Найти тему
Библио-лаборатория

Из архивов советской фантастики. Вторжение!

Александр Мирер и его роман «Дом скитальцев» - для советской фантастики явление особое. Тема агрессивного инопланетного вторжения в литературе тех времен практически отсутствует. Враждебные цивилизации изредка попадаются — у Снегова, например, в знаменитой трилогии, но чаще всего даже если «нехорошие инопланетяне» и есть, то это к ним прилетают посланцы великой земной цивилизации и учат уму-разуму, традиция была заложена еще в «Аэлите» и сохранялась почти неизменной долгие десятилетия. А так, чтобы враги (настоящие, без дураков, враги, а не просто слишком «другие») пожаловали к нам с целью оккупации — нет, такого не было.

Не возьмусь категорически судить, что было причиной. Можно традиционно списать все на проклятую цензуру, но лично я скорее склоняюсь к роли литературной традиции. Ну не принято было у нас представлять инопланетян коварными агрессорами — еще с подачи Ефремова доминировала концепция «гуманного совершенства» - любая достаточно развитая цивилизация обязательно должна избавиться в процессе этого самого развития от примитивных агрессивных и захватнических тенденций. Истинность этой концепции мы сейчас обсуждать не станем, поскольку в рамках статьи это не важно, главное — что она преобладала в фантастических произведениях эпохи.

И вот в 1969 году выходит повесть Александра Мирера «Главный полдень», в которой никакого «цивилизационного недопонимания» нет — прямое вторжение, по всем правилам шпионского боевика. Возможно (есть у меня такое подозрение) Мирер каким-то образом сумел познакомиться либо с «Кукловодами» Хайнлайна, либо с «Похитителями тел» Финнея или их экранизацией. Уж очень напрашиваются параллели, хотя я бы сказал, что у Мирера все тоньше и изящнее. А может, быть, мои подозрения беспочвенны - теперь мы уже вряд ли узнаем наверняка. Но история о том, как в небольшом провинциальном советском городке началось и провалилось вторжение цивилизации, значительно превосходящей земную по уровню научно-технического развития стала своего рода «прорывом» в советской фантастике.

-2

В повести прекрасно все. И сама идея «десантников», существующих лишь в виде чистого разума, подсаживаемого в носителя, и носящих лишь иерархические кодовые обозначения вместо имен (Треугольник Шесть, Линия Девять), и отработанные схемы и протоколы захвата, которые она использует, и сама цивилизация Пути, способная поддерживать свое существование только за счет экстенсивного роста — то есть захвата новых ресурсов для «мыслящих», и то, что противостоять мысленному захвату могут только дети и подростки.

Лично мне особенно понравился изящный ход, при помощи которого Мирер придал логическое объяснение своевременной и эффективной реакции военных и особистов на информацию об инопланетном вторжении. Понятно, что в реальности никто бы всерьез ее не воспринял, но в повести все началось с подковерных интриг глав двух ведомств — один командующий спихнул другому бредовую, по его мнению, информацию, мол, это по вашей части, сами решайте проблему, а другой развернул комплекс мер, мол, вы мне такую ерунду подсовываете, но не реагировать я не могу, вся ответственность на вас — а в итоге все сработало как надо.

-3

Самое главное в повести — ее превосходная динамика. Автор очень точно рассчитал «скорость действия», чтобы держать читателя в постоянном напряжении и не давать ему отвлекаться на лишние размышления и возможные логические неточности вплоть до кульминации и финала. Иногда (в первую очередь благодаря главным героям — подросткам) его прозу сравнивают с творчеством Крапивина, и это вполне правомерно, но нельзя не отдать должное и мастерству Мирера, как мастера чисто «остросюжетной» литературы.

Через несколько лет вышел роман «Дом Скитальцев», в котором повесть была дополнена куда более объемной второй частью цикла. Действие почти полностью переносится на планету-базу цивилизации пути (иногда ее называют «родной планетой», но это неверно — планета, как и многие другие, была захвачена цивилизацией Пути несколько сотен лет назад), и продолжается все в том же стиле «шпионского триллера», только на этот раз в роли шпионов выступают уже двое земных подростков, загадочным образом перенесенных в тела обитателей планеты. Им помогает странный персонаж, принадлежащий цивилизации Пути, по своим мотивам, которые становятся ясны только в самом финале романа.

Честно признаюсь — роман показался мне несколько слабее «Главного полдня». На мой вкус, он немного затянут, действие «проседает» (во всяком случае по сравнению с повестью), мотивация персонажей иногда выглядит сомнительной, парочка «роялей из кустов» тоже выскакивает. Как ни странно, мне и тут больше понравилась сюжетная линия, которая развивается на Земле — в ней больше логики, на мой взгляд, именно логики развития сюжета. В сети мне встречались довольно обстоятельные разборы, в которых критики доказывали, что «Дом скитальцев» - это замаскированный политический антисоветский памфлет, что «Путь», безличная цифровая иерархия и прочее — это аллегории советского режима, но, по-моему, все это притянуто за уши (если не сказать - напялено на глобус). Просто некоторым людям и «Колобок» с «Курочкой-рябой» кажутся символами сопротивления проклятой империи зла. Но даже с моими оговорками, «Дом скитальцев» все равно можно назвать очень ярким и необычным для своего времени фантастическим произведением.

-4

Еще одно — в 1990 году была снята трехсерийная экранизация «Главного полдня» под названием «Посредник». Экранизация по-своему неплохая, если не знать что это именно экранизация и не читать первоисточник. Вроде бы все на месте, а что-то не так, чего-то не хватает… Не даром Мирер критиковал режиссера за «несоответствие логике произведения» (хотя имя с титров не снял). Думаю, дело тут в том, что фильм, снятый в 1990 году отвечал запросам жителей СССР 1990 года, а они уже очень и очень сильно отличались от реалий конца шестидесятых, увы…

И последнее — выражаю благодарность моим подписчикам и читателям, благодаря подсказкам которых я вообще узнал о книге и ее авторе, потому что раньше она как-то прошла мимо моего внимания. Спасибо вам, и заходите еще, будет интересно!

Во имя Пути!

Читайте еще об инопланетных вторжениях на канале:

"Задача трех тел" - китайский ГУЛАГ в фанастической обертке

Надежды нет - "радикальное выжигание" по Томасу Дишу