Найти в Дзене
ПриМа

Военные топографы, чем они занимаются.

В этой статье мы познакомимся с Военными топографами.

1. Узнаем какого числа их профессиональный праздник.

2. Кто решил открыть такое направление в нашей стране.

3. Как учили Военных топографов в Российской Империи.

4.Какой вклад внесли во время Великой Отечественной войны.

5. Роль военных топографов в современной Российской Армии.

Ежегодно 8 февраля в Российской Федерации отмечается День военного топографа. Дата была установлена в феврале 2003 г. приказом министра обороны Российской Федерации №395 и отмечается по сей день . Дата праздника была установлена в честь принятия 8 февраля 1812 года Положения для военного топографического дела. В связи с этим указом и была построена структура, отвечающая за обеспечение российской армии картографическими и топографическими материалами. На самом деле, стоит отметить, что история топографической службы в России очень длинная.

-2

Путь развития топографии началась при Петре I. Он уделял большое внимание к усовершенствованию военно-инженерного дела, геодезии, картографии. В 1711 г. в составе российской армии появилась квартирмейстерская часть, которая занималась обеспечением российской армии картографическими данными. В квартирмейстерских частях были введены должности отдельных офицеров, занимавшихся вопросами составления карт, сбора сведений о местности. Это и были первые российские военные топографы. В Москве открыли Школу математических и навигацких наук, в которой проходили подготовку будущие геодезисты и топографы. Когда в 1763 г. был создан Генеральный штаб, в его состав было включено 40 штаб-офицеров и обер-офицеров — геодезистов и топографов, которые и положили начало созданной позже военно-топографической службе. В 1797 г. было создано собственное Его императорского величества Депо карт, занимавшееся составлением, печатанием и хранением топографических карт и атласов. Директор Депо карт находился в подчинении генерал-квартирмейстера российской армии. На пост директора Депо карт был назначен генерал-майор граф Карл Иванович Опперман (1766-1831) — профессиональный военный инженер, происходивший из дворянского рода герцогства Гессен-Дармштадт. Получив инженерное образование, Карл Опперман начал военную службу еще в гессенской армии, а затем попросился в российское подданство. Императрица Екатерина II ответила утвердительно и, как оказалось, не зря. Карл Опперман внес большой вклад в становление отечественной военно-топографической службы, инженерных войск и, в целом, в укрепление обороноспособности Российской империи. Под начальством Оппермана в Депо карт проходили службу 22 офицера, прикомандированных из Инженерного департамента, квартирмейстерской части и армейских подразделений. В 1801—1804 годах именно Депо карт подготовило и издало Столистовую карту Российской империи. 8 февраля 1812 года Депо карт было переименовано в Военно-топографическое депо, после чего переподчинено непосредственно военному министру. На период с 1812 по 1863 гг. Военно-топографическое депо превратилось в главный орган российской армии, отвечавший за снабжение картографическим материалом.

-3

Как учили военных топографов в Российской империи

Следует рассказать и о подготовке офицеров-топографов в Российской империи. Топографическая служба, в отличие от службы в гвардейских, кавалерийских частях, в военно-морском флоте, никогда не пользовалась особым престижем, связывалась с необходимостью долгой и кропотливой учебы, сложной, рутинной работы. Поэтому среди офицеров-топографов было мало выходцев из знатных семей. Длительное время будущие топографы учились своему делу и лишь после 8-12 лет работы и сдачи экзаменов они получали офицерское звание. Первым учебным заведением, где готовили специалистов в топографии и геодезии, была еще Школа математических и навигацких наук, открытая Петром I. В 1822 г., после создания Корпуса топографов, в Санкт-Петербурге было открыто Училище топографов. В «Дополнении к Положению о Корпусе топографов» перечислялись основные принципы организации подготовки офицеров — топографов и объявлялось о создании Училища топографов. 22 октября 1822 г. училище было открыто — как двухклассное, с четырехлетним сроком обучения. С этого времени 22 октября считается традиционным ежегодным праздником учебного заведения, готовящего военных топографов российской армии. Первый выпуск Училища топографов был проведен в 1825 году. Выпустили всего 12 офицеров, получивших звание прапорщика. В 1827 г. состоялся второй выпуск офицеров, после чего каждый год российская армия стала пополняться новыми офицерами — топографами. Малый штат Корпуса военных топографов обусловил и небольшое количество выпускников Училища топографов. Зато, как говорится, выпускники училища брали «не количеством, а качеством».

