В тот день в чайхане было много посетителей, притом люди собрались просвещенные, уважаемые, а потому склонные к философским рассуждениям. Принялись они спорить о том, что такое истина. Ее сравнивали и с солнечным светом, приносящим ясность, и с родниковой водой, утоляющей жажду. И столь жарким получился их спор, что дело чуть не дошло до тумаков, когда раздался голос вдовы, владевшей чайханой после смерти мужа.
- Истина, почтенные, подобна пирогу.
Гости с неудовольствием взглянули на чайханщицу: хоть женщине и не полагается встревать в мужские разговоры, спорить с хозяйкою было невежливо.
- Позвольте мне пояснить вам свою мысль, почтенные, - продолжила свою речь чайханщица. – Если я ошибаюсь, вы укажете мне на мое заблуждение, а если мне удастся убедить вас, то я угощу вас своим пирогом.
Гости, смекнувшие, что так они наверняка избегнут драки, и что куда лучше слыть милостивым судьей, чем плохим бойцом, любезно согласились.
- И пирог, и истина радуют и утоляют наш голод. Они могут не прийтись по вкусу, но всегда идут на пользу.
- В чем же тогда отличие между истиной и правдой? – спросил кто-то.
- Правда – тот же пирог, но поданный гостям, ведь прежде чем подать пирог, его разрезают, - ответила чайханщица и, заметив, что ее речь не понята слушателями, попросила, - позвольте я поясню на примере. Наставник в нашей школе, как вы знаете, человек весьма образованный, но суровый и вспыльчивый.
Некоторые из собравшихся, не понаслышке знавшие о строгости школьного учителя, кивнули.
- Однажды, когда он вел урок, сын охотника принялся гримасничать, отвлекая этим товарищей. Тогда учитель пребольно ухватил сорванца за ухо и отвел в угол, где и оставил, приказав поразмыслить над своим поведением.
И случилось так, что в эту минуту в класс заглянул знакомый наставника который спросил, почему сын охотника стоит в углу.
- Он наказан, - ответил учитель.
- А почему мальчишка плачет? – спросил посетитель.
- Причина его плача – его дурное поведение, - ответил наставник и не солгал ни словом. Но поскольку учитель ничего не сказал об ухе проказника, все ученики почувствовали, что в пироге правды, которым наставник угостил своего знакомого, не хватало ломтя.
- Правда – это истина, переданная другим. И как бы ни был добросовестен тот, кто разрезает его, все равно хоть крошки да недостанет, - закончила чайханщица свою речь.
К тому времени чайхана уже наполнилась ароматом сладкого пирога, и запах этот сделал гостей еще любезнее и сговорчивее, а потому они с готовностью вкусили от угощения хозяйки, превознося ее мудрость и мастерство.
И случилось так, что несколько месяцев спустя проезжий купец рассказал в чайхане о мудреце, снискавшем милости повелителя рассуждениями о схожести истины и пирога.
Посетители, знавшие, кому на самом деле принадлежит сия мысль, принялись бранить обманщика, но чайханщица лишь рассмеялась:
- Помолимся, чтобы повелитель никогда не узнал, что тот «мудрец» угостил его не только разрезанным, но и краденым пирогом. Нрав-то у повелителя похуже, чем у нашего учителя!
- Истинно так, - согласились гости, и заговорили о другом.