Изучая родословную Карла Павловича, невольно ловишь себя на мысли, что все его творения являются вымученными достижениями эпохи, в которой и без того хватало талантливых художников. Его отец — Павел (Пауль) Брюлло, перебрался в Петербург в 1773 году. Наладил творческий бизнес, добился успехов, и вот — в начале 1795 года рождается первенец, наречённый Фёдором, про него я рассказал отдельно.
Спустя некоторое время папаша разводится, снова женится, и в декабре 1799 года рождается будущий победитель по жизни (на самом деле нет) — Карл Павлович Брюллов. Небольшая оговорка: до 1822 года его знали под фамилией Брюлло (на французский манер). Так бы оно и осталось, если бы не настояние Александра I сменить фамилию перед поездкой в Италию. Не повезло ему появиться на свет здоровым: хворал до семи лет (золотуха), а когда восстановился, его заставили учиться рисованию.
Причём отец не делал поблажек мальчику со слабым здоровьем. Карл нагружался наравне с братьями. Если он не успевал нарисовать… определённое количество зверушек, его отец применял санкции: остаться без обеда, пока не закончит, вообще остаться без еды или просто получить по заднице. Также в одном из источников сообщается о затрещине, после которой Карл остался глухим на одно ухо. Однако подтверждений этому не нашлось — сайт недоступен, призываю экспертов.
Поступив в возрасте десяти лет в Императорскую Академию художеств, Карл начинает творить как боженька. Его хвалят все: учителя, преподаватели, товарищи. Последним он нередко помогал «дорисовывать», то бишь — допиливать экзаменационные и иные рисунки. Подозреваю, что здесь имел место банальный буллинг, но история часто запоминает только хорошее.
Интересный факт: уже в раннем возрасте у Карла появилась привычка рисовать под чтение книг. То есть когда кто-то рядом зачитывает классику, а кисть в это время творит на холсте настоящие чудеса! Тут я его очень даже понимаю: слушать аудиокниги, подкасты или иной «инфо-шум» во время работы правда помогает. Не отвлекает, а именно позволяет сосредоточиться на деталях (я про точную работу руками, а не головой).
Так вот… обучаясь в академии, Карл находился в большом почёте и уделывал многих сверстников. Его отец пристально следил за успехами сына, продолжая предъявлять строгие требования, в связи с чем у молодого человека появились соответствующие комплексы. Это моё мнение, основанное лишь на явно прилизанных описаниях вековой давности. Вырвавшись из академии в 1821 году, Карл наконец-то смог вздохнуть свободно. Получив почести, медали и разрешение на заграничную поездку, он… тикает за границу?
Как бы не так! Обновлённые правила академии требовали «побыть при учебном заведении» ещё три года, совершенствуя навыки. Но Карлу «повезло» поссорится с неким (не авторитетным художником) А. И. Ермолаевым. Президент Академии А. Н. Оленин сам предложил Карлу в наставники Ермолаева, и это был переломный момент, когда художнику пришлось отказаться от положенной ему «пенсионной путёвки».
И тут на горизонте появляется «Общество поощрения художников». За создание двух картин на программные темы и выполнение несложных условий (присылать из путешествия отчёты и результаты изучения произведений искусства), счастливый Карл вместе с братом Александром отбывает в Италию. Здесь он, что называется, «разгулялся на полную». Разъезжая по городам и творя на исторические и религиозные темы. Здесь он пишет «Итальянское утро» (1823) — картину, которая понравилась не только спонсору (ОПХ), но и большинству критиков.
Ну тут ясно, почему понравилась. Полуобнажённая женщина с приятными чертами лица умывается ранним утром перед… вроде как фонтаном, только я вижу просто стекающую по желобку струйку.
Следующая картина Карла не пришлась по душе никому. Когда он выслал «Итальянский полдень» (1827) в Петербург, её раскритиковали за «недостаточную изящность». Мол, женщина не соответствует классическим идеалам красоты.
Художник обиделся и разорвал договор с ОПХ. Что думаю я, глядя на в меру упитанную итальянку? Однозначно — тема сисек в этот раз не раскрыта; возможно, Карлу надо было найти натурщицу моложе. После заданной планки качества это шаг назад и всё равно шикарно. Есть, кстати, вторая версия картины, написанная Карлом через три года после оригинала. Натурщица явно помолодела, но первый вариант был лучше.
Расставание со спонсором не расстроило Карла, ведь он получал достаточное количество заказов, чтобы безбедно жить в солнечной Италии до конца дней. Его самая известная картина — масштабное полотно «Последний день Помпеи» производит фурор в культурном мире. Более обстоятельно об этом творении можно узнать из Вики. Даже сам император Николай I растрогался и повелел Карлу возвращаться домой.
Но, в силу некоторых обстоятельств, художник вернулся в Россию только в 1835 году. Его встретили как героя, с почестями и дифирамбами. Карл знакомится с Александром Сергеевичем, портретистом Тропининым, и даже Михаилом Ивановичем Глинкой. Ему вручается звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, он получает право брать себе в ученики юные дарования (речь про мужчин; про редких женщин в художественном искусстве будет отдельная статья).
В общем, художник к успеху пришёл и почивал на лаврах. Но как такой мужчина — и без женщины? Была у него возлюбленная в Италии — Самойлова, Юлия Павловна, с которой Карл имел явно любовные (но бездетные) отношения. Она часто была его натурщицей, её образ узнаваем на многих картинах. Но не срослось!
В России Карл влюбился в Эмилию Тимм, дочь рижского бургомистра, это случилось в 1839 году. Они расстались через год.
Тут мир слухами полнится. Возможно, всё дело в неверности жены: будущий муж прознал о её любовной связи с собственным отцом (или кем-то из родственников), но свадьбу всё равно сыграли, а после начался затяжной бракоразводный процесс. Карл Брюллов оказался разбит. Однако личная драма не сломила его, он продолжал работать и в 1843 году взялся за роспись Исаакиевского собора.
Есть запись, что Карл был замечен в составе масонской ложи «Избранного Михаила». Здесь вообще без подробностей: с каких пор, почему, до каких пор — время такое было, многие художники и деятели искусства были стремились к мистицизму. Волей или неволей их склоняли на сторону мракобесия, хотя, опять же, не имея подробностей, нечего и рассуждать.
Занимаясь украшением собора в условиях сырого климата Петербурга (работа затянулась на годы), Карл посадил своё здоровье. Врачи порекомендовали ему срочное лечение, и в 1849 году он отправился лечиться на Остров Мадейра (подробнее о живописном архипелаге можете прочитать здесь). Ненадолго — вскоре вернулся на континент. Ему было пятьдесят два года, когда летом 1852 он умер в окрестностях Рима от приступа удушья. Минеральные воды источника не помогли.
Однозначно это был человек, который с малых лет оказался способным воплощать красоту на холсте. Его произведения венчали эпоху позднего русского романтизма. Мастер портрета, который повлиял — да, именно, что повлиял на творчество некоторых тружеников пера, призвав подражать и пытаться превзойти мастера.
Его могила и по сей день находится в Риме, а в сентябре 2013 года на острове Мадейра, в центральном парке города Фуншал, установлен бронзовый бюст Карла Павловича Брюллова.