Никогда раньше не задумывался о том, как сцеплен паровоз со своим тендером, пока мне не задали такой вопрос в комментариях. Мне всегда почему-то казалось, что соединение между паровозом и тендером выполнено с помощью автоматической сцепки СА-3, также как и сцепляются секции тепловоза или электровоза. Но я глубоко ошибался, на самом деле всё устроено совершенно иначе. "Учи матчасть!", как иногда кричат в комментариях любители вступать в жаркий спор.
На заднем буферном брусе для сцепления с вагонами или другим локомотивом на тендере имеется автосцепка СА-3.
А вот на переднем брусе ничего подобного нет, никакой СА-3.
Паровоз с тендером как и лошадь с телегой, сцепляются между собой с помощью упряжных приборов (автосцепка тоже к ним относится). Да именно так, поскольку профессиональный сленг полностью перекочевал на паровозы по наследству от гужевого транспорта. Соединение паровоза с тендером может быть упругого (винтового) или жесткого сцепления.
Упругое соединение применялось на паровозах ранних серий выпуска.
1 - винт; 2 -скобы винтовой стяжки; 3,5,6 - шкворень; 4 - листовая упряжная рессора; 7 - запасные жёсткие тяги; 8- буферные стаканы; 9 - направляющая коробка
Сцепление тендера и паровоза на машинах поздних серий выпуска выполняется жёстким в виде двух стяжек и с радиальным буфером.
Устройство жёсткого соединения таково.
1 - стяжной ящик; 2 - прилив для шкворня; 3 и 4 - стяжки основная и запасная; 5 - шкворень; 6 - шаровой буфер; 7 - подушка; 8 - цилиндрический буфер; 9 - клин
Ось цилиндрической рабочей поверхности буфера совпадает с осью тендерного шкворня. Между буферами паровоза и тендера помещается скользящая подушка 7, рабочие поверхности которой совпадают с формой буферов: передняя - сферическая, задняя - цилиндрическая.
Подобное жёсткое сцепление с радиальным буфером обеспечивает прочное соединение паровоза с тендером без игры в продольном и поперечном направлениях и вместе с тем даёт возможность паровозу свободно поворачиваться относительно тендера в кривых участках пути и при отклонении по стрелочным переводам, но допускает вертикальную игру.
Отсутствие продольной и боковой игры повышает плавность хода паровоза, так как масса тендера жёстко объединяется с массой самого паровоза, что уменьшает его подёргивания.
Сила тяги паровоза передаётся тендеру через основную стяжку 3 и шкворень 5. Отверстие стяжки со стороны тендера делается овальным для предотвращения работы стяжки на изгиб при движении тендером вперёд.
Практика работы паровозов и расчёты показали, что необходимости в установке в сцеплении между паровозом и тендером запасных стяжек 4 нет. Поэтому на последних выпусках паровозов серий ЛВ и П36 запасные стяжки не поставлены.
Ставьте лайк 👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram