В труде «Жизнь имамов» мы встречаем следующие слова о Зухри:
«В начале (в его молодость) в Медине он общался с имамом Зайн аль-Абидином, и он извлекал пользу из встреч с ним. Однако позже он пребывал в дворце Омейядов как их сторонник и стал им прислуживать. Иногда Омейяды подкалывали его словами «Чем занимается сын Пророка (Али, сын Хусейна)»[1]. Это происходило в тот период.
Ниже мы представим описание некоторых периодов жизни Зухри и представим читателям доказательства, что он был близок к двору Омейядов.
ЗУХРИ В ДВОРЦЕ ОМЕЙЯДОВ
Ибн Аби'л-Хадид утверждает, что он был одним из оппонентов имама Али, и пишет следующее: «Однажды Али, сын Хусейна услышал как Зухри и Урват бин Зубайр в мечети говорят плохо об Али. Имам Зайн аль-Абидин (немедленно) пошел в мечеть, и он настойчиво предостерег его»[2].
Ибн Са'д пишет, что "Зухри в дворец Абдульмалика ввел его носитель печати Абдульмалик Кубайса бин Зуайб»[3].
Именно с этого момента начинается привязанность Зухри к грязным делишкам двора Омейядов. В правление Абдульмалика он почувствовал вкус от жизни, попробовал, что значит жизнь при дворе. По этой причине он продолжал сохранять свое положение и при сыновьях (Абдульмалика) Валиде, Сулеймане, Йазиде, Хишаме и таким же образом при Омаре бин Абдулазизе.
Йазид бин Абдульмалик назначил Зухри на должность кадия. После Йазида к власти пришел Хишам бин Абдульмалик, и особое уважение к нему и его особое положение сохранилось и при нем[4].
Сообщается, что Хишам заплатил его долг в 80 тысяч дирхемов[5].
Также Ибн Са'д пишет, что «Зухри направился к Хишаму, находившемуся в Русафе, а до этого он на протяжении 20 лет был при дворе (Омейядов)»[6].
Также от Суфьяна бин Уйайна передается следующее: «Зухри прибыл в Мекку в 123 год хиджры (741 г.) вместе с халифом Хишамом. И здесь пребывал до 124 года»[7].
Зухри настолько привык к жизни во дворце и благам и удовольствию, что, когда ему в конце жизни сказали: «Если бы ты прожил последние дни в Медине и сидел бы у подножья столба мечети Пророка, а мы бы расселись рядом с тобой, а ты бы наставлял людей». На это Зухри ответил cледующее: «Если бы я сделал так, то моя кожа сойдет, это не пойдем мне на пользу. Однако если бы я повернулся спиной к этому миру и бросился в объятия следующего мира, другое...»[8].
Если бы они поняли, что они не достойны быть наместником Посланника Аллаха, то несомненно они не стали бы им подчиняться. Даже если принять, что не все из людей принимали их, в тех условиях было много людей, которые терпели власть халифов из-за своего неисламского мировоззрения. То есть они считали, что текущее правление и есть исламское. По этой причине угнетатели халифы для того, чтобы обосновать законность своего правления в свои дворцы привлекали религиозных ученых и передатчиков хадисов. Те же создавали ложные хадисы, которые они выводили к Пророку или великим сподвижникам и таким образом, создавали идейное обоснование для принятия обществом существующей власти[9].
Согласно этому, Омейяды стремились заполучить Зухри для того, чтобы использовать в своих целях его религиозное положение. Он же полностью отдал себя в услужении им. Он писал для них книги, выдумывал хадисы и таким образом плотно работал на пользу их подлых замыслов. Человек по имени Ма'мар рассказывает следующее: «Мы считали, что передали много хадисов от Зухри. До тех пор, пока не был убит Валид (сын Абдульмалика). После его убийства мы увидели, как из богатств Валида вывезли много тетрадей и о них говорили, что это знание Зухри»[10].
То есть Зухри по приказу Валида и в соответствии с его желаниями написал столько тетрадей, что, когда их захотели вытащить из сокровищниц Валида, смогли вывезти с помощью вьючных животных.
Сам Зухри же говорит следующее: «Поначалу мы не любили записывать свои знания. Однако правители и руководители заставили нас (превратить их в книги). Затем мы подумали, что никто из мусульман не должен препятствовать (записи этих знаний)»[11].
