В нашей цивилизации принято считать, что воспитывать самостоятельность у малыша надо с пеленок, и молодые родители следуют этому постулату с большим или меньшим рвением. Мы регулярно слышим установки вроде таких: «Не приучай к рукам — избалуешь», «Не клади спать с собой», «Пусть поплачет — сам уснет». Об этом говорят бабушки, напоминает педиатр, пишут в книгах о воспитании. Эти правила кажутся вполне логичными. А вы встречали когда-нибудь исследования, подтверждающие их правильность?
Антрополог Джеймс Дж.МакКенна считает, что эта «широко распространенная „мудрость“ не имеет под собой никаких научных оснований». Зато исследований в области нейробиологии, биохимии, физиологии, неврологии и психологии, доказывающих вред этих рекомендаций — масса! Только до широкой общественности они, если и доходят, то в очень «заумной» форме. Возможно, потому эти данные до сих пор непопулярны… Попробую изложить без сложных терминов и умных слов, как на самом деле влияют попытки «держать младенца в строгости» на его мозг, здоровье и поведение.
Человеческий детеныш рождается незрелым: он не встает на ноги, как парнокопытные, и даже не ползает по матери в поиске молока, как котята. Ему дан набор рефлексов (хватательный, сосательный и пр.) и ряд способностей мозга, чтобы реагировать на ощущения и оценивать их с точки зрения опасности. Есть даже такое понятие «четвертый недостающий триместр»: те же антропологи выяснили, что беременность женщины должна длиться 12 месяцев. Но, поскольку человек в результате эволюции встал на две ноги, таз сузился, и крупный ребенок в таких стесненных условиях не пройдет! Поэтому наши дети еще три месяца продолжают «вызревать» у мамы на руках, в практически постоянном контакте с грудью (классические колики длятся как раз три первых месяца).
Постоянный контакт с мамой поддерживает правильную температуру тела (собственная регуляция пока «хромает»), дыхательная и сердечно-сосудистая системы несовершенны настолько, что у ребенка случаются апноэ — остановки дыхания (до трагедии — синдрома смерти в колыбели)
Положительное влияние мамы описано у педиатра Уильяма Сирса. Свою 3-месячную дочь Лорен они с женой снабдили датчиками, ночью мама брала девочку только для кормления, потом укладывала в кроватку. За 6 часов вне контакта с матерью у Лорен было зафиксировано 53 ситуации сбоев дыхания и сердечного ритма, а также 150 эпизодов падения уровня кислорода в крови. Следующую ночь малышка провела в постели с мамой. Результат — ноль сбоев — был списан на погрешность оборудования. Третью ночь мама и ребенок провели «пополам»: 3 часа в кроватке, потом рядом. Пока ребенок спал в метре от мамы, было зарегистрировано 28 аномалий. Через 15 минут нахождения в материнской постели у ребенка были зафиксированы идеальный сердечный ритм и дыхание.
В общем, мама — гарант выживания! И если мамы нет (она не подходит, потому что до кормления еще целый час, или потому, что младенец должен засыпать сам и спать всю ночь, или она занята другими делами — нужное подчеркнуть), то жизнь находится под угрозой. Это мы с вами знаем, что кроватка — самое безопасное место на земле. А исследования показывают, что малыши воспринимают одиночество как стресс — у них у всех (у человеческих детенышей, у мышей, у обезьян) повышается уровень кортизола. Это гормон стресса.
Его непродолжительный подъем позволяет организму правильно отреагировать на опасность — бежать, драться. Или звать на помощь, что и делают малыши, проявляя беспокойство. Но если гормоны стресса задерживаются в организме (мама не приходит — опасность сохраняется) — начинаются проблемы.
Во-первых, для мозга. Мозг человека активно растет именно в первые 2 года — возникают связи между нейронами: чем более разветвлена их сеть, тем лучше мы усваиваем информацию, анализируем, делаем выводы, запоминаем. Способности к обучению из-за стресса оказываются под угрозой, потому что высокий уровень кортизола оказывает токсическое воздействие на нервные клетки, они попросту начинают отмирать.
