Общие сведения
Существует популярное мнение, что пикты по происхождению являются кельтами. Но так как вопрос их этногенеза сохраняет свой дискуссионный статус, в научной литературе пиктов называют не кельтским народом, а кельтоязычным. Кроме того, по всей видимости, это была целая группа народов, имеющих определенные культурные различия.
Пикты населяли территорию современной Шотландии, точнее – все земли, лежащие к северу от залива Ферт-оф-Форт. Основной пласт археологических находок позволяет говорить о том, что как сформировавшаяся общность племен пикты появились в период Поздней Античности, так называемая Субримская Британия – приблизительно с III-IV по конец VIвека нашей эры. Просуществовали пикты до Раннего Средневековья, приблизительно до IX-X века.
Название народа – пикты – латинское по происхождению, его этимологию мы рассмотрим ниже. В письменных источниках европейских хронистов это название встречается четко в период с III по X век. Также в этих источниках упоминается пиктский язык, который до наших дней не дошел. Предполагается, что это был язык островных кельтов, тесно связанный с общебриттонским языком, на котором говорили бритты (они, в свою очередь, совершенно точно были кельтами по происхождению).
Насчет пиктского языка есть много лингвистических теорий, реконструировать его невозможно ввиду отсутствия достаточного количества источников. Предполагается, что многое от пиктского языка воспринял гэльский язык, который сам произошел от древнеирландского наряду с ирландским и мэнским языками. Проведены некоторые параллели между пиктским и валлийским языком (валлийский относится к бриттонским языкам). Так или иначе, нет сомнений в том, что у пиктов действительно был собственный уникальный язык.
Относительно этногенеза пиктов нет единой версии. Согласно наиболее устоявшейся, пикты произошли от каледонцев. Календонцы были кельтоязычным племенным союзом, проживавшим на территории Шотландии с периода Британского железного века (VIII-VIIвека до нашей эры) до периода Римской Британии, то есть до III-IVвеков, когда уже появляются пикты. Каледонией в римских источниках называется территория Британии к северу от Ферт-оф-Форт. Однако неоднозначен вопрос происхождения каледонцев. Нет точного подтверждения тому, что они генетически связаны с бриттами и тоже являются кельтами. Вопрос осложняется тем, что в плане археологии от каледонцев практически ничего не осталось.
Первыми потомками календонцев пиктов назвали римляне. Этот вывод они сделали на основании так называемой Карты Птолемея. Это карта мира, представленная в работе «География» Птолемея (написана около 150 года нашей эры). Карта не очень точная и достаточно условная, но в целом неплохо описывает регионы Европы и даже Азии, известные европейцам во II веке. Именно у Птолемея каледонцы живут на севере Британии. Позже хроники называют эту территорию Пиктлендом или Пиктавией. Полного единства пиктские племена достигают, по всей видимости, к VII веку в результате распространения влияния Королевства Фортриу. С IVвека это было самое сильное пиктское королевство, именно оно вбирает в себя остальные племена в регионе. В европейских хрониках часто понятия Фортриу и Пиктавия идентичны.
В VIII веке Пиктавия берет под контроль крупное гэльское королевство Дал Риада и к X веку образует Королевство Альба. Королевство Альба занимает весь север и запад современной Шотландии. С этого момента пикты как самобытный народ исчезают с мировой арены. Альба же процветает, к XIII веку она вбирает в себя Бриттонское королевство Стратклайд, Нортумбрийский Лотиан, Галлоуэй и Западные острова.
О культуре и обществе пиктов мы знаем немного, этих сведений недостаточно для построения полноценного образа народа. В основном мы базируемся на археологических находках, а также описаниях христианских мессиониров. Среди таких источников есть, например, текст «Церковная история английского народа» Беды Достопочтенного. Более поздний текст XVII века «Ирландские хроники» включает несколько десятков хроникальных работ, включая работу Беды.
Этимология
Слово «пикты» (pictis) не является самоназванием пиктских народов. То есть это не эндоним, а экзоним, который впервые встречается в панегирике Ювмениуса, датируемом 297-м годом нашей эры. Слово происходит от латинского «pingere», что значит «рисовать». Ювмениус использует его в значении «раскрашенные люди». В валлийском языке для обозначения пиктов использовалось слово пехвир (peithwyr), в древнескандинавском – петтр (pettr). Есть версия, что эти слова не являются калькой с римского варианта, а происходят из пиктского языка.
Согласно другой версии, исходное самоназвание (эндоним) пиктов – притены (pritani). Эта форма присутствует в гало-бриттской группе языков (так называемые п-кельтские языки) и, вероятно, восходит к гэльской форме (qritani), которая могла попасть в гэльский язык из пиктского. И хотя это лишь версия, она подтверждается несколькими фактами. Например, в «Путешествии Пифея из Массалии», которое рассказывает о странствиях древнегреческого мореплавателя, Британию и Ирландию он называет Притенскими островами, а их жителей – притенами (пританами). Этот факт интересен с той точки зрения, что текст датируется IVвеком до нашей эры, то есть когда север Британии был заселен каледонцами.
Сам текст «Путешествии Пифея из Массалии» во многом спорный, потому что в нем, например, упоминается широко известный мифический остров Туле в Северном море. Тем не менее, название народа – притены – Пифей, похоже, не выдумал. То есть этот эндоним существовал задолго до того, когда история пиктов начинается «официально». В связи с этим встает масса вопросов. Например, кем тогда являются каледонцы и круитни? Вопрос с круитни особенно интересен. Этот народ населял Древнюю Ирландию, но у средневековых хронистов круитни часто отождествляются с пиктами.