В 1832 г. Училище топографов было переименовано в Школу топографов, что связывалось с отсутствием тех льгот, которые закреплялись за специализированными училищами. Когда все топографы Корпуса топографов были сведены в роты, рота, дислоцировавшаяся в Санкт-Петербурге и составила Школу топографов, в штате которой числилось 120 топографов 1-го и 2-го классов. В 1863 г. Школе топографов вернули прежнее название — Училище топографов, тогда же для выпускников Училища топографов было предоставлено право поступления на геодезическое отделение Академии Генерального штаба. 24 декабря 1866 г. ( 5 января 1867 г.) было утверждено новое название Училища топографов — Военно-топографическое юнкерское училище. В училище были расширены учебные программы. Тем не менее, в 1883-1885 гг. набор в училище не проводился в связи с ростом революционного движения в стране. После возобновления в сентябре 1886 г. набора в училище, оно вновь было лишено привилегий остальных юнкерских училищ и в таком статусе существовало до 1892 г., когда за ним вновь закрепили право для выпускников поступать на геодезическое отделение Академии Генерального штаба. В 1906 г. в состав училища был введен дополнительный геодезический класс, численность которого определялась в 10 человек. Всего за 95 лет существования училища — с 1822 по 1917 гг., — в нем было подготовлено более 1,5 тысяч специалистов в области военной топографии и геодезии с офицерским чином. Офицеры-топографы сыграли важнейшую роль в обеспечении обороноспособности Российской империи, принимали участие во всех возможных военных кампаниях. Более того — уровень профессиональной подготовки и образования позволял руководителям Корпуса военных топографов в случае надобности брать на себя руководство Главным штабом. Среди офицеров военно-топографической службы Российской империи были выдающиеся ученые, внесшие большой вклад в развитие топографии как науки. 15 ноября (28 ноября — по новому стилю) 1917 года был издан приказ о демобилизации российской армии. Однако Корпус военных топографов продолжил свое существование под новым названием до 1923 г. — как структура Военно-топографического управления в составе Всероссийского главного штаба (Всероглавштаба), созданного 8 мая 1918 года и просуществовавшего до 10 февраля 1921 г., когда он был объединен с Полевым штабом РККА в Штаб РККА.

-4

Военные топографы во время второй мировой войны

Полон подвигов и покрыт боевой славой путь преподавателей и выпускников Ленинградского военно-топографического училища в Великой Отечественной войне. После отбытия на фронт начальника ЛВТУ подполковника А. Гусева, училище возглавил полковник К. Харин, прежде руководивший учебным отделом. 30 июня 1941 г. курсанты училища начали подготовку к обороне Струго-Красненского лагеря, однако затем были возвращены в Ленинград. Второкурсники, прошедшие контрольные испытания, в июле 1941 г. были досрочно произведены в лейтенанты и выпущены на фронт. В связи с войной, училище перешло на ускоренный одногодичный срок обучения. Основной задачей училища в годы войны стала ускоренная подготовка специалистов для артиллерийской топографической службы, осуществлявшаяся в 4-м специальном учебном отряде. В июле 1942 г. полковник К.Н. Харин, возглавлявший училище, отбыл на фронт, а новым начальником учебного заведения стал подполковник П.С. Паша, который, в свою очередь, прибыл из рядов действующей армии. В описываемое время училище дислоцировалось в Абабково и лишь в январе 1945 г. было принято решение о его возвращении в Ленинград. 5 апреля 1945 г. училищу было вручено Красное Знамя и присвоено наименование «Ленинградское Краснознаменное Военно-топографическое училище». За годы Великой Отечественной войны более 3 000 выпускников Ленинградского военно-топографического училища были награждены орденами и медалями.