Ибн Касир пишет следующее: «Человеком, который заставил Зухри писать книги хадисов, был Хишам бин Абдульмалик. После того, как Зухри стал писать книги, другие люди также приступили к написанию хадисов»[12].
Однажды Хишам бин Абдульмалик попросил Зухри научить его сыновей науке хадисов. Для этого Зухри попросил выделить ему писца и надиктовал ему 400 хадисов[13].
Омар бин Абдульазиз издал циркуляр, согласно которому он приказал не игнорировать Зухри, поскольку не осталось никого, кто был сведущ как он в передаче и записи хадисов и в истории сунны[14].
Запрет на передачу и запись хадисов после смерти Пророка (С) установился в период халифата Омара бин Хаттаба и продолжался до конца первого века хиджры. Во время правления Омара бин Абдульазиза этот запрет был официально отменен. Исследователи исламской истории считают, что этот запрет носил политический характер.
Целью которого было лишить особого права имама Али. Также имам Али еще при жизни Пророка писал книги, которые содержали хадисы и особые распоряжения Господина Посланника Аллаха. Раскрыть эти истины означало нанести ущерб действующему халифу. Потому что каждое из этих сообщений доказывало истинное положение и правоту Али. По этой причине передача хадисов и их запись был объявлены под запретом. Из этого становится ясно, что запрет записи и объяснения хадисов, а также дальнейшее отмена этих запретов носили политический характер.
Сейчас же необходимо заглянуть в тетради и понять, какими хадисами они были заполнены по приказу Валида и Хишама.
Нет сомнения, что в этих тетрадях не было ни одного хадиса, на основе которых можно было бы предъявить обвинения в адрес Валида и Хишама. Было все наоборот, в тетрадях высказывалось одобрение их постыдным и неисламским поступкам, а также пытались уменьшить значение их политических противников, то есть хашимитов, принизить их возвышенное положение.
Некоторые хадисы, приводимые в книгах Зухри, написанные им во время нахождения при дворе Омейядов
Зухри занимался тем, что либо придумывал хадисы в пользу Омейядов, чтобы обосновать законность их политику неверия, либо измышлял хадисы против хашимитов. Мы хотим обратить ваше внимание на некоторые примеры ниже:
Зухри, ссылаясь на пророка Ислама, передал следующее: «Выходите в путь ради трех мечетей – Запретной мечети (в Мекке), ради моей мечети (в Медине) и мечети Акса. Мечеть Акса для вас подобно Запретной мечети»[15].
В суннитском мире этот хадис передан тремя великими хадисоведами - Муслимом, Абу Даудом и Насаи через Абу Хурайру: «Выходите в путь только ради трех мечетей - Запретной мечети, этой моей мечети и мечети Акса»[16].
Ни в одном из них не сказано, что «она (мечеть Акса) для вас подобно Запретной мечети».
Ясно, что это включение в хадис было придумано Зухри по приказу Абдульмалика. Этот хадис относится к периоду, когда Абдуллах сын Зубайра взял под контроль Мекку, а Абдульмалик пришел к власти в Сирии и находился в состоянии политического соперничества и войны с сыном Зубайра. Сирийцы, которые хотели совершить хадж, были вынуждены остаться на несколько дней в Мекке. И это было прекрасной возможностью для Абдуллаха сына Зубайра, чтобы среди них провести пропагандистскую кампанию против Абдульмалика.
Абдульмалик же для того, чтобы сирийцы не подпали под воздействие этой пропаганды и чтобы не вызвать сомнения в законности своей власти во время нахождения в центре халифата, он приостановил поездки в хадж. Когда люди стали жаловаться, почему ты ограничиваешь нас в совершении хаджа, то Абдульмалик в ответ на жалобы дал следующий ответ: «Ибн Шараб Зухри передает следующие слова Пророка: "Выходите в путь только ради трех мечетей: Запретной мети, моей мечети и мечети Акса. Мечеть Акса для вас подобна Запретной мечети». И камень, на который Посланник Аллаха встал во время ночи Ми'раджа подобен для вас камню Каабы». После этого по приказу Абдульмалика над тем камне был воздвигнут купол, вокруг него были развешаны занавесы, были определены смотрители и народ стал совершать обход вокруг него. Этот обычай продолжался все правление Омейядов»[17].
Таким образом, становится ясно, что причиной измышления последнего предложения этого хадиса (что касается его достоверности в целом, то он нем идут споры) заключалась в том, чтобы отправить людей от посещения дома Аллаха и направить их в Палестину, которая была под контролем Сирии и под властью Абдульмалика. В итоге, Зухри таким образом упрочил положение Абдульмалика.