В уэльских источниках пикты называются как круитни, так и притенами, на основании чего лингвисты сегодня предполагают, что оба слова – пикты и круитни (или крутин) – имеют одну первооснову. У раннеирландских писателей пикты и круитни также иногда используются как синонимы, но сегодня предполагается, что круитни, скорее всего, были ветвью пиктов. Дело в том, что у них есть концептуальное культурное различие – у круитни право наследования шло по мужской линии, как у всех древнеирлансдких племен, а у пиктов – по женской. Так что вопрос остается открытым.
История пиктов
Как и когда сформировалась первая конфедерация пиктских племен, мы не знаем. Предполагается, что пикты объединились в ответ на экспансию Рима. Интересно, что в ряде хроник (например, в текстах Беды Достопочтенного и Джеффри Монмутского) пикты называются «покорителями Альбы и Скифии». Напомню, что Скифией в классической античности называлась область в Центральной Евразии. Каким образом пикты могут быть «покорителями» этого региона – непонятно.
История пиктов до Раннего Средневековья нам не известна. Предполагается, что до VIIвека пикты могли быть данниками Нортумбрии, которая являлась на тот момент самым большим и влиятельным британским королевством (север современной Англии и юго-восток Шотландии). Однако в 685 году англы потерпели от пиктов сокрушительное поражение в Битве при Дун Нехтайне.
Известно, что в той битве пиктами командовал король Бридей мак Бели. Войска пиктов выступили против нортумбрийцев, но, испугавшись войска большей численности, отступили. Армия Нортумбрии преследовала пиктов и оказалось, что те лишь заманивали их в засаду у озера Линн Гаран (современный Ангус). Король нортумбрийцев Экгфрит был убит, а войско Нортумбрии разгромлено. Победа пиктов подарила им независимость и серьезно ослабила позиции Нортумбрии, против которой выступила Мерсия и ряд других регионов.
С начала VIII века гэльская Дал Риада, занимавшая все восточное побережье Шотландии, находится под властью пиктов. Мы не знаем, как именно Дал Риада попала под эгиду Пиктавии. Интересно то, что до начал IXвека пикты не ставили в Дал Риаде своих королей, то есть, по всей видимости, регион подчинялся добровольно и там не было военных конфликтов. Лишь в 811 году Каузантин Мак Фергус (не Константин, а именно Каузантин) посадил своего сына Домналла править Дал Риадой. В это же время пикты делают несколько попыток взять под контроль бриттский Стратклайд (север Англии и частично юг Шотландии), но они не увенчались успехом.
В IX веке в Британию приходят викинги (о чем подробно мы говорили на прошлом стриме). Они основывают Островное Королевство, практически уничтожают Нортумбрию, разоряют Страклайд, строят Йорк и фактически берут Британию под свой контроль. В противостоянии викингов и пиктов коренной перелом произошел в 839 году, когда скандинавы убили одновременно Эоганана Мак Ченгуса, короля Пиктавии, и Аэк Мак Боанта, короля Дал Риады. Тем не менее, Пиктавия сохраняет независимость, мы даже не можем точно сказать, платили ли пикты какие-то выкупы или дань викингам.
В середине X века, во время правления Константина Мак Аэда (тут уже Константин), север Британии перестают называть Пиктавией или Пиктлендом. Теперь это Королевство Альба. Причем совершенно непонятно, откуда появилось такое название и кто первым стал его использовать. Есть версия, что Альбой назывался самый могущественный пиктский род. Так или иначе, но именно во время правления Константина исчезает пиктский язык и происходит гаэлизация пиктов, то есть они сливаются с народностью гэлов, теряя собственные социокультурные черты.
Здесь тоже масса белых пятен. Не ясно, почему пикты, которые веками доминировали в регионе, уступили гэлам. Также непонятно, кем являются сами гэлы, были ли они кельтами или претерпели кельтизацию в Раннем Средневековье. Возможно, они изначально не имели больших культурных отличий от пиктов.
Королевства Пиктавии и право наследования
Хотя Пиктавия соседними народами воспринималась как единое государство, в действительности это была Конфедерация нескольких независимых королевств. Тем не менее, в торговых и политических вопросах все королевства Пиктавии выступали как единое целое. Обычно одно из королевств явно доминировало над другими и правитель этого королевства являлся номинальным правителем Пиктавии.
В «Поплетонском манускрипте» (De Situ Albanie), который датируется началом XIIIвека, говорится, что Круитни – это имя короля-основателя первых пиктских королевств. Якобы у Круитни было семь сыновей, каждому из которых он дал в правление по одному из регионов будущей Пиктавии: Кейт, Се, Цирцинн, Файф, Фидах, Фотла и Фортриу. Возможно, существовали и другие пиктские королевства, но эти семь засвидетельствованы в ряде источников. Выше, в части про этимологию, я намеренно не говорил о том, что название народа круитни могло быть именем собственным, именем некоего первого короля пиктов. Дело в том, что эти сведения, приведенные в «Поплетонском манускрипте», ничем не подтверждаются.
Вероятно, большую часть истории Пиктавии доминировало Королевство Фортриу. Долгое время считалось, что его столица находилась на территории современного Перта, но теперь ученые полагают, что это графство Морэй (или Элгиншир). Выше я упомянул, что пикты – единственный кельтоязычный народ, у которого право наследования передавалось по материнской линии. Но этот момент не нужно понимать превратно. В действительности, женщины у пиктов не могли править и они не обладали какой-то особой властью. Однако королевская линия у них считалась именно по матери. Вне зависимости от того, кем был отец пикта, он мог претендовать на престол, если его мать была супругой минувшего короля. И наоборот, если некий условный пикт был сыном короля, престол ему не светил, если его мать не была королевского рода.
