Поколение Z или дети, родившиеся в 2000-2011 годах, сейчас уже выросли и стали полноценными членами общества. Они учатся в школе, активно высказывают свое мнение и отличаются от других поколений (естественно).
Они не жили во времена СССР, не стояли в очередях за одеждой и колбасой, не застали период без интернета и смартфонов. Нынешние подростки гораздо смелее нас и этим иногда повергают в шок!
Видели на улицах ребят в костюмах пикачу или единорога? С волосами всех цветов радуги, чокерами и в коротких расклешенных штанах? Это они, те самые зумеры.
Можно не принимать их взгляды, постоянно ругаться, так и не найти общий язык. А можно попытаться понять их чуточку лучше и в статье мы расскажем почему!
Немного теории...поколений
Прежде чем углубиться в тему зумеров, расскажем вам о теории поколений. Она была разработана учеными Уильямом Штраусом и Нейлон Хоувом аж в 1991 году.
Если очень кратко и простыми словами, поколение — это группа людей, которые родились в одно время и выросли в похожих условиях.
На них сильно повлияли крупные исторические события (в стране и мире, экономические кризисы, войны и так далее). Сказалось развитие в науке и способах передачи информации, технологический прогресс.
Люди одного поколения имеют схожие ценности в жизни и мотивацию, предпочтения в покупках, фильмах, музыке и так далее. Потому что они растут в одном «культурном коде».
Например, родившиеся в 70-х точно помнят сериал Санта Барбара и развал СССР пришелся на их молодость. Они скорее всего любят Цоя и с ностальгией вспоминают Брата.
Наши бабушки и дедушки из 40-х ценят еду, всегда пытаются накормить и приберечь все на черный день. Когда они родились, была война и это очень повлияло на менталитет.
Знать, представитель какого поколения перед вами, очень полезно! Это поможет понять, что для него важнее всего в жизни и грамотно выстроить общение.
Согласно теории, делать какие-то «прогнозы» и понять тенденции можно, когда поколение достигает совершеннолетия. А к 20-25 годам у людей окончательно формируются ценности и они сохранятся до конца жизни!
Этот фундамент очень трудно изменить и поэтому наши родители не понимают нас, а мы не понимаем нынешнюю молодежь. Вечная проблема, как в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Даже у людей с разницей всего лишь в 10 лет могут быть разные ценности!
Вернемся к зумерам
Как можно применить эту теорию на практике и наладить общение с детьми или учениками? Как использовать стильные стороны зумеров при найме на работу или в командной работе?
1️⃣ Основные черты
- Общение и работа онлайн — они не готовы сидеть в душном кабинете, для них не существует границ. Даже подросток может работать удаленно на крутую компанию
- Сложность выстраивания отношений в реальном мире из-за обилия виртуального, интернет оказывает на них большое влияние и там им проще общаться
- Клиповость мышления (это не хорошо и не плохо, это просто факт) — информация воспринимается в коротких роликах или статьях, инфографике или игровом формате. В этот момент Толстой плачет над «Войной и миром»!
- Способность к многозадачности, эдакие Юлии Цезари — в их ноутбуке открыто сразу 20 вкладок, они общаются с друзьями онлайн и тут же сидят на уроке
2️⃣ Ценности поколения Z
Этих ребят не интересует все материальное, потому что они не чувствуют в этом дефицита. Они, как правило, были с детства обеспечены одеждой, игрушками и едой. В школах был хороший ремонт и интересные материалы.
Деньги, квартиры и роскошные машине не в списки их приоритетов. Зумеры скорее поедут в другой город или страну за общением, будут жить в палатке или хостеле — они кочевники по натуре.
Они предпочтут впечатления серьезным покупкам! Вместо покупки дома снимут его в аренду на пару месяцев и потом найдут другой в другом городе, машину тоже возьмут в аренду и поменяют, а потом пересядут на самокат.
Для них важен критерий новизны, они легко изучают новое и поэтому постоянно ищут его. Они либеральны, открыты иным взглядам и хотят изучать этот мир.
Они будут откладывать создание семьи, пока сами не реализуются как личности и не встретят своего человека. Образование для них в привычном понимании тоже не главная ценность!
Давайте откровенно, сейчас на годовом курсе за 100 000 рублей можно получить больше, чем за 5 лет в университете. Развиваются технологии и способы передачи информации.
Даже «скучную историю» зумеры скорее изучат сами из нескольких источников и преподнесут интересно в ролике на своем ютуб-канале.
Как с ними общаться?
Теперь мы подошли к главному вопросу — как можно найти общий язык с зумерами?
- Во-первых, принять, что они другие, не пытаться менять их и навязать свои ценности.
- Во-вторых, ищите вместе компромиссы и точки соприкосновения.
❌Много сидят в телефоне и компьютере?
✅ Они по сути родились с гаджетами в руке, телефон — часть их жизни. Найдите вместе интересные программы для обучения или наполните их жизнь другими занятиями, которые будут им нравится.
На уроке выстраивайте подачу материала с точки зрения их интересов — с современными примерами и презентациями. Дома смотрите вместе Ютуб и Тик-ток, рассуждайте и выстраивайте доверительные отношения.
❌Не делают уроки или задания?
✅Найдите вместе ПРИЧИНУ, почему им стоит их делать. Новые знания? Как они пригодятся в жизни? Делать домашку/задачу ради оценки или похвалы учителя не станет для них весомым аргументом.
Восхититесь их умением изучать много информации и креативным подходом. Устройте челлендж и добавьте соревновательный момент, предложите интересный способ выполнения задания.
❌Опаздывают?
✅ Как мы уже писали выше, жесткие дедлайны и строгие рамки не для них. Но если вы дадите им свободу, то задача будет выполнена в потрясающем виде.
Они найдут интересный способ и подачу. Да, они опоздали на 10 минут! Зато при ложной мотивации, они будут готовы работать допоздна и сделают все в лучшем виде.
Привлекайте зетов к командной работе, они индивидуалисты, но любят коворкинг и нетворкинг. Делегируйте им творческие задачи, они амбициозны и позитивны. Они легко переключаются и могут обрабатывать большие объемы информации.
Поколение Z нужно мотивировать. Девиз «Партия сказала надо, комсомол ответил есть» здесь не сработает. Им важны смыслы и это здорово!
Поколения так и будут сменять друг друга, изменения неизбежны. Будут появляться новые слова, новые технологии и этот процесс не остановить.
Нам всем важно помнить и обращать внимание на схожести, а не на различия❤️
Кстати, если вы хотите узнать, что означают слова в заголовке:
Краш — это кумир или предмет обожания, «вкрашиться» означает влюбиться или испытывать симпатию.
Кринж — ощущение неловкости за чужие действия, испанский стыд.
Агриться — от англ. слова angry — злиться, быть раздраженным.
Спасибо, что дочитали до конца!