Во-вторых — тоже для мозга, но уже с точки зрения эмоций: как человек выражает или не выражает свои эмоции и как это отражается на качестве его жизни и его окружении. Взросление в условиях стресса «подсаживает» на высокий уровень кортизола, а еще одной реакцией может быть отключение чувствительности к нему. В обоих случаях мы получаем искажение эмоциональных стратегий. Если примитивно: я привык жить в тревоге, везде найду повод для страданий, депрессия- мой вечный спутник…
В-третьих — для здоровья. Когда уровень кортизола долгое время сохраняется на высоком уровне, подавляется иммунная система. Он понижает число Т-клеток (регуляторы иммунного ответа) и тормозит их активность, препятствует синтезу белков вообще и антител в частности. А ведь они нужны для того, чтобы распознавать чужеродные клетки и бороться против них: бактерий, вирусов и даже раковых клеток. Обнаружено, что, чем лучше больной раком умел выразить свой гнев и негативные реакции, тем больше лейкоцитов было рядом с опухолью, чтобы бороться с ней.
Еще можно упомянуть о потере веса (потому что в стрессе организм расходует больше энергии), о склонности к диабету и гипертонии (из-за увеличения уровня глюкозы и инсулина) и о том, какой способ регуляции своих эмоций (читай, поиска комфорта) найдут дети, став взрослыми.
Схема «эмоциональное переживание — физиологическое возбуждение — действие — успокоение» в случае мамы и малыша выглядит так: когда кроха чувствует дискомфорт, он начинает беспокоиться, и мама отзывается на его призыв о помощи, беря на руки, успокаивая, снимая напряжение (здесь важно, что мама не только не игнорирует потребности ребенка в псевдо-воспитательных целях, но и сама не находится в послеродовой депрессии, чтобы быть настроенной на волну малыша).
Колыбельные, потешки и пестушки — эти нехитрые инструменты народной педагогики — появились именно из понимания важности радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека с крепким здоровьем. О том, что младенец не может сам себя развлекать или самостоятельно засыпать, хорошо знают в неиндустриальных культурах. Когда американские исследователи народов Фиджи изучали традиции совместного сна родителей с детьми до отнятия от груди, местные женщины в свою очередь спросили: «А правда, что американские родители сажают своих детей на ночь в клетки?»)) А в наши дни ученые сообщают о том, что гормоны радости, в отличие от гормонов стресса, помогают формировать мозг ребенка и укрепляют его иммунную систему…
А как же независимость, точнее, ее воспитание?
Парадокс заключается в том, что, для того, чтобы стать независимым, надо сначала получить достаточный опыт зависимости. Привязанность к родителю позволяет малышу довериться, расслабиться и со временем научиться определять свои эмоции и справляться с ними. Не раньше, чем годам к трем.
Здесь все время упоминаю маму, как самую ответственную за эмоциональное и физическое здоровье ребенка и правильное развитие его мозга, но на самом деле фигуры других людей тоже считаются: папа, бабушки, няня. Главное, чтобы с каждым из них у малыша была привязанность (исследования, подтверждающие это, тоже есть).
А если детство уже было неидеальным — неужели поезд ушел?
Мне, как маме, которая первого сына приучала к режимам кормления через «поплакать», не по себе… Психологи, физиологи и прочие специалисты говорят, что восстановить биохимический баланс в организме и обзавестись новыми нейронными связями, а с ними — и более здоровыми жизненными стратегиями можно. Ребенку, даже если это уже совсем не младенец, надо создать условия для возвращения привязанности и прожить с ним недостающий опыт любви и приятия. А начать, наверное, придется с систематической работы над собой…
Автор статьи: Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог, мамочка 4 сыновей
Если вы хотите глубже изучить то, как отношение к потребностям ребенка влияют на его жизнь — в Мамин Кит вы найдете литературу в помощь молодым родителям.