С чем связан этот уникальный обычай – мы не знаем. Тем не менее, у пиктов сын редко наследовал отцу, потому что чаще всего королю наследовал его брат, а тому его брат. Это было логично с той точки зрения, что брат правящего монарха был наиболее подготовлен для правления. Такая практика похожа на гэльскую традицию наследования титулов, которая называлась танистри. При этом король Пиктавии и король Альбы – два совершенно разных явления. У пиктов королем мог быть только сильный военный лидер, который и сам был умелым воином. У шотландцев королевская власть бюрократизировалась и стала неотделима от церковной власти.
Насчет права наследования по женской линии есть одна любопытная версия. В «Церковной истории» Беды Достопочтенного, на которую я уже ссылался, сказано, что пикты прибыли по морю из Скифии. Беда пишет, что у них не было с собой женщин и за невестами им пришлось идти к скоттам. Те поставили условие, что отдадут своих женщин, если власть будет передаваться по женской линии. Версия интересная и вроде бы Беде принято верить, вот только есть большие сомнения насчет того, что пикты каким-то образом действительно прибыли из Скифии.
Пиктское общество
Археологические находки говорят о том, что материальная культура пиктов была похожа на культуру бриттских, гэльских и англосаксонских племен. Однако нужно учитывать, что кельтские народы и их культура имеют широчайшее распространение как территориально, так и по временной шкале. В связи с этим существует риск проведения излишне глубоких аналогий, которые самих исследователей вводят в заблуждение. К примеру, явно некорректно сравнивать доримскую Галлию, Ирландию XIIIвека и пиктов VI века. Несмотря на то, что все это кельтоязычные народы с близкой культурой, отличия между ними есть, зачастую концептуальные.
С Поздней Античности до Раннего Средневековья пикты были земледельцами, живущими небольшим общинами. В принципе, примерно так жило в то время большинство народов Северной Европы. Пикты использовали крупный рогатый скот, овец и свиней, им было известно отгонное животноводство (сезонная смена дислокации скота). Ирландские источники, современные пиктам, говорят о широком распространении лошадей. Резьба на археологических артефактах указывает на наличие традиции охоты с собаками. При этом пикты также практиковали охоту с соколами, кроме них в Британии никто не охотился с птицами.
Пикты знали практически все зерновые культуры (ячмень, рожь, овес, пшеницу), выращивали овощи в изобилии, включая локальные виды, например – скиррет (в Шотландии краммак), он же – «белый корень». Это сладковатый ароматный корнеплод, который можно варить, тушить, запекать. Для изготовления одежды использовалась шерсть, также пикты выращивали лен, но непонятно – только ли для волокон или, возможно, для масла. Так как процветали животноводство и охота, пикты имели высокий уровень мастерства в кожевенном деле.
Крупных городов пикты не строили (как те же галлы), относительно небольшие поселения вырастали вокруг королевских фортов и религиозных центров. Полноценные города в Шотландии появились лишь в XII веке.
Недавние археологические находки показывают, что пиктам были известны передовые технологии своего времени – они делали обжиговые печи для сушки зерна, кузнечные горны, строили ветряные мельницы. Ранние пикты плотно промышляли пиратством, атакуя Римскую Британию. С течением времени пираты становятся торговцами, но свое исконное ремесло тоже не бросают. В этом смысле они не отличались от более поздних викингов, которые могли быть торговцами или рейдерами в зависимости от ситуации.
В Дунаде (поселение железного века в Дал Риаде) обнаружена посуда из Галлии. Вообще, в Дунаде и ряде пиктских поселений найдено довольно много предметов культуры с материка, но это достаточно спорный вопрос, с кем конкретно торговали пикты. Потому что, согласно хроникам мессионеров, на материке об этом народе почти не знали.
От пиктов сохранился ряд монументов, так называемые Пиктские камни. На них изображены и простые пикты, и элита, надписи есть и на латыни, и выполненные огамическим письмом, характерным для кельтоязычных народов (не все из этих надписей до сих пор расшифрованы). Искусство пиктов в целом соответствует искусству других современных им кельтских народов. В более поздней ирландской поэзии артисты пиктов описываются идентичными ирландским.
Брохи
Брохи – это крупные каменные сооружения, возведенные методом сухой кладки. Большое количество брохов обнаружено на территориях, заселенных пиктами. Все брохи датируются железным веком, поэтому не совсем понятно, кто их построил. Либо прямые предки пиктов/круитни, либо народ, населявший эти территории до кельтоязычных народов и по какой-то причине исчезнувший. Неизвестно, чтобы пикты Поздней Античности и Раннего Средневековья строили брохи, но они их активно использовали, что подтверждается археологией.
Все брохи построены по одному принципу – это круглые высокие строения из каменных блоков. По всей Шотландии археологами обнаружен 571 брох. Большинство сохранилось лишь на уровне основания, но некоторые, по всей видимости, предстают перед нами в практически оригинальном виде. Удивительно, что эти строения, возведенные без какого-либо скрепляющего материала между блоками, простояли более 2000 лет.
Название «брох» предположительно шотландское, в переводе означает «форт». У скандинавов то же самое означало слово «борг». Происхождение брохов и их назначение – предмет активных научных дискуссий. Основная версия заключается в том, что брохи были чем-то вроде замков или крепостей и использовались местной элитой. Изначально предполагалось, что брохи строили не пикты, а другие кельтские племена, вытесненные сначала на юг Англии белгами (конфедерация племен в северной Галлии), а затем мигрировавшие дальше на север из-за римской экспансии. Тем не менее, эта версия не нашла подтверждения и считается сомнительной.