Для того, чтобы уменьшить ненависть людей к сыновьям Марвана и показать в другом свете отношение к ним имама Зайн аль-Абидина, Зухри сказал так об имаме Зайн аль-Абидине: «Али, сын Хусейна придерживается середины (самый умеренный) среди его семьи, и он среди них самый покорный и самый любимый сыновьями Марвана»[18].
Между тем, не для кого не было секретом ненависть сыновей Марвана к сыновьям Али, как и ненависть семьи Али по отношению к сыновьям Марвана. Наоборот, никто не верил в распространяемые подозрения, что имам Зайн аль-Абидин проявлял покорность сыновьям Марвана. Конечно же, никто не верил, что он самый послушный по отношению к ним!
Зухри передавал со ссылкой на Айшу следующее: «Однажды я была рядом с Посланником Аллаха. В это время я увидела, что пришли Аббас и Али. Посланник Аллаха якобы сказал: «О, Айша! Эти двое умрут в иной религии, чем моя»[19].
Очевидно, что этот хадис был придуман для того, чтобы порадовать сыновей Марвана и обесценить ясное величие Али.
В противном случае, кто может поверить в истинность данного хадиса? Интересна следующая сторона: Зухри передает этот хадис со ссылкой на Урвата бин Зубайра. В то время, как известно, что Урва был врагом семье Пророка. Ибн Абу'л Хадид его вместе с такими людями как Абу Хурайра, Амр бин Ас и Мугара бин Шуба упоминает среди тех, кого купили за деньги Муавийа и они придумывала хадисы против Али.
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО ИМАМА ЗАЙН АЛЬ-АБИДИНА (ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ) В АДРЕС ЗУХРИ
Из-за всего этого темного прошлого Зухри имам Саджджад написал ему жесткое письмо, но в то же время оно было наполнено наставлениями и пожеланиями добра. Приводим перевод письма, о котором идет речь:
«Пусть Аллах сохранит вас и меня от смуты, а также пусть хранит тебя от огня. Ты попал в такую ситуацию, что кто увидеть тебя, тот не смог посочувствовать твоему положению. Аллах ниспосылает тебе различные дары.
Аллах сделал твое тело здоровым, а жизнь долгой. Аллах возложил на тебя науки Корана и мусульманское правоведения (фикх), Он посвятил тебя в положения религии и в сунну Пророка, и таким образом Он завершил в тебе довод. Аллах сделал обязательным благодарить за эти дары. И таким образом Он подверг тебя испытанию.
Он повелел: "Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки»[20].
Задумайся, если ты завтра предстанешь перед Аллахом, то Аллах спросит у тебя: «Как ты благодарил Меня за мои дары, как ты выполнял свои обязанности, согласно возложенным на тебя доводам?». Даже не думай, что Аллах примет твои отговорки, простит твои ошибки! Аллах в Своей книги взял обещание с ученых, что они откроют истины людям: "Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его»[21].
Знай, что самая малая вещь, которую ты скрыл и самая легкая вещь, которую ты возложил на себя, становится причиной для превращения насилия угнетателя в благостное событие. Каждый раз, когда приближался к нему и когда он звал тебя, ты соглашался. Ты сделал путь заблудших для него прямым.
Я очень боюсь, что завтра из-за своих грехов ты займешь место рядом с предателями, а также благодаря сотрудничеству с угнетателями и полученному от них.
Ты брал то, что тебе они давали и то, на что у тебя не было прав, ты сблизился с тем человеком, который не воздал другим по их правам. Когда он сделал тебя близким к себе, ты не отверг ничего из их заблуждений, ты сделал другом, кто является врагом Аллаху.
Разве они не пригласили тебя к себе и не приблизили тебя, не сделали тебя соучастником, когда он кружились вокруг мельницы угнетения и мололи и для того, чтобы сделать твои неправильные поступки правильными перекинули мост, они сделали ступени к крыше извращения и заблуждения.
Ты призываешь (людей) к заблуждению и преграждаешь им путь. Они вместе с тобой заронили семена сомнения в сердца ученых, они вместе с тобой привлекли на свою сторону сердца невежд. (Ты своим религиозным видом настолько услужил им, чего не смогли) сделать самые близкие их вельможи и хранители; ты настолько старался представить их нечестие (халифов угнетателей) в глазах людей в качестве благополучия (правды), что они не смогли быть помощниками (халифам угнетателями как ты) и они не смогли стать избранными подобно тебе и обеспечить их связь с большинством и ходить к ним (часто) как ты.
