Вы хотите написать рассказ или роман, а может быть, повесть или пьесу. Нужен замысел, а его нет. А может, у вас давно зреет идея книги, но вы не знаете, с чего начать и как собрать материал для своего произведения? Автор 15 книг, опубликованных как в России, так и за рубежом, и создатель проекта «Справочник писателя» avtoram.com Эльвира Барякина рассказывает, откуда писатели берут темы для своих историй и как доводят начатое до конца.
Подготовила Дарья Егорченко
Как становятся писателями?
Спросите у окружающих: как стать писателем? Что для этого требуется? Подавляющее большинство ответят: литературный талант. А что такое талант? Врожденные данные? До некоторой степени – да. Но как абсолютный слух не делает человека музыкантом, так и природные способности к литературе не сделают автора Мастером.
Если бы врожденный талант являлся ключевым фактором, то Толстой лет в 16 написал бы «Войну и мир»: зачем ждать, если все и так при тебе?
Писательские способности, вернее, склонность излагать мысли в письменном виде – это важное, но далеко не единственное условие. Жизненный опыт, образование и навык играют ничуть не меньшую роль. Невозможно впервые надеть коньки и тут же выиграть олимпийскую медаль. Точно так же невозможно сесть за стол и сразу, без подготовки, написать хорошую книгу.
Как и любой вид искусства, литература основывается на четких правилах. Некоторые писатели осваивают их интуитивно – и это занимает годы, однако тот же объем информации можно получить гораздо быстрее – из учебников. Разумеется, одной теории мало: обязательно нужна практика. Мы все начинаем с нуля: учим буквы, складываем слова в предложения, но кто-то останавливается в развитии на уровне школьного сочинения, а кто-то идет дальше.
Если у автора нет навыка, то он пишет так, как должен писать любой новичок. Чудес не бывает: если браться за дело впервые, на выходе будет кустарщина (не путать первую изданную книгу и первые опыты в литературе).
На самом начальном этапе талант не разглядишь. Можно оценивать произведение: что удалось, а что нет. Но никто не предугадает, какие книги будет писать данный автор через десять лет. Поэтому ставить ярлыки «годен» или «не годен» – пустая трата времени.
Роман или нон-фикшен?
Ваша голова переполнена фантастическими идеями или трогательными историями? А может, наоборот: ваш конек – не фантазия, а способность четко излагать факты, почерпнутые из собственного опыта, или передавать полученные знания? Давайте разберемся в жанрах.
Все книги делятся на две категории: художественная литература и нехудожественная. В просторечии первую называют худлит, а вторую – нон-фикшен (от английского nonfiction – документальная литература).
Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. То есть худлитом считаются романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых).
В категорию нон-фикшен попадают: учебники, энциклопедии, словари, монографии, биографии, мемуары, публицистика и т. п. Почему важно знать жанр будущего произведения? Для того чтобы изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.
Допустим, с темой и жанром книги вы определились. Что дальше?
Начать – самое сложное
Нередко творческие люди часами бьются над сценой или главой, а она не получается. Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль: что именно надо отразить в этом месте, – и двигаться дальше. Можно всю книгу написать этой скорописью, а потом отредактировать.
Еще один способ: начинать не с сюжета, а с истории. История – это цепь событий, как они происходили или должны были бы происходить в реальном времени. История всегда выходит за рамки сюжета, а сюжет – это цепь событий, которые отображаются в художественном произведении. Так вот, первая задача автора – это придумать историю, а потом выстроить на ее основе сюжет.
Придумывание историй – это чистое творчество, полет мыслей и чувств, и оно основано на способности автора фантазировать и складывать у себя в голове разные миры. А вот сюжетостроение – это дело техники. Сюжеты выстраиваются по законам психологии. За века существования литературы человечество изучило, какие сюжеты работают, а какие – нет. Некоторые авторы интуитивно чувствуют, как должен складываться сюжет, и могут одновременно и придумывать историю, и укладывать ее в сюжетную форму. Если вы только начинаете, не бойтесь, что с сюжетом, композицией и техникой не сразу будет получаться. Экспериментируйте и смотрите, что получится. Универсального рецепта по части формы и тона нет: все сильно разнится в зависимости от вашей творческой задачи.
Поучиться, как писать красиво и вообще уметь подмечать детали, можно у хороших поэтов. Я лично люблю Веру Полозкову и Дану Сидерос – они мастера в этом деле.
Сколько денег получают писатели?
Итак, вы дописали свое произведение. Что же теперь нужно сделать для того, чтобы донести его до публики? Во-первых, публикуем его в социальных сетях и на соответствующих сайтах. Например, на www.proza.ru или на Самиздате Максима Машкова: samlib.ru. Там есть свои правила игры: если хотите получать отзывы, вы должны писать отзывы сами. Многие авторы стали широко известными благодаря своим рассказам, опубликованным онлайн. Я, например, очень люблю Якова Андреевича Когана, который публикует в «Фейсбуке» чудесные и очень смешные байки. В наши времена хорошо написанные рассказы мгновенно разлетаются по Сети, так что весь вопрос в качестве. Ну и на будущее, если у вас накопилось достаточное количество рассказов и собралась значительная аудитория в интернете, вы сможете опубликовать книгу в солидном издательстве. За гонорар.
Не последний интерес, помимо собственно желания самовыразиться, – финансовая отдача от литературного творчества. Приятно, конечно, поставить галочку в собственном дневнике успеха: «написал книгу» или «издал книгу», но на какой гонорар можно рассчитывать после всех мук в поиске вдохновения и часов корпения над источниками информации.
Подходы к написанию первого черновика книги
1. Автор не имеет никакого плана: садится и печатает все, что придет в голову. Этот способ подходит для написания произведений с одной-двумя сюжетными линиями.
2. Прежде чем приступить к написанию текста, автор прописывает план: иногда краткий, иногда развернутый. Этот вариант идеален для романов средней сложности – с двумя-тремя сюжетными линиями.
Рассчитать гонорар можно по следующей формуле. Допустим, у нас оптовая стоимость книги – 100 рублей, авторские отчисления – 10%, а тираж – 3000 экз.
100 руб. × 3000 экз. × 10% =
= 30 000 руб.
За границей гонорары рассчитываются по аналогичной формуле, но там берется розничная, а не оптовая цена тиража.