Внутри брохов найдена керамика, что по идее должно пролить свет на происхождение этих уникальных сооружений (подобного на тот период времени никто не строил). Проблема в том, что эта керамика самобытна, больше всего она похожа на керамику бриттов, но и от нее отличается, схожесть тут скорее является заимствованием, а не указывает на первооснову. Высказывались версии о некоей культуре, существовавшей на территории Шотландии, а затем ушедшей на Гебридские острова, но это тоже лишь неподтвержденные гипотеза.
По всей видимости, это все же было местное уникальное явление прямых предков пиктов. Все брохи строились в период времени с IIIвека до нашей эры по I век нашей эры. Лишь один брох датируется IV веком до нашей эры. Почему пикты перестали строить такие сооружения, почему их материальная культура (та же керамика) так сильно отличается от керамики строителей брохов – большой вопрос. Дело в том, что в брохах есть два типа находок – одни более ранние, другие – поздние, пиктские. И они сильно отличаются.
Что касается назначения брохов, это вопрос еще больший. Многие из них, но не все, расположены в выгодных стратегических позициях, защищенные естественными преградами и искусственно возведенными валами. Пример – брох Берланд возле Гулбервика на Шетландских островах, он расположен на вершине утеса, отрезанный от материка огромными рвами. В некоторых местах брохи стоят крайне плотно. Однако нет никаких археологических находок, свидетельствующих о том, что это были военные сооружения. Нет ни остатков оружия, ни характерных повреждений на стенах. Если это были королевские дома, символизирующие принадлежность к элите, это также не подтверждается археологически.
Внутренний диаметр брохов составляет от 5 до 15 метров, в высоту они строго больше 6,1 метра, но точный «рост» башен мы узнать не можем. Самый высокий из сохранившихся брохов называется Брох Мусы, его стены составляют 13 метров в высоту, но вполне возможно, что они частично обвалились и башня была выше. Все брохи имели один вход и винтовую лестницу внутри с галереями. В арке входа есть углубления для установки дверей, внутри брохи явно разбивались на этажи, как минимум, на два. Толщина стен не менее 3 метра. Раскопки в Дун Бхарабхате и Льюис подтвердили, что брохи имели деревянную крышу, но неизвестно, какой она была формы.
Некоторые брохи расположены рядом с естественными источниками воды или колодцами, другие – в глухих регионах, где даже в железный век не было ресурсов или важных объектов. Некоторые вообще выстроены на островах посреди озер (например, Брох-оф-Кликимин на Шетландских островах). На Оркнейских островах есть несколько брохов, вокруг которых из того же камня возведены небольшие строения, тоже круглой формы.
Судя по археологии, строители брохов перестали их использовать в Iвеке нашей эры. Затем их неоднократно использовали пикты, потом шотландцы. Дополнительную сложность представляет тот факт, что плотно исследовать брохи на научном уровне начали лишь в XIX веке, когда свой след на них оставило множество разных культур.
Резюмирую. Брохи – круглые строения типа башен, обнаружено их по всей Шотландии больше полутысячи, но вероятно их было больше. Брохи во всех уголках региона построены по одним принципам, различаются лишь высотой и диаметром. Не всегда расположены в стратегических значимых точках (но часто). Кто и для чего их строил, почему перестал, для чего их использовали пикты и возможно ли, что брохи строили их предки – мы не знаем. Когда я размышляю об этом, мне на ум приходит какая-нибудь стратегия в стиле Tower Defense…
Кранноги
Еще один тип уникальных допиктских объектов Шотландии. Представляют собой искусственные острова, которые возводились на озерах и в устьях рек. Некоторые были соединены с берегом деревянным мостом, другие имели сообщение посредством паромов/плотов. Большая часть кранногов датируется северо-европейским неолитом, то есть примерно с 4500 до 1700 годы до нашей эры. Самые поздние кранноги были построены в начале раннего железного века, то есть не позднее IXвека до нашей эры.
Кранноги ставились на естественные или искусственно насыпанные островки, упрочненные деревянными сваями, иногда облицовывались камнем. Пол выстилался досками, на нем строился либо один большой круглый дом, либо несколько небольших, типичных для своего периода. Однако на Внешних Гебридах, где с деревом исторически туго, кранноги полностью строились из камня и по архитектуре напоминали брохи, только стоящие на воде.
Слово «кранног» (crannog) происходит от старо-ирландского «crannóc», что значит «деревянная конструкция». В Ирландии обнаружено более 1200 брохов, на территории Шотландии – более 500, и их продолжают находить, так как археологи все плотнее исследуют озера. Чем были кранноги и кто их строил – тут все точно так же, как и с брохами. Возможно, это были просто жилые дома, но тогда почему на воде? Возможно, крепости или склады. Либо же это были места, где люди могли прятаться во время военных конфликтов. Археология не дает ответов на эти вопросы, но точно показывает, что пикты вплоть до Раннего Средневековья использовали кранноги.
К XIX веку, когда в Шотландии начала развиваться археология, ни один кранног не сохранился в исходном виде. Лучше всего сохранились каменные варианты на Внешних Гебридах. Важно, что в кранногах во множестве обнаружены кости крупного рогатого скота и остатки пищи, типичной для этого периода. То есть, вероятно, большинство кранногов все же действительно использовались в качестве постоянного жилья.
Резюмирую. По материалам и методу строительства кранноги различаются в зависимости от региона. Но это всегда частично или полностью искусственные острова. Сообщение с сушей – по мосту или паромом. Использовались для жилья. Почему на воде – неизвестно. Памятуя о кельтском божестве вод Маннананне, могу предположить, что такие поселения могли быть традиционными для определенных социальных групп, исповедующих особую форму кельтского политеизма. Иными словами, в них жили те, кто поклонялся Маннанану. Либо это вообще были сугубо религиозные постройки (а скот и пища – ну жрецам тоже нужно жить).
