Найти тему
ИстПросвет

Почему наши суждения о древней Руси нелепы и не соответствуют реалиям прошлого

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Наши предки поумирали бы со смеху, доведись им услышать, как мы рассуждаем о тех временах, когда они, а не мы, населяли нашу страну. Хотите узнать, почему? Читайте дальше.

Говоря и думая о прошлом, мы - люди, порождённые современной эпохой - переносим в это прошлое наши нынешние представления. В нашей жизни определяющими являются понятия: "государство", "народ", "нация", "общность территории и власти", "единство", "вера", "патриотизм" и так далее. Однако все они появились не раньше 18 века. А до этого в ходу были другие категории.

Древнерусское общество не знало понятия государственности, потому что единого государства не было. Соответственно, не было и единого древнерусского народа. То есть, люди, конечно же, были, но жили они разобщённо. Историки объясняют это так.

Жизнь в условиях неопределенности
Жизнь в условиях неопределенности

Чтобы чувствовать общность всех со всеми, нужно, чтобы у всех были равные права. У нас эти права (пусть даже на бумаге) есть. Поэтому, когда их ущемляют, мы за них боремся. В древности всё было ровно наоборот. Древнерусское общество было: а) экстерриториальным и б) сословным.

Смысл экстерриториальности

Вместо государства (условной Киевской Руси) существовали самостоятельные княжества. В каждом княжестве раздельно друг от друга жили своей жизнью: сельские общины-"верви", городские вечевые общины и княжеские вотчины. Подавляющее большинство людей за всю свою жизнь не удалялось дальше 50 км от дома. Их самосознание было местечковым. "Мы тутошние" - так русские крестьяне отвечали на вопросы о национальной принадлежности даже в конце 19 века. Что уж говорить о 10-12 веках! В масштабах всей Руси рассуждали и думали только князья. Но их интересовали только "столы" и троны, которые они получали согласно "лествичному праву".

Жизнь смердов была обособленной
Жизнь смердов была обособленной

Смысл сословности

В плане гражданских свобод было ещё хуже. Сословные перегородки делили древних "россиян" на чуждые друг другу социальные группы. Нижестоящие сословия обязаны были "ломать шапки" перед вышестоящими. Князья Рюрикова дома были в сотню раз ближе к половецким ханам, чем к собственным смердам. Горожане презирали "деревню" и отгораживались от неё дубовыми стенами.

При столь остром социальном разъединении наши древнерусские предки не могли быть единым народом, а тем более, "нацией". Они, конечно, были патриотами, но только в буквальном смысле этого слова: как у Пушкина, всемерно проявляли "любовь к отеческим гробам", лежащим на местном кладбище. Они готовы были воевать за свой город, в меньшей степени за его округу, ещё в меньшей - за интересы княжества, и никогда - за всю "святую Русь".

Поэтому "государства" Киевская Русь (в современном смысле этого слова) не существовало. Вместо него было довольно недружественное пространство, на котором каждая социальная группа выполняла собственные задачи.
Люди были - народа не было
Люди были - народа не было

Итоги

Древнерусский мир скорее был похож на дикую поляну, чем на окультуренное поле. Цветов было много, но каждый отвечал сам за себя. Князья пестовали свои вотчины, активно населяя их холопами. Горожане отстаивали торгово-промышленные интересы и пытались контролировать княжескую власть (как это было в Новгороде и Пскове). Ну а смерды, как указывал ещё В.О. Ключевский, уплативши дань, перемещались по этой поляне как перекати-поле, не думая ни о государстве, ни о народном единстве, ни о своей национальной принадлежности, патриотизме и прочих важных для нас вещах.

А что вы думаете по теме статьи? Высказывайтесь в комментариях.