Найти тему
Тесткадастр.РФ

Конституционный Суд РФ выступил в защиту нестационарных торговых объектов в шаговой доступности

19 апреля 2021 г. Конституционный Суд РФ принял решение в защиту граждан по жалобам на запрет размещения на придомовой территории нестационарного торгового объекта (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 № 14-П).

Нестационарный торговый объект на территории города
Нестационарный торговый объект на территории города

Ранее судами вынесены решения о запрещении размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, образованном под многоквартирным жилым домом, поскольку оно не направлено непосредственно на обслуживание и эксплуатацию этого дома и объектов, входящих в состав общего имущества жильцов, а земельным, жилищным и санитарноэпидемиологическим законодательством не допускается размещение на таких участках нестационарных торговых объектов.

Заявители обратились в Конституционный Суд РФ, поскольку посчитали отдельные положения федерального законодательства по вопросам местного значения и утверждению правил благоустройства территории, а также размещению и использованию объектов нестационарных торговых объектов неконституционными.

Фактически органам местного самоуправления городского округа посредством принятия правил благоустройства территории муниципального образования позволено в одностороннем порядке вводить не основанный на законе абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории.

Как следствие, собственники помещений в многоквартирном доме необоснованно ограничиваются в праве, используя придомовую территорию, извлекать из нее доход, а хозяйствующие субъекты – в праве вести на ней торговую деятельность, что препятствует конкуренции и развитию предпринимательства.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ правила благоустройства территории – это муниципальный правовой акт, регулирующий комфортное проживания граждан. Он должен отвечать требованиям справедливости, разумности, соразмерности, допустимости ограничения прав и свобод только на федеральном уровне и не иметь обратной силы.

Отмечено, что ранее определениями Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 № 3273-О и № 3274-О Конституционный Суд РФ определил, что органы местного самоуправления не могут запрещать торговые киоски, палатки, передвижные сооружения на придомовой территории, если есть согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство.

Кроме того, в начале 2021 года Правительство РФ в рамках реализации «регуляторной гильотины» упразднило запрет размещать нестационарные торговые объекты на внутридворовой территории, на который обычно и ссылались суды.

Конституционный Суд РФ подтвердил ранее сделанные им выводы о необходимости дифференцированного подхода к тем земельным участкам под многоквартирными домами, которые сформированы в надлежащем порядке.

Действующее федеральное законодательство не содержит оспариваемого запрета, нормы конституционны.

При этом органы местного самоуправления при разработке правил благоустройства территории в части размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, должны учитывать следующее:

  • не должна полностью исключаться возможность для собственников образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями;
  • могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования;
  • не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В течение одного года со дня вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 № 14-П органы местного самоуправления муниципальных образований, установившие в правилах благоустройства территории муниципального образования запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, должны внести в них необходимые изменения (снять такой запрет).

До истечения указанного срока допускается применение правил благоустройства в действующей редакции в части, не противоречащей иным положениям законодательства. Если необходимые изменения не будут внесены в указанный срок, следует исходить из того, что по его истечении запрет на размещение нестационарных торговых объектов на таких земельных участках, установленный правилами благоустройства территории муниципального образования, более не подлежит применению.

Ознакомиться с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 № 14-П можно ➤ по ссылке.

Не забывайте поставить царский лайк

и оформить подписку на канал