Ярлсхоф, Скара Брей и другие объекты
На территориях, первыми известными (но, судя по всему, не первыми в принципе) поселенцами которых были пикты, обнаружено множество уникальных объектов, которые датируются широким временным периодом от неолита до железного века. То есть все они построены в допиктский период, но большинство из них использовалось пиктами.
Например, на Южном Роландсее (Оркнейские острова) обнаружен объект, который был назван Могилой Орлов. Это каменная гробница, обустроенная внутри холма с низким и узким входом. Стены выложены камнем. Внутри обнаружены останки как минимум 324 человек, но все они намеренно перемешаны между собой, некоторые повреждены. Также обнаружены останки двадцати белохвостых орланов, но они датируются более поздним периодом. То есть орланов поместили в гробницу значительно позже, чем людей.
Могила Орлов датируется третьим с половиной тысячелетием до нашей эры, людей в ней хоронили (или приносили в жертву?) не менее 800 лет. Кто построил Могилу Орлов и для чего – неизвестно. То же можно сказать о десятках других объектов, включая каменную пирамиду Мидхау, каменные дома Нэп-оф-Хауар и тп. Эти объекты разбросаны по всей Шотландии. Отдельно хочу рассмотреть два из них.
Первый объект – Ярлсхоф, расположен на Шетландских островах. Построен во втором с половиной тысячелетии до нашей эры, использовался до XVIIвека. Самые древние находки – несколько больших округлых строений с толстыми каменными стенами и немного предметов материальной культуры, включая некий костяной талисман (предположительно). В железном веке между домами более раннего периода был построен брох. В пиктский период все строения активно использовались, в них обнаружена керамика, обработанные декоративные элементы из гальки и Пиктский резной камень. В период заселения викингами (с IXпо XI века) здесь был построен Длинный дом и оставлена масса предметов их культуры. В дальнейшем место использовалось как обычная загородная усадьба.
Ярлсхоф для нас показателен с той точки зрения, что он характеризуется колоссальным наслоением культур. Каждая последующая культура не разрушала объекты, оставшиеся от предыдущей, а либо строила рядом свои, либо использовала уже имеющиеся. При этом из допиктских культур обнаружены артефакты как минимум двух, но они не каталогизированы, мы не знаем, кем были эти люди и имели ли они какое-то отношение к пиктам.
Второй объект, о котором я хотел сказать отдельно, называется Скара Брей. Это поселок эпохи неолита, находится на одном из Оркнейских островов. Представляет собой десять каменных домов, построенных на отдельных земляных возвышениях. Дома явно бытовые, снабжены примитивной канализацией c туалетами. Это поселение было возведено предположительно в первые века четвертого тысячелетия до нашей эры. То есть Скара Брей древнее пирамид Гизы.
А интересно это место потому, что на стенах домов обнаружены уникальные рисунки, которые, по всей видимости, являются прото-рунической письменностью. Но рунами писали германские, а позже – скандинавские народы. У кельтов (и у пиктов) было распространено огамическое письмо. Однако, как вы можете видеть на рисунке, околорунические символы здесь однозначно угадываются. Символы не расшифрованы. Это уникально, что столь древняя культура, вероятно, могла иметь собственное письмо. И опять же – либо это были далекие предки пиктов, либо пикты, прибыв на север Шотландии, уничтожили местные народы. А возможно ассимилировали их. И очень жаль, что этот пласт истории Северной Европы для нас навсегда утерян.
Пиктские камни
Многим известны так называемые Рунические и Картинные камни средневековых скандинавов. Пикты возводили аналогичные сооружения – каменные стелы с резными изображениями и надписями. На данный момент обнаружено 350 Пиктских камней, все они расположены в северной половине Шотландии и датируются периодом с VIпо IX века.
По Пиктским камням любопытно проследить культурные изменения в обществе племен. На наиболее древних камнях изображены кельтские огамы и уникальные пиктские символы, большая часть из которых до сих пор не расшифрована. Поздние Пиктские камни включают изображения христианского креста и надписи на латыни. Эти камни создавались уже в тот момент, когда Пиктавия активно христианизировалась.
В «Раннехристианских памятниках Шотландии» Джона Аллена и Джозефа Андерсона приводится единственная на сегодняшний день классификация Пиктских камней. Эта классификация была разработана в 1903-м году и с тех пор неоднократно критиковалась. Однако альтернативы до сих пор нет и большинство исследователей применяют классификацию Аллена-Андерсона:
- Группа 1. Монументы обработаны только с одной стороны, нет символов христианства, присутствуют пиктские символы. Камни датируются VI, VIIи VIII веками.
- Группа 2. Монументы имеют обработку со всех сторон. Как правило, с одной стороны вырезан крест, с другой – пиктские символы. Камни датируются VIII и IXвеками.
- Группа 3. Наиболее тонкообработанные камни, иногда в форме каменных крестов. Нередко такие камни выступают могильными плитами. На них присутствуют только христианские символы, включая крест. Камни датируются VIII и IXвеками, это самая малочисленная группа и они хуже всего сохранились (возможно, намеренно уничтожались).
Точное назначение Пиктских камней неизвестно. Предполагается, что камни Группы 1 использовались как межевые точки и территориальные маркеры, на которых располагались символы племен/кланов. Также эти камни могли увековечивать вождей и их деяния (по аналогии с Руническими камнями скандинавов). Группы 2 и 3 менее ценны в том смысле, что они ничего не говорят нам о пиктах, содержат по большей части типовую христианскую символику.
Всего на пиктских камнях по разным оценкам идентифицировано от 30 до 60 уникальных идеограмм (по данным Historic Scotland). Некоторые символы условно названы «серп», «двойной диск», «тройной диск», «зеркало и расческа» и тд., исходя их внешнего вида. Другие изображения условно похожи на животных, поэтому в научной среде их так и называют – волк, олень, орел, гадюка. Есть совершенно уникальные идеограммы, которые не с чем сравнить. Яркий пример такого изображения – Пиктский зверь.
