изменении тактики Люфтваффе в борьбе с советскими железнодорожными перевозками на участке Южного фронта в марте - апреле 1942 года.
Как отметили авторы доклада, германские авиаторы стали действовать гораздо эффективнее и рациональнее, используя выявленные слабые места противовоздушной обороны советских железнодорожных узлов и понемногу перенося акцент с атак собственно станций на атаки отдельных поездов на перегонах. Причем важными факторами, повышавшими уязвимость транспортной сети, явились отсутствие координации усилий между Управлениями противовоздушной обороны и военных сообщений (ВОСО), а также отсутствие четко проработанного плана прикрытия железнодорожных магистралей.
Эффективность новых тактических схем, примененных Люфтваффе, была столь очевидной, что советские командиры рекомендовали скопировать их и ввести в боевую практику своих военно-воздушных сил сначала на Южном фронте, а в случае достижения положительных результатов - и на других фронтах.
"ИЗМЕНЕНИЕ ПРОТИВНИКОМ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИИ
До последнего времени (последних чисел марта месяца) воздействие авиации противника на наши железнодорожные перевозки по железнодорожным магистралям фронта в основном сводилось к выводу из строя железнодорожных станций с обслуживающим их хозяйством: железнодорожные пути, связь, водоснабжение, паровозные депо и прочее. При этом вывод из строя паровозов и подвижного состава имел место лишь как сопутствующее явление.
Тактическое использование авиации заключалось в применении, главным образом, одиночных самолетов, и как исключение - в группах по два-три самолета.
Методом использования вооружения самолета является, главным образом, бомбометание. Как исключение, имеет место применение пулеметного обстрела.
В конце марта, и особенно - в первой половине апреля определились новые тенденции в применении авиации противника как в постановке задач по воспрепятствованию нашим железнодорожным перевозкам, так и ее тактическом использовании и применении вооружения самолетов.
При общей активизации действий авиации в апреле против марта - 109 самолето-вылетов против 66 - применение одиночных самолетов, оставаясь доминирующим явлением, все же снижается - 30 случаев в апреле по сравнению с 43 случаями в марте. Одновременно наблюдаются случаи использования самолетов в группах до 10 (5 случаев), и даже более - 15 самолетов (3 случая).
Метод использования вооружения самолетов: бомбометание падает - 25 случаев в апреле против 37 в марте. Использование пулеметного огня резко возрастает с 9 случаев в марте до 26 в апреле.
Новым в бомбометании является уменьшение общего числа сброшенных бомб (с 404 в марте до 286 в апреле) как за счет уменьшения общего числа случаев бомбометания, так и, главным образом, за счет уменьшения их расхода в налетах. Так, на станцию Лихая было сброшено 12-ю самолетами 100 бомб; тоже группой самолетов на станцию Сосновый Бор - 58, Святогорская - 21 бомба.
Новым в использовании авиации противником является также изменение объектов ее воздействия.
Значение железнодорожных станций, как объектов нападения, падает с 37 до 33 случаев, увеличиваются случаи нападения на объекты на железнодорожных перегонах - до 11 против 9.
Одновременно резко повышаются случаи нападения на паровозы и подвижный состав. Вывод из строя паровозов, главным образом, от пулеметного огня, приобретает актуальное значение.
Нанесенные авиацией противника потери нашему железнодорожному хозяйству в период с 1 марта по 20 апреля характеризуются следующими данными:
Число случаев налетов авиации противника на железнодорожные станции (1 - 25 марта / 26 марта - 20 апреля / всего) - 37 / 33 / 70
То же на железнодорожных перегонах - 9 / 11 / 20
Выведено из строя водоснабжение, паровозные депо и прочее - 0 / 3 / 3
То же пролетов связи - 50 / 45 / 95
То же паровозов - 11 / 29 / 40
В том числе от пулеметного огня - 4 / 17 / 21
Выведено из строя вагонов - 48 / 305 / 353
Люди (убито и ранено) - 233 / 306 / 539
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАМИ НАШИХ СРЕДСТВ ПВО
К числу недочетов в использовании наличных средств ПВО, подчиненных ВОСО Южного фронта и Управлению ПВО Южного фронта относятся:
1. Отсутствие общего плана прикрытия железнодорожных магистралей, и как следствие - несогласованность действий.
На 1 апреля Ворошиловград прикрывался двумя артиллерийскими дивизионами (24 орудия) и 18 пулеметными установками ПВО. Несмотря на это, ВОСО дислоцировал здесь свои пулеметные установки в числе 20.
На 1 апреля Купянск прикрывался тремя артиллерийскими дивизионами Юго-Западного направления. Несмотря на это, ВОСО Южного фронта имел здесь до 6 пулеметных установок.
