Интервью с проректором УрФУ по науке
20 апреля — Всемирный день творчества и инновационной деятельности. Учреждая этот праздник, Организация Объединенных Наций стремилась обратить внимание человечества на приоритетную роль образования, научной и технической мысли, инновационных технологий в решении глобальных проблем и в устойчивом развитии цивилизации. С какими результатами отмечает праздник Уральский федеральный университет (УрФУ, Екатеринбург)? Об этом рассказал проректор по науке Александр Германенко.
— Александр Викторович, в прошлом году УрФУ заработал больше 2,3 млрд рублей — выполняя заказы предприятий, работая по грантам Минобрнауки, Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований. Это на 300 с лишним миллионов рублей больше, чем в 2019 году. При этом ушедший год был непростым, «ковидным». За счет чего мы настолько успешно преодолели его?
— Прежде всего, за счет реализации двух крупных совместных проектов с государственной корпорацией «Росатом». Один проект, по разработке технологий и оборудования для пирохимической переработки отработавшего ядерного топлива реакторов на быстрых нейтронах, ведет Химико-технологический институт. Другим, по созданию новых коррозионностойких материалов для жидко-солевых ректоров, занимается Физико-технологический институт. Суммарный объем финансирования — без малого 0,5 млрд рублей. Мы приложили немало усилий, чтобы эти проекты состоялись, и рассчитываем на их продолжение: потенциал университета в этих областях очень большой. К выполнению заказов «Росатома» привлечен и Институт естественных наук и математики. ИЕНиМ в интересах «Росатома» выполняет проект по водородной энергетике. Кроме того, «Росатом» интересуют исследования в области новых функциональных материалов.
А коронавирус в нашем сотрудничестве с «Росатомом» не помеха. Госкорпорация продолжала активную деятельность и в самый тревожный период пандемии, естественно, с соблюдением всех эпидемиологических ограничений. Соответственно, и наши исследования укладывались в сроки, назначенные «Росатомом».
Другие крупные проекты, которые реализуются в университете, — «Химический дизайн новых многофункциональных материалов» (руководитель Антуан Бернард Поль Миньон), «Создание высокотехнологичного производства высокочастотного радара для систем помощи водителю и систем автоматического управления беспилотных транспортных средств» (руководитель — директор ФТИ Владимир Юрьевич Иванов), «Разработка энергоэффективного оборудования подогрева штамповой оснастки к вертикальному гидравлическому прессу для производства изделий авиационной промышленности» (руководитель — директор УралЭНИН Сергей Федорович Сарапулов). Совокупный объем финансирования — почти 230 млн рублей.
— ФТИ, ХТИ и ИЕНиМ — в лидерах по выполнению научно-исследовательских работ, они приносят вузу две трети доходов по этой статье. А другие институты?
— Планы 2020 года по НИР почти выполнены Институтом строительства и архитектуры и Уральским гуманитарным институтом. Ректорат пристально следит за выполнением планов, полагая, что такое внимание стимулирует амбициозность и инициативность институтов. Задача в том, чтобы помочь.
Думаю, проблема в том, что многие сотрудники университета воспринимают свою работу как исключительно преподавательскую: провести лекции и практические занятия, проверить знания студентов, подготовить курсовые и дипломные работы... Научные исследования, поиск и выполнение грантов и заказов предприятий в такой распорядок не вписываются.
По-человечески это можно понять: попробуй-ка отстоять три пары кряду перед аудиторией в сто человек. Плюс методическая, организационная, общественная работа. К тому же у такого грантодателя, как Российский научный фонд, настолько высокие требования, что, по сложившемуся опыту, на финансирование может рассчитывать только одна заявка из десяти (что, впрочем, не мешает УрФУ входить в пятерку университетов-лидеров по объемам финансирования со стороны РНФ). Понимая это, вуз из собственных средств начисляет надбавки не только за выигранные гранты, но и за сам факт подачи заявки на грантовое финансирование.
С другой стороны, на срок трудового контракта, заключаемого при замещении должностей профессорско-преподавательского состава, существенно влияет эффективность научной деятельности. И в университете все больше примеров таких сотрудников, как доцент кафедры редких металлов и наноматериалов Илья Борисович Половов: и педагогическую нагрузку выполняет, и одновременно ведет совместный исследовательский проект с «Росатомом» объемом почти 200 млн рублей.
Взять, например, УГИ. В момент создания УрФУ в 2011 году с точки зрения выполнения заказов на научные исследования и публикационной активности гуманитарии выглядели достаточно скромно. И когда мы рассказывали им про Scopus и Web of Science, глаза у них становились квадратными, потому что тогда публикации в индексируемых журналах у них были единичными. Но по прошествии десятилетия они показывают прекрасную динамику — не только энергично публикуют статьи, но и сами развивают замечательные, высокорейтиговые журналы: «Quaestio Rossica», «Вопросы ономастики», «Известия УрФУ. Гуманитарные науки».
В общей же сложности в международных базах Scopus и Web of Science в 2020 году индексировалось десять наших журналов. Еще пять подали заявки и претендуют на то, чтобы попасть в эти в базы данных. И вот совсем свежая новость — 15 апреля стало известно, журнал «Античная древность и Средние века» включен в базу данных Scopus. Таким образом, университет сейчас издает 11 журналов, индексируемых базами Scopus и Web of Science.