Пиктского зверя также иногда называют Пиктский дракон. Это типичное для камней Группы 1 изображение некоего животного, которое не удалось идентифицировать. Отчасти оно похоже на морского конька. Были попытки увидеть в Пиктском звере дельфина. Согласно наиболее популярным версиям, это может быть животное из фольклора, например – водяной дух кельпи или агиски (ич-уисге), водяной конь-оборотень.
Изображение Пиктского зверя составляет более 40% всех изображений животных на Пиктских камнях. Это говорит о его значимости для пиктов. Но возможно это был не религиозный, а политическим символ, например – эмблема доминирующего клана. Сегодня на этот счет есть много версий, вплоть до того, что Пиктский зверь изображает Лох-Несское чудовище. Высказывается предположение, что это существо могло оказаться пережитком минувших эволюционных эпох или мутантом, который ввиду своего уникального внешнего вида обожествлялся местными племенами.
Так как большинство символов на Пиктских камнях представлены парами, существует версия, что это может быть обозначение семейного союза между представителями двух кланов (по аналогии с японскими монами). Некоторые символы дублируются на украшениях эпохи пиктов, самая известная группа таких украшений – клад из Норрис Лоу (ныне Ларго, Файф). Этот клад включает 170 предметов, в основном – серебряные ювелирные украшения.
Еще одна сложность в идентификации Пиктских камней связана с тем, что многие из них находятся не на своих первоначальных местах и явно были перемещены. Большинство символов встречаются в разных регионах, но, например, в Форте Бургхед обнаружено шесть камней, на которых изображен бык. Больше изображений быка нет ни на одном другом Пиктском камне. Но мы не можем быть уверены, что камни из форта изначально находились в нем. Также многие уникальные пиктские символы обнаружены в прибрежных пещерах, они датируются широким периодом с IIIпо IX века.
Специалисты из Университета Эксетера на основании математического анализа пытались доказать, что символы пиктов являются письменностью, а не символическими изображениями. Эта точка зрения активно оспаривалась лингвистами Марком Либерманом и Ричардом Спроутом. Они же высказывали мнение о существовании некоего Культа Лучника-Стража, в котором угадываются черты греческого Аполлона (работы Тоби Гриффена). Таким образом, в научной среде нет однозначной и общепринятой версий о происхождении и символизме изображений на Пиктских камнях.
Мифология пиктов
О мифологии пиктов известно мало, в основном это топонимы, изображения на Пиктских камнях и единичные упоминания в записях христианских мессионеров. На самом деле, даже непонятно, в какой период пикты были христианизированы. Очевидно, что новая вера получила широкое распространение в VIII-IXвеках, но даже тогда она не была повсеместной (как минимум потому, что в этот период еще возводятся единичные Пиктские камни Группы 1). Вероятно, регион христианизировался много веков и этот процесс завершился к Высокому Средневековью (XII-XIVвека).
На данный момент предполагается, что до христианизации среди пиктов был распространен местный вариант кельтского политеизма, который был присущ всем кельтским и кельтоязычным племенам в период с V века до нашей эры и до V века нашей эры. Нам известно, что почти все островные кельты, придерживались именно этого мифологического мировоззрения (исключая ирландцев, у которых развилась собственная концепция).
Сложность заключается в том, что даже по мифологии материковых кельтов у нас очень мало данных, в основном это римские источники, которые были к кельтам враждебны и едва ли достаточно осведомлены. Тем не менее, суммарный объем сведений позволяет выделить общую систему, которую сегодня называют кельтским политеизмом (или кельтской языческой религией). Согласно доминирующему мнению, этой же системы придерживались пикты.
До нас дошло более 200 имен кельтских богов и богинь, хотя, вероятно, многие из них выступают скорее титулами и эпитетами, чем именами собственными. Также стоит отметить, что пантеон мог различаться в зависимости от региона, где-то определенных богов почитали больше, а где-то не почитали вовсе. Среди ключевых общеплеменных божеств отмечаются Матры – это триада богинь, функции которых предположительно аналогичны функциям скандинавских норн (Мойры у греков, Парки у римлян). Атрибутами Матр являются змеи как (предположительно) связь с подземным миром мертвых. Одна из Матр всегда с распущенными волосами (символизирует девственность), одна всегда в головном уборе (замужество). На многих изображениях также присутствует дети, что трактуют как покровительство семье.
Другой общекельтский бог – Кернунн (Цернунн или Рогатый бог). Атрибутами Кернунна также являются змеи, оленьи рога, торквес (шейное кольцо, гривна). Рядом с Кернунном часто изображаются животные и растения, из этого возникло предположение, что он выступал покровителем животного мира, возможно также был богом плодородия. Однако подтверждений этой версии нет, этимология имени также неизвестна. Некоторые ученые (например, М. Грин) предполагают, что это вообще не имя, а эпитет другого мифологического персонажа.
Еще один общекельтский бог – Таранис. Благодаря источникам с территории Галлии мы точно знаем, что Таранис почитался как бог неба и грома. Упоминается римским поэтом Луканом. Является типичным богом-громовержцем (Тор у скандинавов, Перкунас у балтов). Главный атрибут Тараниса – колесо с восьмью спицами (так называемое Золотое колесо), предположительно символизирующее годичный цикл и восемь ключевых кельтских праздников.
