Найти тему

Прикинулся московским киношником и попал в закрытый петербургский особняк. Совесть не мучает, кадров сделал много 😎

Оглавление

Доброго времени суток тебе, мой уважаемый читатель!

Вот она цель моей небольшой авантюры
Вот она цель моей небольшой авантюры

Будучи по жизни человеком довольно активным, ваш покорный слуга всегда ищет возможность побывать в новых интересных местах.

Иногда случается так, что приключения и секретные локации сами находят меня, и грех тогда не воспользоваться таким шансом. Как говорится, лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о том, что не сделал. Как раз об одном из таких случаев я рассказывал в недавней статье – если кто пропустил, то вэлкам по ссылке ниже:

👉🏻 В этой коммуналке дверь была открыта настежь. Зашёл и был поражен ее состоянием. 

Незадолго до этого подвернулся ещё один, но уже с меньшим риском для здоровья организма и съёмочной техники. В одном из знаменитейших особняков имперского Петербурга сменился арендатор, о чём мне любезно нашептала одна добрая пташечка, а это значит, что включив смекалку и подготовив небольшую мзду на крайний случай, можно было попробовать попасть внутрь – в этом деле главное, чтобы не попался какой-нибудь совестливый таможенник Верещагин.

кадр из х/ф «Белое солнце пустыни»
кадр из х/ф «Белое солнце пустыни»

По опыту могу сказать, что такой период безвластия, когда один владелец здания сменяет другого, один из самых подходящих для проникновения внутрь незаброшенных помещений. Тут главное мобилизовать харизму на максимум и быть убедительным до конца.

Ну вот разве такому парню откажешь?

«Нетуристический путеводитель»
«Нетуристический путеводитель»

Итак, идём на штурм З̶и̶м̶н̶е̶г̶о̶ особняка Демидова!

Историческая справка: 

14 февраля 1836 г. участок был продан семьёй Эссенов статскому советнику, владельцу уральских заводов Павлу Николаевичу Демидову. Особняк был куплен Демидовым по случаю женитьбы на знаменитой петербургской красавице, дочери выборгского губернатора, Авроре Шернваль фон Валлен, фрейлине двора.
В 1835-1840 гг. особняк перестраивал арх. О. Монферран, который был с Демидовым в дружеских отношеиях.
В 1840 г. П. Н. Демидов скончался. После домом владел сын Авроры Карловны и Павла Николаевича - Павел Павлович Демидов. В 1864 г. он сдал дом на 9 лет итальянскому посольству за 10 000 рублей в год. Ходили слухи, что проиграл в карты.
В 1875 г. дворец купил князь Павел Иванович Ливен - командир стрелкового императорского Финляндского батальона, а после его смерти дворцом владела вдова, светлейшая княгиня Наталья Фёдоровна, внучка Санкт-Петербургского военного губернатора П. А. фон дер Палена. Для нее в 1870-х гг. особняк перестраивал архитектор Иван Васильевич Штром.
В 1910 г. особняк был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность этого государства. В начале Первой мировой войны здание пустовало. Но в 1924 г., когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и СССР, здание возвращается Италии. До 1957 года здесь сначала находилось посольство, а затем генеральное консульство.
В 1957-1995 гг. здесь размещался институт "Гипростанок".
С 1995 года помещения занимал «Балтийский банк»

https://www.citywalls.ru/

Фасад особняка
Фасад особняка

Добравшись на своём верном «железном коне» до Большой Морской улицы, я принялся неспешно снимать фасад красивого, трёхэтажного здания с богатым декором. Атланты, поддерживающие балкон второго этажа, наверное, самые известные во всём Петербурге после, само собой, тех, «что держат небо на каменных плечах»

Атланты здания Нового Эрмитажа) https://puzzleit.ru/
Атланты здания Нового Эрмитажа) https://puzzleit.ru/

Ребята настолько суровы, что я не удержался и запилил каждому портрет в чёрно-белой гамме, подчёркивающей их брутальность, рядом с которой челябинские сталевары кажутся бьюти-блогерами.

Лики особняка
Лики особняка

Но портреты портретами, а меня всё же больше интересует «внутряночка», а потому, выдохнув и придав себе максимально расслабленный вид, захожу во дверь, которая по южной манере находится под проездной аркой.

-7

В просторном вестибюле первого этажа мне навстречу сразу выскочил охранник с резкими расспросами в стиле «Вы кто такие? Я вас не звал! Идите на …».

Вот этот-то персонаж мне и нужен!

Спокойным тоном разъясняю товарищу заранее приготовленную легенду – мол, мы с командой собираемся тут снимать исторический сериал с очень серьёзными людьми из Москвы и ищём для этого подходящую локацию. Естественно, такой красивый особняк нам бы подошёл, но хотелось бы осмотреть всё лично и зафиксировать на фото.

За сто с лишним лет вестибюль практически не изменился
За сто с лишним лет вестибюль практически не изменился

Охранник начинает лепетать, что ему надо спросить у своего начальства разрешения, ибо посторонним вход В. Добавив металлу в голос, парирую, что времени у меня крайне мало, вариант с этим особняком у нас всего лишь первый, и что если не к ним, то денюжки за многомесячные съёмки могут утечь к каким-нибудь соседям. Немного поколебавшись, местный плюшевый цербер сдаётся и даёт мне на всё про всё полчаса. Что ж вышло даже прощё, чем я думал и без лишних капиталовложений!

