Найти тему
Николай Жалненков

Милиция в Советском Союзе: о чём вспоминал участковый

Рисунок из Интернета с указанием источника-ресурса.
Рисунок из Интернета с указанием источника-ресурса.

С родственником познакомился, когда он вернулся на малую родину с Донбасса насовсем – на пенсию по выслуге лет. Невысокий, кряжистый, с характерным таким украинским акцентом, он оказался дружелюбным и хорошим собеседником. Так я впервые получил возможность разговаривать с представителем советской милиции не в официальной обстановке. До этого погоны почему-то настораживали, даже несмотря на то, что стих С.В. Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер» знал наизусть. Попугивали взрослые милицией, чего скрывать…

Оказывается, после потрясшего всю страну убийства стюардессы Нади Курченко, это был первый в СССР угон пассажирского самолёта, нормой стало сопровождать каждый авиарейс. Вот и даже участковые милиционеры принимали участие в этом. Родственник, он всю жизнь и проработал участковым, вспоминал то время, как не самое благополучное. Несколько рейсов в день, постоянное напряжение и предельное внимание сказывались на состоянии… «Одно скрашивало, - улыбался он, - выдавали шоколад, так что наедались им досыта».

А хорошо запомнились две его истории.

Первая.

Он шёл. Он просто гулял по городу – не участковый, а прохожий, каких много. Лето, жарко, не в форме. Настроение – отдыхать. Не получилось! - Закричала женщина. Бросил взгляд – с дамской сумочкой несётся молодой парень. Да ёлки-палки, отдохнуть дадут, что ли, эти дармоеды – рванул за ним, не раздумывая.

Парень-то, оторвавшись от жертвы, вроде ход сбавил. Участковому и показалось, что вот прямо сейчас и решит проблему. Он почти настиг «барсеточника», но тот оказался ушлый. Погоню почувствовал и залепил как на стометровку.

- Я вижу – уходит, начал орать ему «остановись, бо убью!», а его это только раззадорило. – Родственник вспоминал с удовольствием, переживая тот момент. - Ладно, думаю, посмотрим, кто кого: бегу ровно, как на дистанции. Жду, что выдохнется. А вот не тут-то было: бежит, гад, как спортсмен на олимпиаде. Хорошо, сигануть в сторону ему некуда, всегда на виду.

Вот так бежали минуту, другую, третью. Участковый периодически грозил всякими карами и требовал остановиться. «Стайер» и в отрыв не шёл, но и дистанция не сокращалась. По всему видно было, что вполне надеялся удрать, потому что добычу скидывать не собирался. Зря, как потом оказалось, надеялся: недооценил он физическую подготовку преследователя.

Показался уже пригород – частные дома, всё становилось похоже на какой-то марафон. Потом дома кончились, они остались вдвоем, без недоумевающих зрителей и напоминали какую-то тренирующуюся пару. Времени прошло точно больше десяти минут. Участковый время от времени напоминал «лидеру» о себе, повторяя уже хриплым голосом «остановись, бо убью». Бег замедлился у обоих, но останавливаться ни тот, ни другой не думали. Участковый бежал уже только на злости и силе воли – не может же этот наглый заср@нец остаться безнаказанным.

Выбежали на берег реки. На что надеялся воришка – непонятно. Может, он и пловец неплохой был и мечтал в воде оторваться?.. Сорвал его планы милиционер: догнал всё-таки, уже почти шагом, ткнул беглеца в загривок – тот и растянулся, пропахав мордой с полметра по речным камням. Справедливость восторжествовала…

- Хорошее испытание выносливости было! Думаю, километров пять-шесть мы с ним отмахали…

История вторая.

- А вот, - скользкий вопрос не давал покоя, - эти самые, ну, «жрицы любви», - они что, действительно существуют? Вроде «облико морале», кругом одни честные советские труженики и труженицы…

Родственник улыбается.

- Системы не наблюдал, а так – порхали «ночные бабочки».

- И? Как с ними?

- Другие – не знаю как. А на моём участке не показывались.

- Дихлофосом морили?

- Почти. Делал как-то обход. Смотрю – стоит около ресторана. Намалёванная, сапоги до колен, юбка чуть обозначенная. Подошёл, разговаривать начали.

- Ждёшь кого-нибудь?

- А чо на ты сразу! Жду, да не тебя!

- Я примерно знаю, кого и зачем. Шла бы ты домой, мамке щи варить поможешь.

- Слушай, не учи, а! Привязался, мент-воспитатель… Я никому не мешаю, ничего не нарушаю. Шёл бы ты - своей дорогой.

- Я пойду сейчас – и тебе советую. Не дай бог, через двадцать минут вернусь и увижу опять тебя здесь.

Фыркнула:

- Нашёл, кому грозить. Тронь, попробуй…

Участковый продолжил обход, а когда примерно через полчаса вернулся к тому месту, оказалось, что «бабочка» и не думал никуда уходить. Потому продолжения разговора уже никакого не было.

- Я рассердился, конечно, - вспоминал родственник. – По-хорошему ведь сказал, чтобы домой шла. А тут вижу, что слова не действуют. Как тут быть? А она ещё глянула на меня и демонстративно так отвернулась. Подошёл молча и своим кирзовым сапогом как врезал ей – у неё, наверное, хром на @опе лопнул. Больше я её не видел…

Уважаемые! Ручаюсь за каждое слово своих воспоминаний. Лайк и комментарий помогли бы совершенствованию контента.