То, что они давали тебе (под именем взносы, дотации, драгоценности...) для того, чтобы (показать их неправедные поступки праведными) не имеет никакой ценности и важности по сравнению с тем, что ты выдавал!
Насколько ничтожно то, что они посчитали для тебя вечным (и назвали мирским). Теперь посмотрим, как они порушили (твой следующий мир)!
Теперь подумай над тем, что ты будешь делать, обрати внимание на себя, знай, что никто другой. кроме тебя не сможет обратиться к себе, последуй поведению человека, который призывают свою душу к ответу.
Посмотри, как ты сможешь отблагодарить Аллаха, который одарил тебя малыми и великим дарами? Прежде, чем перейти к следующему повелению Аллаха, я хочу сказать, насколько я боюсь: «Их преемниками стало поколение, которое унаследовало Писание (Тора). (Но) они схватились за блага этой жалкой жизни (предпочтя их вместо приказов и повелений Аллаха) и сказали: «Мы будем прощены»[22].
Ты не в мире бессмертия, ты в (тленном) мире и об переселении объявлено. Сколько же человек остается в этом мире после сверстников и ровесников? Как счастлив тот, кто боится (из-за своих грехов) в этом мире и горе тому, кто умер и оставил после себя грехи.
Проснись и знай, что с помощью этой причины (васила) тебе сообщили об опасности. Сделай шаг вперед, чтобы (исправить себя на пути религии), (сейчас) тебе дали отсрочку. Ты столкнулся не с одним из невежд. (Аллах) ведет отчет твоим деяниям, и Он никогда не бывает небрежен в вопросе (заблуждений). Готовьтесь к путешествию, впереди есть долгая дорога. Вылечи свои грехи, твое сердце тяжело больно.
Не думай, что я осуждаю, критикую тебя, нет, я захотел, чтобы Аллах возместил твои ошибки прошлого и вернул тебе религию, которую ты потерял. Когда я это делал, то вспомнил этот приказ Аллаха: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим»[23].
Уединись, вспомни о своих забытых сверстниках и ровесниках, посмотри, погрузились ли они (в грехи), подобно тебе? Интересно, они упали так низко как ты? Интересно, ты взялся за благое дело, и они не увидели этого? Интересно или ты узнал что-то, что они не знали? Нет, это не так, наоборот с помощью обретенного положения ты обрел уважение в глазах народа, ты утвердился на определенной ступени.
Твое положение утомило их, потому что они следовали твоим взглядам и подчинялись твоим приказам. Они признавали разрешенным то, что ты считал разрешенным, а то, что ты говорил запретным, они считали запретным. Конечно же, ты не обладал таким совершенством (в вопросах разрешенного, запретного). Но их заставило подчиняться тебе, это страстное желание того, что есть у тебя, утеря ученых, невежество, охватившее тебя и их, а также твое и их стремление к власти, положению.
Ты разве не видишь, как ты погряз в невежестве и гордыне и как народ погрузился в проблемы и смуту? И ты похоронил их в проблемы, и люди, увидев твое положение, должности, перестали видеть ценности, которыми они обладали, они одержимы твоим положением. Их сердца наполнены желанием достичь твоего уровня знания или желают обрести должность, подобную твоей. Таким образом, из-за твоих поступков и
поведения они попали в море, в котором не видна дна, они обрели проблемы, масштабы которой не определить. Пусть Аллах поспешит на помощь нам и тебе. Он тот, кто поспевает на помощь (тем, кто в трудности).
Теперь же брось все свои должности, откажись от своего положения, отдались от них, чтобы ты смог вернуться к прежним чистым и благочестивым людям. Они сейчас лежат в земле обернутые в сгнившие саваны, их чрево приклеилось к хребту. Между ними и Аллахом нет никакой завесы, преграды.
Этот мир их не обманывает, и они не одержимы этим миром. Они отдали свои сердца, (чтобы обрести Аллаха) и их призвали к Тому, кому они поклонялись
(Ма'буд), и не прошло много времени, как они вернулись (к предшественникам - салаф). Кроме того, этот мир тебя собьет в этом пожилом возрасте, на этой ступени знания и на смертном одре, что сделает одержимым собой. В таком случае, что можно оживать о незрелых юношей, невежд, нерешительных и ошибающихся?!