Большая железнодорожная станция Красный Лиман, подвергающаяся систематическим налетам противника в марте и апреле (31 марта, 5, 7, 9, 11 и 12 апреля) не была своевременно прикрыта.
Как можно судить по справкам Отдела укомплектования и ВОСО, 630-я отдельная зенитная пулеметная рота была передислоцирована лишь после первых чисел апреля.
2. Дислоцирование ВОСО своих средств ПВО исключительно на северном крыле фронта в ущерб южному.
Примечание: на 1 апреля 1942 года ВОСО располагал 118 пулеметными точками.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Вышеизложенное приводит к следующим выводам и предложениям:
1. Противник, пытаясь воспрепятствовать нашим железнодорожным перевозкам, продолжает, в несколько уменьшенном размере, налеты на железнодорожные станции, одновременно увеличивает нападения на железнодорожных перегонах на отдельные эшелоны. Выводу из строя паровозов начинает уделяться исключительное внимание.
2. Недостаточная эффективность воспрепятствования нашим железнодорожным перевозкам (в марте) при изменении условий полетов авиации (в апреле) обуславливает применение противником новой тактики и позволяет противнику:
а) Применить групповые налеты авиации, которые оказались более эффективными (Лихая, Купянск и др.);
б) Увеличить число сбрасываемых на объект бомб при групповом налете при одновременном уменьшении их абсолютного расхода за счет уменьшения числа сбрасываемых бомб при негрупповых налетах и уменьшения числа случаев налетов с бомбометанием;
в) Совершать систематические налеты самолетов с задачей вывода из строя паровозов при помощи одного пулеметного огня без бомбометания.
3. Характер причиненных разрушений на железнодорожных станциях: железнодорожные пути, связь, повреждение станционных сооружений, депо, водоснабжение, угольные эстакады и прочее показывает, что поражение жизненных центров, которые влияют на длительность перерыва в движении или нарушают нормальный оборот и эксплуатацию подвижного состава, противником учтены лишь в отношении отдельных элементов (железнодорожные перегоны и паровозы) и недоучтены в отношении воздействия на другие элементы (водоснабжение, паровозные депо и др.), не говоря о возможном комбинировании воздействия на жизненные центры железнодорожных перевозок.
Необходимо:
В целях противодействия авиации противника:
1. Упорядочить работу Управления ПВО и ВОСО Южного фронта в порядке разработки единого плана прикрытия и контроля за его изменениями и исполнением.
2. Полнее привлечь к обеспечению ПВО войсковые средства, вплоть до организации команд с ручными пулеметами.
3. При составлении планов прикрытия железнодорожных перевозок учесть выводы, сделанные в отношении действий авиации противника, а также имевших место разрушений.
4. Организовать систематическое изучение поставленных вопросов группой командиров с привлечением представителей Оперативного отдела, ВВС, УПВО, РО и ВОСО.
В целях повышения эффективности действий нашей авиации
1. Считать целесообразным от системы бомбометания отдельными самолетами и небольшими группами перейти к групповым массированным налетам и использованию пулеметного обстрела паровозов.
2. Предложить ВВС, ВОСО и РО Южного фронта установить эффективные по значимости для движения железнодорожные участки, не прикрываемые или слабо прикрываемые противником, вывод которых из строя систематически нарушал бы нормальное движение по железнодорожным магистралям, идущим к фронту.
3. Применить следующий метод комбинированного целевого воздействия на железнодорожные коммуникации противника, дополняющий имевшую место практику, и по существу, являющийся резко от нее отличным. Последний заключается в одновременном выводе из строя смежных жизненных центров того или иного железнодорожного участка.
Это можно иллюстрировать следующим примером: в январе 1942 года при групповом налете авиации противника на железнодорожный участок Купянск - Святогорская среди жизненных центров железнодорожного участка были выведены из строя водоснабжение и углеподача. Все прочее - здания железнодорожной станции, связь, железнодорожные пути - было быстро восстановлено или заменено. Трудность восстановления водоснабжения и углеподачи вынудили к посылке паровозов из Купянска на снабжение в Сватово (вода, уголь), после чего поезда доходили лишь до Радьковских Песков, где получали водоснабжение, без которого они не смогли бы продолжать движение до Святогорской и обратно в Купянск.
При выводе из строя водоснабжения и на Радьковских Песках, все движение важнейшего железнодорожного участка было бы полностью парализовано на длительное время. Подход водоремонта (если бы его не удалось ликвидировать) при нападении на жизненные центры смежных железнодорожных участков повлиял бы лишь на некоторое ускорение восстановления движения - не больше.
Применение указанного метода нападения нашей авиации, как и пулеметного обстрела паровозов, может быть после проверки широко использовано не только на нашем, но и на других фронтах. Этот метод мыслим как в полосе фронта, так и вне его - в полосе, выходящей за тыловые базы, где он более безопасен для нашей авиации и сохраняет свою эффективность."