... «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — восторженно писал Александр Сергеевич брату Льву в конце 1824 года. Его нянюшка Арина Родионовна знала великое множество сказочных историй, они никогда не повторялись и навсегда остались в цепкой памяти Пушкина.
Вечерами она рассказывала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Конечно же, в нянюшкиных пересказах волшебные сказки назывались иначе, а вот сюжеты были те самые.
В них шла речь о трёх сестрах, о том, как царь подслушал их разговор, о женитьбе царя и богатыре-младенце, о диковинном острове и витязях, охраняющих его берега. Но не только русский народный фольклор лёг в основу «Сказки...» - западноевропейские легенды часто повествовали об оклеветанных жёнах и детях, наделённых чудесными способностями - все пригодилось для сочинения большой напевной «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Волшебную сказку Пушкин написал в 1831 году, на спор с Василием Жуковским - тот предложил сделать «аранжировки» народных сказок, каждый в своём стиле. На «конкурс» Жуковский представил сказки о спящей царевне и о царе Берендее, а Пушкин - «Царя Салтана» и «Балду».
Александр Сергеевич очень гордился одним немаловажным для него фактом: в сказке, основанной на древнерусском фольклоре, почти нет языковых заимствований, в частности, буквы «ф» (большинство слов с этой буковой - не русские). Только одно слово, без которого совсем было не обойтись, найдёт в тексте внимательный читатель - это слово «флот».
Уже в конце года Пушкин лично читал «Сказку о царе Салтане» Николаю I. Кстати, сказки Жуковского литературная общественность оценила гораздо выше, а творения Пушкина сочла недостойными его таланта. Николай Станкевич выразил общее мнение: «Пушкин изобрёл этот ложный род, когда начал угасать поэтический огонь в душе его. Жуковский ещё умеет ладить с такими пустяками — но что за утешение для такого поэта быть сносным?».
А вот Николай Гнедич написал стихотворение: «А. С. Пушкину, по прочтении сказки его о царе Салтане и проч.»
Пушкин, Протей
Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений!
Уши закрой от похвал и сравнений
Добрых друзей;
Пой, как поёшь ты, родной соловей!
Байрона гений, иль Гете, Шекспира,
Гений их неба, их нравов, их стран —
Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира,
Пой нам по-своему, русский баян!
Небом родным вдохновенный,
Будь на Руси ты певец несравненный.
Целый мир, где любовь и добро всегда побеждают, создал волшебник Пушкин! «Чистой красотой и вечной радостью» впоследствии назвали «Сказку о царе Салтане».
«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится и шестилетнему ребенку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Что может быть серьёзнее, чем создание мира совершенной красоты и свободы, открытого для всех?» (Дмитрий Святополк-Мирский)
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!