Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Публикация» и все язвы Перестройки

Кинофильм «Публикация» (1988) интересен, как очень явное свидетельство эпохи, при том, что авторы словно бы поставили себе такую цель – напихать в молодёжную драму всего и побольше, а потому сюжет выглядит, как несмешная пародия (не дурацкая, а именно так – несмешная). Или как сочинение компьютерной программы на заданную тему: «Жизнь молодёжи в эпоху Перестройки». Чтобы ничего не упустить и все детали сообщить! И дискотека, и драки, и мажоры, и люберы. Итак, что же напихали создатели в свою «Публикацию»? Уже в первых кадрах нам являют панков да металлистов, заблудшую молодёжь. А вот и сцена с участием «ночных бабочек», при том, что этот фильм вышел ещё до скандальной «Интердевочки» (1989), однако, тема валютных барышень уже была вовсю раскрученной, и одноимённая повесть Владимира Кунина в журнале «Аврора» считалась, как теперь говорят – must reаd. Эпизодические дамы-с-камелиями начали попадать на экран чуть раньше самой Таньки Зайцевой. Ну так вот! В кадре – шикарная блондиночка, ко

Кинофильм «Публикация» (1988) интересен, как очень явное свидетельство эпохи, при том, что авторы словно бы поставили себе такую цель – напихать в молодёжную драму всего и побольше, а потому сюжет выглядит, как несмешная пародия (не дурацкая, а именно так – несмешная).

Или как сочинение компьютерной программы на заданную тему: «Жизнь молодёжи в эпоху Перестройки». Чтобы ничего не упустить и все детали сообщить! И дискотека, и драки, и мажоры, и люберы. Итак, что же напихали создатели в свою «Публикацию»? Уже в первых кадрах нам являют панков да металлистов, заблудшую молодёжь.

Кадр из фильма «Публикация» (1988). Скриншот. Источник - YouTube. Увы, хороших изображений нет, фильм выложен в ужасном качестве.
Кадр из фильма «Публикация» (1988). Скриншот. Источник - YouTube. Увы, хороших изображений нет, фильм выложен в ужасном качестве.

А вот и сцена с участием «ночных бабочек», при том, что этот фильм вышел ещё до скандальной «Интердевочки» (1989), однако, тема валютных барышень уже была вовсю раскрученной, и одноимённая повесть Владимира Кунина в журнале «Аврора» считалась, как теперь говорят – must reаd.

Эпизодические дамы-с-камелиями начали попадать на экран чуть раньше самой Таньки Зайцевой. Ну так вот! В кадре – шикарная блондиночка, которую зачем-то в подворотне избивают некие люберы – знаковые персонажи эпохи, воспетые в двухсерийной трагедии «Меня зовут Арлекино» (1988).

Кадр из фильма «Публикация» (1988). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Публикация» (1988). Скриншот. Источник - YouTube.

Бьют потому, что «общается» с иностранцами и вообще мерзко себя ведёт. За девушку вступается один из будущих главгероев… Потом возникает тема школы, конечно же, элитной, где наряду с отпрысками чиновников, торгашей и видных партийных боссов учатся «нищие да убогие» дети, приписанные к этой школе по месту жительства.

И крупным планом - противная, дорого одетая директриса, выталкивающая на пенсию благородную учительницу, что не смогла поступиться принципами. Враньё и подтасовки в школах на фоне общего цинизма – это здрасьте вам, «Дорогая Елена Сергеевна» (1988).

Кадр из фильма «Публикация» (1988). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Публикация» (1988). Скриншот. Источник - YouTube.

Собственно, всё дело в этой «Публикации» крутится вокруг учительницы и «умученных» ею мажорах, которым надо пять с плюсом, а они тянут лишь на четыре с минусом. В конце 1980-х общество и – кинематограф нашли главнейших козлов отпущения – мажоров. Их ненавидели как-то по-особенному люто.

Мажоры охотились за Аварией – дочерью мента; они же были антагонистами бойца-Арлекино; сын обеспеченных родителей – главная бяка «Дорогой Елены Сергеевны», а ироничный Курьер тонко унизил компанию дурачков и дурочек, смешно тусовавшихся под шипящие звуки видюшного кунг-фу.

Кадры из фильма «Публикация» (1988). Скриншоты. Источник - YouTube.
Кадры из фильма «Публикация» (1988). Скриншоты. Источник - YouTube.

И уж, конечно, в «Публикации» показано, как мерзкий мажорчик Руднев бросил влюблённую в него «простую» Олю, чтобы увлечься элитной девочкой из семейки партократа. Эта Белякова даже на фоне привилегированных детей была на особом счету, и поэтому должна была вызывать у зрителя дикое отторжение...

Хотя её играла очень красивая девочка – Катя Парфёнова – звезда мюзикла «Выше радуги!» (1986), но тут она изображает подловатую, избалованную фифу, считающую себя наследной принцессой. Кстати, мотив любви «простолюдинки» к мажору – это «Соблазн» (1987) – очень грамотный фильм, увы, не ставший событием.

  • Фрагмент взят из видеоблога автора текста.

Я не буду пересказывать всю фабулу «Публикации» - она довольно извилиста, хотя, и предсказуема, как и всё в этой кинокартине. Тут всё узнаваемо и – осязаемо. И даже непременная рок-музыка, сопровождавшая тогдашние будни – в финале мы наблюдаем концерт группы «ДДТ»...

А потом нас переносят в сцену драки люберов с какими-то наци. Не очень понятно, что за группировка и вообще такое чувство, что это не документальная съёмка, а постановочный фрагмент, но сделано скрытой камерой, чтобы прохожие воспринимали драку в качестве реальной. Фильм - так себе, но время показывает точно.

Zina KorZina (c)

  • Статья по теме: Мини-сериал, точно отражающий реалии 1988 года.