Великая Отечественная война практически в первые свои месяцы выявила основные недостатки предвоенной организации военно-топографической службы в РККА. Во-первых, оказалось, что в войсках отсутствовало необходимое количество карт, в некоторых соединениях их просто не было. Причиной этому стало расположение складов карт на западной границе Советского Союза. Отступающие советские войска были вынуждены уничтожать склады карт в Прибалтийском, Западном, Киевском военных округах, чтобы ценнейшие секретные сведения не достались наступающему противнику. На территориях, оккупированных гитлеровской Германией, оказался ряд важнейших объектов военно-топографической службы — картографическая фабрика в Киеве, мастерская оптико-механического профиля во Львове, картографические части в Риге и Минске. Во-вторых, учитывая, что перед войной основная масса военно-топографических частей РККА дислоцировалась на западе Советского Союза, с первых же дней войны их личный состав отправился на фронт. Потери военно-топографической службы в 1941 г. составили 148 офицеров, 1127 сержантов и солдат, 15 гражданских служащих. Учитывая, что военные топографы — специалисты узкого профиля, для подготовки которых требуется не только специальное образование, но и получение необходимого опыта, можно сказать, что в первые месяцы войны эти потери были невосполнимыми. Поэтому и пришлось переводить военно-топографическое училище на максимально ускоренные сроки обучения, так как нехватка военных топографов в этой ситуации чувствовалась особенно остро. Военно-топографической службе в сложнейших условиях Великой Отечественной войны приходилось решать очень обширный спектр задач, к которым относились: создание и обновление топографических карт, издание топографических карт для действующих и тыловых подразделений огромными тиражами, доставка, хранение и выдача карт, фотосъемка местности, в том числе непосредственно в ходе боевых действий, контроль точности привязки элементов боевых порядков артиллерии; засечка ориентиров на местности; тактическое дешифрирование аэроснимков и определение координат целей противника; топографическая разведка местности. Не забывала военно-топографическая служба и о такой важной задаче, как организация общей топографической подготовки войск, которая также находилась в ведении военных топографов. Вместе с тем, как бы не было сложно военным топографам на фронтах, не отменялись и задачи по дальнейшему изучению стратегически важных местностей в других регионах Советского Союза, в том числе — и вдали от линии фронта, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, в Сибири на Урале.

Топографы остаются «глазами армии»

В 1991 г., в связи с проводившимися в стране реформами и прекращением существования Советского Союза, Ленинградское высшее военно-топографическое командное краснознамённое ордена Красной Звезды училище было переименовано в Санкт-Петербургское высшее военно-топографическое командное училище. В 1993 г. в училище был введен пятилетний срок обучения, созданы два факультета — топографический и геодезический. Затем, в эпоху переименования военных училищ в институты, училище получило новое название — Военно-топографический институт имени А. И. Антонова (Военный институт (топографический)). В 2006 г. институт был включен в качестве филиала в знаменитую Военно-космическую академию им. Можайского. С 2011 г. бывший военно-топографический институт входит в состав академии в качестве факультета топогеодезического обеспечения и картографии (так называемый «7-й факультет»), с кафедрами топогеодезического обеспечения, картографии, высшей геодезии, фототопографии и фотограмметрии, метрологического обеспечения вооружения, военной и специальной техники. На факультете продолжается подготовка офицеров — специалистов в области военной топографии и геодезии.

Между тем, нельзя не отметить, что сложные 1990-е годы были отмечены многочисленными проблемами и для военных топографов. Сокращение финансирования вооруженных сил, низкие зарплаты, невнимание государства к элементарным нуждам военных специалистов — через все это пришлось пройти и военным топографам. Многие из них были вынуждены, в силу обстоятельств, уйти «на гражданку», и, надо сказать, имея хорошее практическое образование и большой опыт, а также «светлые головы», прекрасно устроились в гражданских компаниях. Ведь потребность в высококвалифицированных специалистах в сфере топогеодезии ощущается и в важнейших отраслях российской экономики. Вместе с тем, многие офицеры «советской закалки» остались на военной службе и внесли огромный вклад в становление военной топографии уже в постсоветской России.

В современных условиях на смену старым бумажным картам давно пришли электронные, куда более удобные в обращении. Военные топографы оснащены новейшими передвижными геодезическими комплексами, фиксирующими мельчайшие изменения на местности во время передвижения по маршруту. Передавать координаты войскам эти комплексы могут на расстояние до 50 км. В то же время, и от бумажных карт полностью армия не отказывается — ведь техника техникой, а в случае ее отказа или перебоев может прийти на выручку и старая испытанная дедовская карта. В Южном военном округе создан экспериментальный Центр геопространственной информации и навигации Южного военного округа. С помощью новейших разработок в сфере цифровых и IT-технологий, военные топографы XXI века контроль состояния радионавигационного поля спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, обеспечивают системы АСУ военного округа и комплексы высокоточного оружия геопространственной информацией. В течение 10 минут военнослужащие могут развернуть новейшую аппаратуру и приступить к выполнению боевых задач. Как отмечено на сайте МО РФ, на вооружении экспериментального Центра находятся программно-аппаратные комплексы «Виолит» и «АРМ-ЭК», подвижная цифровая топографическая система «Волынец». Техническое оснащение Центра позволяет выполнять поставленные перед военными топографами задачи как непосредственно в месте постоянной дислокации, так и в полевых условиях, при необходимости выдвигаясь на местность.