Наряду с Таранисом во многих регионах, населенных кельтами, основу пантеона формировали Эзус и Тевтат. Относительно функций Эзуса есть много споров. На ряде артефактов (например, на Колонне лодочников) Эзус изображен с топором в руках, которым он срубает иву. М. Грин предполагает, что ива символизирует здесь Древо Жизни, соответственно Эзус мог быть богом разрушения. Лукан упоминает, что ему приносили человеческие жертвоприношения. Однако многие исследователи не согласны с этим мнением, например – Ян де Врис пишет, что Эзус, вероятно, был верховным божеством в некоторых регионах и по функциям его можно сравнить с Одином скандинавов.
С Тевтатом проще, его имя восходит к форме «teutā», что значит «народ» или «племя». Предполагается, что он был защитником смертных (частично схож в этом со скандинавским Тором). В некоторых римских источниках Тевтат кельтов ассоциируется с Марсом, в других – с Меркурием.
По Лукану ему также приносили человеческие жертвы. Но если жертвы Эзусу вешали на деревьях, то жертвы Тевтату топили в чанах, наполненных неизвестной жидкостью. Тут нужно отметить, что Лукан был римлянином и относился к кельтам крайне пренебрежительно. Естественно, сам он никогда не был на территориях, где проживали кельты. Поэтому его свидетельства мы не можем воспринимать как однозначные факты.
Еще одно божество, распространенное среди кельтских племен, – Эпона, богиня лошадей и плодородия. Проводятся параллели между Эпоной и Рианнон из «Мабиногиона», сборника валлийских легенд. В этом контексте Эпона могла быть психопомпом – богом-проводником, который сопровождал души умерших в загробный мир. Любопытно, что эта богиня была воспринята римлянами и ее культ был широко распространен в римской армии в период с I по III век.
Кельтский Луг (или Лугус) часто отождествляется с одноименным ирландским богом и валлийским Ллеу. Его прямых упоминаний почти нет, но есть множество топонимов. Этимология имени неясна, возможно, восходит к протоиндоевропейской форме «leuk», что значит «сиять», либо к форме «leug», примерно переводится как «приносить клятву». В некоторых римских источник ассоциируется с Меркурием.
Есть и другие кельтские боги, но о большинстве из них мы ничего не знаем. Кроме того, остальные боги локальные и известны только в пределах небольших регионов. Это, например, Секвана, Ноденс, Силус, Укуэтис, Борво.
Если проводить аналогии с ближайшими пантеонами (боги ирландцев и валлийцев), то о них известно значительно больше, чем о пиктских богах. Не совсем понятно, с чем это связано. Тогда как у ирландцев есть огромный фольклорный пласт о заселении региона аж пятью племенами-потомками богов, пикты никаких своих мифов не сохранили. А они определенно были, их не могло не быть, учитывая археологические находки, указывающие на наличие религиозного культа.
Предполагается, что пикты, как те же ирландцы и другие островные кельты, одухотворяли или обожествляли стихии. Вероятно, они были анимистами, почитали деревья и другие природные объекты, наделяя их атрибутом духа (по Н. Пеннику). Святилища богам они ставили в пещерах, горах, у старых деревьев. Для многих кельтских племен характерно наличие определенного класса духовенства – друидов, которые являлись жрецами, организовывали ритуалы и обряды. Мы не знаем, были ли друиды у пиктов. Но, вероятно, они тоже верили в загробный мир, так как их погребения характерно кельтские, то есть вместе с умершим в могилу клали оружие и инвентарь. Собственно, так же делали современные пиктам скандинавы и вообще многие народы Европы.
Как пикты представляли себе загробный мир, были ли в их мировоззренческой системе другие миры – мы не знаем. И опять ирландцы с валлийцами, которые развивались под боком у пиктов, все эти сведения сохранили. Тут я напомню, что ирландская Дал Риада как минимум пару веков жила под абсолютным контролем Пиктавии. Но Дал Риада сохранила свою самобытность, а Пиктавия ничего после себя не оставила. Можно пытаться провести множественные параллели с соседями пиктов и их потенциальными материковыми родственниками, но в отсутствие подтверждений первичными источниками это бессмысленно.
Например, древние германцы и многие кельтские племена практиковали ритуальное утопление оружия и украшений в болотах. Друиды кельтов повсеместно проводили обряд, известный как Плетеный человек. Также кельты приносили человеческие жертвоприношения – это подтверждено не только римскими источниками (которые могли быть предвзяты), но и археологией. Мы можем предположить, что пикты делали также. Но мы не можем этого подтвердить.
Единственный момент, который подтверждается косвенно, это концепция тройной смерти. Концепция имелась у всех кельтских, германских и скандинавских народов. Предположительно, она восходит к общей прото-индоевропейской культуре.
Концепция тройной смерти заключается в том, что человек может быть ритуально казнен или убит тремя способами – повешение, утопление и критическая потеря крови в результате ранения. Выше я приводил сведения о том, что жертвы, посвященные Эзусу, вешали на деревьях (вспоминаем Одина как Бога Повешенных), а жертвы, посвященные Тевтату, топили (ритуал утопления врагов и преступников имел место у всех германцев, включая, например, вельбарскую культуру, также у скандинавов имелись морские божества, принимавшие души утопленников, например – Ран). Лукиан не приводит нам кельтское божество, жертвы которому умирали от потери крови. Но если два божества имеют явное отношение к концепции тройной смерти, то мы можем предположить, что было и третье такое божество, просто о нем Лукан не знал.
Вообще, концепция тройной смерти – любопытное явление, которому я посвящу отдельный стрим. Сейчас же я подытожу разговор о пиктах. И сразу хочу их противопоставить викингам, о которых мы говорили на прошлом стриме. О викингах мы точно знаем – откуда они пришли, в смысле, кем были их генетические предки; что они делали в период с VIII по XI век, который не зря называют Эпохой викингов. И, наконец, мы знаем, куда они ушли, почему покинули мировую арену и что после себя оставили. Пикты, безусловно, не проводили столь колоссальную военную, торговую и исследовательскую экспансию, как скандинавы, и тем не менее они с III по X век контролировали весь Север Британии.
