Найти тему
Вагин Игорь Олегович

Как выгодно продавать древние знания и практики на современном рынке.

Оглавление

Современные бизнес-модели древних знаний и практик.

Недавно с коллегами обсуждали развитие трансперсональной психологии, иайдо, практик шаманизма, школ буддизма, вишнуизма на рынке образовательных услуг современной России. Не хочу обидеть великих Гуру. Высказываю свое субъективное мнение. Думаю, что есть и другие мнения.

Я всем этим увлекался еще в начале 90-ых годов прошлого столетия, проводя тренинги по холотропному дыханию, основам буддизма, шаманским практикам и накопил интересный опыт. Встает вопрос, а почему я сейчас этим не занимаюсь? Я нашел более интересный для меня путь: провожу бизнес-тренинги и коучинг.

Все перечисленные выше практики за последние 25 лет превратились в хорошо организованные сообщества и бизнес - модели.

Рассмотрим данные организации с позиции бизнеса.

Кто приходит на подобные программы? Кто целевая аудитория (ЦА)?

Прежде всего, женщины, мужчины реже. Люди с разным уровнем образования и социального положения: чиновники, менеджеры, предприниматели, студенты.

Можно выделить пять сегментных групп в зависимости от интересов:

1.Любопытные люди, ищущие новые ощущения, информацию, интересный опыт, о чем можно было бы рассказать знакомым и друзьям.

2.Публика с магическим мышлением, верящие в мистику, чудеса, богоискатели.

3. Инфантильные личности, с невысоким уровнем образования. Люди, которые «потерялись» в современном мире, социально неустроенные, не имеющие семьи, друзей, постоянной, интересной работы.

4.Небольшая доля клиентов - это психически больные: шизофреники, шизоидные, истероидные психопаты, невротики.

5.Люди, находящиеся в жизненном кризисе, с серьезными психологическими проблемами: смерть близких людей, разводы, тяжелые заболевания (онкология), потеря работы.

Но почему люди интересовались, интересуются и будут интересоваться этими практиками?

Ядро ключевых интересов, ценностей клиентов можно описать с позиции современного маркетинга.

1.Людям нужен прочный фундамент своего Я, вера в себя, ресурсы для жизни в состоянии постоянной неопределенности в быстро меняющемся мире.

2. Людям нужно умение управлять уровнем стресса, своими эмоциями в условиях жесткой конкуренции современного общества.

3.Людям нужно обрести смысл своего существования. Понять свое место во Вселенной и во времени. Осознать свой персональный психологический геном: что такое рождение, смерть, жизненное путешествие, любовь, счастье, паутину связей с окружающим миром.

Именно поэтому и трансперсональная психология, и шаманизм, и вишнуизм, и разные направления буддизма востребованы в современном мире.

Аудитория с перечисленными ценностями, интересами составляет сотни миллионов человек во всем мире. А если есть аудитория, клиенты, то есть и эффективные бизнес модели, свои известные бренды: Дзогчен, Станислав Гроф, Далай-Лама 14.

Маркетинг и еще раз маркетинг.

И здесь работает маркетинг, используются классические каналы взаимодействия с клиентом: книги, статьи, видеофильмы, музыка, мастер классы.

Несмотря на то, что продукты и услуги несут шлейф древности, Топ-менеджмент, соответствующих структур, умело задействует современные возможности социальных сетей, потенциал сайтов, Ютуба, Е-мейл рассылок и даже партизанский маркетинг.

Задействован феномен множественных касаний, сопутствующие продукты и услуги. Есть свои конференции, форумы, мастер-классы гуру по обмену опытом клиентского сервиса.

Существуют модели франчайзинга, маркетинговые акции, периодически случаются маркетинговые войны, Все как в традиционном бизнесе.

Я продолжаю общаться с теми, кто имел опыт прохождения подобных программ и спрашиваю их, что им это дало, какой был результат? Что реально дают все эти практики?

Естественно, были вопросы о левитации, хождении по воде, выхода в астрал, перенесение во времени, оживление мертвых, перевоплощения в других существ, общение с духами, наконец просветление.

Ответы психически адекватных людей:

нет и еще раз нет. И никто из них просветленным не стал. Во всяком случае, они не признавались. Да и в высоком духовном развитии они сильно не преуспели.

Что клиенты получили?

1.Кто-то обрел новый смысл своей жизни в трансперсональном опыте, учении буддизма, вере в Вишну. Нередко, со временем это все трансформировалось в приход к православию.

2.Кто-то обрел нужные ресурсы: состояние внутренней силы, взятой из путешествий шаманов: тотемные животные, наставники из верхнего мира, ангелов хранителей, опыт прошлых своих воплощений, слияние со стихиями земли, воды, космосом и вселенной.

3.Кто-то отмечал снижение уровня стресса после длительного применения буддистких практик: медитации, чтения мантр и текстов учения Будды.

4. Изучили культурные традиции и обычаи разных культур древности.

Вот и все.

По сути, психотерапевтический эффект. Кто-то скажет, что все это не научная психотерапия. А какая психотерапия научная?

Психоанализ, гештальт, когнитивная психотерапия, поведенческая, психодрама, экзистенциальная, НЛП? Нет и еще раз нет.

Мы не знаем физиологических и биохимических механизмов психотерапии, да и работы самого головного мозга в целом. Нейробиология - наука молодая, и не все еще может объяснить.

Все психотерапевтические теории нуждаются в тщательной научной проверке и подчас не выдерживают серьезной научной критики.

Термины гештальт, подсознание, роли (родитель, взрослый, ребенок), трансфер, перенос, проекция, метамодели, когниции, субмодальности, архетипы - это всего лишь ярлыки, этикетки на психологических феноменах, а сами механизмы феноменов еще научно не описаны.

К сожалению, единой теории психотерапии, да и общего языка в психотерапии нет, хотя все изучают психику человека. Почему нет? И это настораживает.

Кстати, эффективность современной психотерапии оказалось на том же уровне, что и эффективность помощи целителей, шаманов и экстрасенсов.

Резюме. Все перечисленные мною практики дают определенный психотерапевтический эффект для специфичной когорты клиентов с определенными характеристиками. Они востребованы современными людьми.
А еще есть большая клиентская база, эффективные бизнес-модели с актуальными услугами и продуктами, современным маркетингом, клиентским сервисом и неплохими финансовыми потоками.

©️ Вагин Игорь Олегович

Друзья, по вопросам записи на персональные тренинги, коуч-сессии, менторинг, психологические консультации и психотерапию, пожалуйста, обращайтесь по 📱 +74955427921 или WhatsApp +79255427921, email info@igor-vagin.ru