«Инна лиллахи ва инна илейхи раджиун» («Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!»).
У кого же искать защиты? У кого следует искать решение всех тягот? Мы жалуемся Аллаху из-за своих тягот и на то, что увидели в тебе и будучи в тяготах, которая охватила нас из-за тебя, мы ожидаем награду и вознаграждение у Его присутствия.
Вспомни, как ты благодарил Аллаха, который и в детстве, и в зрелом возрасте посылал тебе пропитание и как ты отблагодарил Аллаха за почет и уважение людей в вопросе религии,
которыми Он тебя одарил? И как ты проявляешь уважение за покрывало, которым тебе накрыл Аллах в глазах людей? Как ты ценишь близость к Нему и как следуешь приказам, которые отдал Аллах?
Что с тобой случилось, что ты не можешь проснуться из-за сна невежества и не раскаиваешься из-за своих заблуждений и говоришь: «Клянусь Аллахом, у меня не было поступков, которые я бы не совершал ради Аллаха, ради оживления религии Аллаха и ради исправления какого-то заблуждения».
И ты таким образом отвечаешь благодарностью Аллаху, которые сделал тебя носителем религиозных знаний? Я очень боюсь, что повеления Аллаха, присутствующее в Коране, касается нас: «Они перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (понесут наказание за невежество)»[24].
Аллах сделал тебя носителем (знаний) Корана и вверили тебе на хранение знания религии, но ты их потерял, мы возносим хвалу Аллаху за то, что защитил нас от твоего заблуждения. Прощай»[25].
Таким образом, Зухри, ставший источником необоснованных утверждений и клеветы в адрес Имама Хасана, был таким человеком.
Др. Хайдар Баш
[1] Ибн Шахрашуб, тот же источник, т. 4, с. 159
[2] Шарх-и Нахджу’л Балага, Ибни Аби’л Хадид, т. 4, с. 102
[3] ат-Табкату’л-Кубра, т. 7, с. 447
[4] Ибн Касир, указанный источник, т. 9, с. 341; Ибн Халлекан, Вафайаиту’л-А’йан, т. 4, с. 178
[5] Ибн Касир, указанный источник, т. 9, с. 343
[6] Ибн Са’д, указанный источник, т. 7, с. 474
[7] Мухаммад б. Са’д, указ. источник, т. 5, с. 497
[8] Ибн Касир, указ. источник, т. 9, с. 348
[9] Пуджухаши Дер Зиндегийи, Имам Саджджад, Саййид Али Хаманаи, с. 56
[10] Ибн Касир , аналогичный источник, т. 9, с. 346; Ибн Са’д, аналогичный источник, т. 2, с. 389; Тазкирату’л Хуффаз, Шамседдин Захиби
[11] Ибн Са’д, аналогичный источник, т. 2, с. 389; Ибн Касир , аналогичный источник, т. 9, с. 341
[12] Ибн Касир , аналогичный источник, т. 9, с. 341
[13] Тахзиб ат-Тахзиб, Ибн Хаджар Аскалани, т. 9, с. 449; Тазкирату’л Хуффаз, Шамседдин Захиби, т. 1 с. 110
[14] Ибн Касир, аналогичный источник, т. 9, с. 343
[15] Тарихи Йакуби, Ибн Вазих, т. 3, с. 8
[16] Сахих-и Муслим, египетское издание, т.4, с. 126; Сунан Абу Дауд, бейрутское издание, с. 216; Сунан Насаи, бейрутское издание, т.2, с. 37 и 38
[17] Ибн Вазих, аналогичное произведение, т.3, с. 8
[18][18] Ибн Са'д, аналогичный источник, т. 5, с. 215; Ибн Касир, аналогичный источник, т. 9, с. 106
[19] Шарху Нахджу'л-Балага, Ибн Абу'л Хадид, т. 4, с. 63
[20] Ибрахим, 7
[21] Ал-и Имран, 187
[22] Араф, 169
[23] Зарийат, 55
[24] Марьям, 59
[25] Тухафу’л-Укул, Хасан бин Али. Шо’бе, с. 274, 277; аль-имам Зайн аль-Абидин, Абдурраззак Мухаррам Мусави, с. 154-159; Жизнь имамов, Махди Пишваи, с. 199-209
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"