Они оставили после себя предметы материальной культуры, которые указывают на прогрессивное общество, как минимум, не уступавшее соседям по уровню развития. Например, они делали филигранные ювелирные украшения из серебра (тот же клад из Норрис Лоу). Они без труда покорили Дал Риаду, обособились от бриттов. По всей видимости, мало воевали между собой, довольно быстро сформировав межплеменную конфедерацию. Они знали морское дело, исследовали и колонизировали близлежащие острова. У них определенно была религиозная система и, вероятно, даже собственная уникальная письменность.
Но мы не имеем ни малейшего представления, откуда пришли пикты, кто действительно был их предками. Пришли ли они на Север Британии как захватчики и ассимилировали, либо истребили строителей брохов и кранногов? Или строители брохов и кранногов – прямые предтечи пиктов? Аналогичным образом у нас нет ответа на вопрос, почему пикты так внезапно исчезли. Ведь к Xвеку они достигают пика и создают Альбу, которая существует по сей день под именем Шотландия.
А самое главное – как так вышло, что этот народ не оставил нам практически никаких знаний о своей культуре? Пожалуй, в истории пиктов эти вопросы – самые интересные. Потому что ответов на них нет, и, скорее всего, мы их уже никогда не найдем.
Кстати, Дэвид Макритчи выдвинул любопытную теорию относительно происхождения образа фэйри (фей) в шотландском фольклоре. Исследователь предположит, что фэйри – это народная память о коренном населении Северной Британии, которое отличалось низким ростом и было истреблено пиктами. Свою теорию Макритчи подтверждал тем, что на территории Шотландии обнаружены множественные подземные жилища и так называемые длинные курганы железного века, входы в которые не превышали по высоте 30 сантиметров.
О татуировках пиктов
Во-первых, как я уже сказал, латинское слово «picti» в переводе означает «раскрашенный человек». Имеются ли ввиду рисунки или татуировки – не ясно. Однако римский поэт Клавдий Клавдиан писал: «Легион обуздал диких скоттов и изучил стального цвета рисунки на лицах убитых». И хотя скотты – это ирландские кельты, у нас есть подобные свидетельства относительно конкретно пиктов. Например, Тертулиан упоминает некие «stigmata britonium», которые, как он говорит, можно встретить у бриттов и пиктов.
В 600 году Исидор Севильский писал: «Племя пиктов получило свое название из-за своих тел. Они иглами делают уколы, куда втирают выжатый сок местного растения. В результате на коже остаются отметины, указывающие на положение человека. На конечностях рисунок делается для того, чтобы показать знатное происхождение». Исидор, очевидно, не знал, что такое татуировка, но описывает именно это явление.
О том, почему пикты в итоге перестали набивать себе татуировки, связан один любопытный момент. Пиктская христианская церковь официально присоединилась к церкви Нортумберленда в 717-м году, а в 789-м королем пиктов становится шотландский король Каузантин Мак Фергус. Королем он становится в результате военного конфликта, а не по праву наследования. Смена власти, вероятно, привела к наплыву бывшей пиктской знати на Нортумберленд. Очевидно, что все они были сильно татуированы, на что церковь, само собой, обратила внимание. Поэтому Калкухский синод Нортумберленда запретил татуировки как символ язычества, назвав их «дьявольские отметины» (diabolo instinctu).
О татуировках у пиктов говорит еще множество источников. Например, греческий историк Геродиан писал: «Они татуируют свои тела не только изображениями животных всех видов, но и различными рисунками». Пример еще одного свидетельства находим у историка Дуалда Мак Фербина: «Крихнах – один из тех, кто принял на лицо и на тело изображение животных, птиц и рыб». То есть пикты действительно «забивались», причем, что называется «по полной». Другой вопрос, что нигде не упоминается краситель, который они использовали. Только у Исидора говорится о соке какого-то местного растения. При этом тот же Геродиан писал, что каледонцы раскрашивали свои тела в разные цвета. В связи с этим совершенно непонятно, почему в массовой культуре пикты представляются обязательно с синими татуировками.
Источники:
- «The Pictish Race and Kingdom» J. Ferguson;
- «Pictish Sourcebook: Documents of Medieval Legend and Dark Age History» J. Calise;
- «Approaching the Pictish language: historiography, early evidence and the question of Pritenic» R. Guto;
- «The non-operation of the 'new quantity system' in Pictish» R. Guto;
- «Early Scotland: the Picts, the Scots & the Welsh of southern Scotland Maier» H. Chadwick;
- «Dictionary of Celtic religion and culture» B. Maier;
- «Pagan Celtic Britain: Studies in Iconography and Tradition» A. Ross, Anne;
- « The Pagan Religions of the Ancient British Isles: Their Nature and Legacy» R. Hutton.
Другие мои статьи:
Боги восточных славян – что мы сохранили?
Чем и как сражались викинги НА САМОМ ДЕЛЕ
Ключ Соломона и демоны Гоэтии: деконструкция средневековых гримуаров
Ангельская иерархия в христианской теологии и светском религиоведении
Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов
Как я стал кандидатом наук, никому ничего не платя…
Бестиарий брянского ведьмака
По скандинавской мифологии и культуре:
Какие храмы строили викинги – Хёрг, Вё, Хоф
Фимбульвинтер – канун Рагнарёка
Эрги – оскорбление чести у викингов
Гиннунгагап – у истоков мироздания
Кровавый орел – казнь или жертвоприношение?
Это, конечно, далеко не все) Полистайте ленту канала - там еще мнооого любопытного;)