Университет и в целом очень серьезно продвинулся по показателям публикационной активности. По итогам прошлого года сотрудниками УрФУ сделано более 4 тыс. уникальных публикаций, индексируемых в базах Scopus и Web of Science, доля научно-педагогических работников, регулярно публикующихся в научных журналах из баз Scopus и Web of Science, приближается к 40%.
— Замечательный итог прошлого года: наш университет впервые вошел в топ-100 рейтинга QS World University Rankings по направлениям Hospitality & Leisure Management, Social Policy & Administration и Petroleum Engineering. Кроме того, УрФУ вошел в группу 101-150 лучших вузов мира по направлениям History и Philosophy. В общем институциональном рейтинге QSУральский федеральный университет сейчас занимает 331-ю позицию. Каковы дальнейшие планы?
— Подчеркну: 331-я позиция — это очень достойное место, с учетом того, что в мире более 20 000 университетов. При этом составители рейтингов оценивают не только количество и качество опубликованных научных статей, но и в некоторых случаях экономический эффект от результатов исследований, а также репутацию вуза среди академических партнеров и работодателей. Всю эту работу нужно предварительно организовывать.
Мы тщательно анализируем те области, в которых имеем реальные возможности проявить себя, существенно продвинуться и закрепиться на лидерских позициях. Так что продвижение университета в тех предметных рейтингах, которые вы назвали, не счастливая случайность, а итог целенаправленной политики. Ближайшая общая задача — войти в третью сотню ведущих университетов мира.
К слову, абитуриенты и их родители, выбирая вуз для получения высшего образования, стали обращать внимание на его позиции в международных рейтингах. Потому мы рассчитываем на повышение активности наших институтов, к примеру, того же Института строительства и архитектуры. Полагаю, что потенциал в этой сфере значительный. Ведь, скажем, аналогичные китайские вузы успешно разрабатывают новейшие строительные материалы и технологии, публикуются в высокорейтинговых журналах и выпускают свои.
— В прошлом году завершилась многолетняя программа «5-100», ей на смену приходит Программа стратегического академического лидерства. Что изменится в жизни УрФУ?
— Программа стратегического академического лидерства выставляет вузам еще более высокие требования: исследовательские проекты должны соответствовать приоритетным направлениям, которые обозначены в ней, а соответствующие научные статьи нужно стараться публиковать в журналах I-II квартиля (по результатам 2020 года у нас таких статей — около 45%). Публикации в журналах III-IV квартиля, а также конференционные статьи (а некоторые наши институты пока наращивают их количество) Программой стратегического академического лидерства, мягко говоря, не приветствуются. Новый приказ, стимулирующий публикационную активность, который мы недавно выпустили, полностью учитывает эти требования: поощрение за статьи низкого качества стало существенно меньше.
Понятно, что начинающие научно-педагогические работники не могут стартовать сразу с исследований мирового уровня и с публикаций в журналах I-II квартиля. Знаю это по собственному опыту. Выход — в обучении, в поддержке зарубежными стажировками и командировками на научные конференции, информацией о грантах, связями с коллегами-учеными и вузами, в помощи с переводами статей на английский язык, в методическом и организационном сопровождении. Это и составление заявок на грантовое финансирование, и помощь в реализации грантов — заключении договоров, закупке оборудования, составлении отчетов. Одним словом, наша миссия — поддерживать талантливую и деятельную молодежь. И мы делаем это.
Благодаря целенаправленной политике университета тем же ХТИ и ИЕНиМ государство выделило средства на создание лабораторий под руководством молодых ученых. Одна специализируется на получении новых композитных электродных материалов для фотоэлектрохимических устройств преобразования энергии. Общий объем финансирования на пять лет — 124 млн рублей. Инициатор другого проекта, доцент кафедры астрономии, геодезии и мониторинга окружающей среды Антон Васюнин, получил на такой же период 218 млн рублей. Задумка группы Васюнина — создать экспериментальную астрохимическую лабораторию, которая в земных условиях будет исследовать процессы, происходящие в космосе.
Такое масштабное финансирование позволяет приглашать к сотрудничеству авторитетных зарубежных ученых, приобретать необходимое и самое современное оборудование, вести передовые научные исследования, публиковаться в ведущих мировых журналах. Тот же Антон Васюнин публикуется в журналах семейства «Nature». И все же в основе успеха таких ученых, как Васюнин, их собственное стремление и энергия. Под лежачий камень вода не течет.
— Александр Викторович, несколько слов о планах на 2021 год.
— В рамках недавно созданного Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня мы продолжаем развивать партнерские отношения с «Росатомом», с компанией «Синара»: по ее поручению университет занимается разработкой экологичного и эффективного подвижного состава для железной дороги и городского транспорта. Приступаем к реализации новых совместных проектов с НПО автоматики, Уральским оптико-механическим заводом, Каменск-Уральским металлургическим заводом, предприятиями нефтяной и химической промышленности.
И, конечно, будем обращать внимание на дальнейшее продвижение университета в международных рейтингах. Поэтому в рамках предстоящей Программы стратегического академического лидерства мы выбрали наиболее сложный, но в то же время продвинутый — исследовательский — трек. Мы не вправе стоять на месте и в настоящее время готовим амбициозную программу дальнейшего развития научной деятельности.
Беседовал Александр Задорожный
УрФУ — один из ведущих вузов России со столетней историей. Расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных летних студенческих игр 2023 года. В Год науки и технологий примет участие в конкурсе по программе «Приоритет–2030». Вуз выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ).
- УрФУ оперативный — в Telegram