Уже на парадной лестнице я понимаю, что меня ждёт очень годный контент внутри – повсюду мрамор, обилие лепнины, украшающей стены и потолок, тончайшей работы кованые ограждения и даже сохранившийся оригинальный светильник!

Секция лестничного ограждения с гербом Итальянского королевства
Секция лестничного ограждения с гербом Итальянского королевства

Насколько я знаю, пару лет назад сюда пускали страждущих до красоты в составе экскурсий, на которые обычно набиваются толпища народу, а значит поснимать толком не получится, да и вообще любые массовые мероприятия – это немного не моё. Сейчас же мой внутренний эстет ликовал, а внутренний социофоб злорадно потирал руки.

Вестибюль второго этажа
Вестибюль второго этажа

Обращает на себя прекрасная сохранность всяко фурнитуры – люстры, бра, двери. Видимо зданию в своё время повезло, что в нём в советское время располагался научный институт, а не какое-нибудь товарищество колхоза, которое быстро выпилило бы всё это буржуазное излишество.

Когда-то главной изюминкой особняка был знаменитый Малахитовый зал. Семейство Демидовых владело рудниками на Урале, где и добывали этот драгоценный камень. Обычно его использую для изготовления всяких безделушек вроде табакерок и прочей мелочи, но тут хозяева заморочились и повелели архитектору использовать его в интерьере, дабы выделиться среди многих других и щегольнуть своей фишкой. В итоге малахитом были облицовны колонны и пилястры, украшающие стены, а также шикарный камин.

Архивное фото
Архивное фото

Выглядит сейчас это всё несколько иначе. Колонн нет, камина нет, вместо драгоценного камня стены украшает подобранная в цвет наклейка. Куда же делся малахит? Оказывается, что просвещённые итальянцы, покидавшие здание посольства в период революционной смуты, попросту ободрали его и переправили к себе на родину. Вот такой незатейливый культурный обмен!

Малахитовый зал
Малахитовый зал

Единственное, что радует глаз в этом зале – это состояние лепнины и дверных медальнов. Видно, что ремонт руками улыбчивых друзей из Средней Азии счастливо минул это место. И слава Богу!

Назначение следующего зала осталось для меня неизвестным, но наличие двух огромных печух подсказывает, что, возможно, тут был какой-то приёмный зал с банкетками или диванами, где можно было посидеть и поговорить о всяких великосветских сплетнях.

-16

Сердце любого особняка – это, конечно, Танцевальный зал. Взволновано дышащие дамы, ожидающие приглашение на танец от симпатичного кавалера, эти самые кавалеры во фраках и мундирах, расшаркивающиеся перед ними на паркете… Паркет, конечно, уже давно кто-то снял, но всё равно за счёт сохранения многих аутентичных деталей удаётся прочувствовать атмосферу места.

Натанцевавшись вдоволь, неплохо было бы и п̶о̶ж̶р̶а̶т̶ь̶ восстановить силы – сделать это можно было в парадной столовой, названной Флорентийской. Главное её украшение – это сохранившиеся шикарнейшие росписи потолка. Конечно, не Сикстинская капелла, но всё равно очень и очень впечатляет.

Ну и историческое фото вам для сравнения.

Архивное фото флорентийской столовой
Архивное фото флорентийской столовой

На этом месте моего обхода помещений особняка прибежал видимо набравшийся наглости охранник и заявил, что моё бесплатное время нахождения здесь заканчивается.

Поняв столь «тонкий» намёк, пришлось всё же бросить косточку этому церберу в виде зелёненькой купюрки, чтобы успеть осмотреть ещё и помещения третьего этажа

До революции там располагались жилые помещения хозяев – спальни, гостиная, будуар хозяйки, сейчас же помещения переделаны под официально-приёмную часть – с ресепшеном и дорогой современной мебелью. Видимо остатки былой роскоши, когда особняк числился за «Балтийским банком».

Особенно моё внимание привлёк мраморный камин с решёткой, чей возраст я датировать не берусь. Но выглядит очень солидно, и если бы не жёсткое ограничение по времени, я бы посидел в одном из этих кожаных кресел с бутылочкой доброго односолодового.

Последний зал, куда мне удалось попасть, точнее, куда двери были открыты – это бывшая гостиная хозяйки особняка.

Сюда, видимо, приглашались только самые близкие друзья и где придавались активному в̶о̶з̶л̶и̶я̶н̶и̶ю̶ музицированию, судя по сюжетам плафонов на потолке.

Так выглядела гостиная при царе Горохе…
Так выглядела гостиная при царе Горохе…

Кто же заседал до недавнего времени тут, одному богу известно – может какие-то важные дяди из правления банка, а может местный офисный планктон, но в чём я точно уверен, так в том, что современные разговоры о процентах и ставках тут были более скучные, чем стародавние.

-23

Тут снова прибежал охранник с кипишем, возможно, рассчитывая на очередную минутку щедрости с моей стороны, но я, заверив его, что мне всё ооочень понравилось и вообще «готовьтесь к съёмкам», поспешил ретироваться. Видели бы вы это сияющее лицо – наверное, охранник, правда, в этот момент думал, что пустил в дом курочку, которая снесёт парочку золотых яиц, и воображал размер причитающейся премии!

-24

Всем мир! Не теряйте смекалки и да откроются вам все двери!