Палаты Государева Печатного двора (ул. Никольская, д. 15 во дворе)
Улица Никольская сегодня стала одной из самых посещаемых и гламурных. В особенности украшенная вечерней подсветкой, она ошеломляет своей роскошью и великолепием фасадов.
Словно озорная речушка, вытекающая из красивого озера (Красной площади), журча многоголосьем разнообразных языков, она несет поток туристов сталкивая их друг с другом, стукая о столбы и лавки.
А еще эта улица - «машина времени», вход в параллельную реальность охраняют лев и единорог, расположившиеся над воротами Синодальной типографии, а точнее - Историко-архивного института РГГУ. Стражи одиночек не пропустят, допуск возможен лишь ватагой и с проводниками во времени…то бишь в составе групповой экскурсии.
Комплекс Синодальной типографии - самое необычное здание не только на Никольской, но, наверно, и во всей Москве. Это родина книгопечатания в России. Иван Грозный и митрополит Макарий поставили на Никольской Государев печатный двор.
Одно из древнейших гражданских зданий Москвы, место издания «Апостола» Ивана Федорова в 1564 году и первой русской газеты — «Ведомостей о военных и иных делах» под редакцией Петра I.
Весь комплекс этих зданий сочетает в себе архитектуру самых разных времён. Самое старое здание комплекса – ПравИльная палата, Теремок – находится во дворе.
Палата подвального этажа относится к XVI веку — времени первопечатника. По некоторым признакам, построена прежде Китайгородской стены 1530-х годов, к которой примыкает.
Надземные этажи возведены в 1670-е годы мастерами Степаном Дмитриевым и Иваном Артемьевым. Включают Правильную (редакторскую) и Книгохранительную палаты. Реставрированы в 1870-е годы архитектором Николаем Артлебеном, став памятником реставрационного искусства XIX века
Недавно Историко-архивный институт РГГУ, занимающий эти помещения, начал водить экскурсии по своей территории. Впервые за много лет самые интересные детали комплекса можно увидеть и буквально потрогать.
Палаты Тверского подворья (улица Кузнецкий Мост, д. 17, стр. 2)
На одной из старейших и красивейших улиц Москвы, Кузнецком Мосту расположены Палаты XVII века. Вот только благодаря алчности людской это памятник, словно узник эпохи 90-х, находится в заключении. Если не знаешь - не найдешь.
А между тем, еще с XVII века это участок принадлежал Тверскому подворью — резиденции тверских архиепископов.
Главное здание Тверского подворья – каменные прямоугольные в плане двухэтажные палаты – были построены во второй половине XVII века. Фасады здания украшены скромными белокаменными наличниками с завершениями в виде кокошников, угловыми и промежуточными лопатками, венчающими и междуэтажными карнизами.
Хотя архитектурный ансамбль бывшего Тверского подворья был включен в 1974 году в список исторического и культурного наследия города Москвы, он не избежал участь многих московских архитектурных памятников в 90-е годы прошлого века.
В 1993 году префектура ЦАО столицы подписала контракт с компанией «Сибнефтегаз» на реконструкцию владений. Исполнитель вместо восстановления зданий просто снес четыре постройки архитектурного ансамбля, перед которым выстроили новодел - офисный центр, что категорически запрещалось законом. Министерство культуры признали реконструкцию незаконной и обратились в прокуратуру Москвы.
Прокуратура «возбуждаться» отказалась, а тогдашний градоначальник «отличный хозяйственник» Юрий Лужков в очередной раз предал город и признал «научную реставрацию» компании «Сибнефтегаз» как успешную.
В будние дни в рабочее время находящемуся в заключении памятнику истории разрешают свидания.
Можно войти внутрь двора, рассмотреть и сфотографировать памятник архитектуры XVII века. Вернее то, что от него осталось в результате «научной реставрации».
Тем не менее, встретить в современном городе, тем более во дворе банка уголок Москвы XVII века – пусть маленькое, но чудо.
Здание Александровского подворья, XVII - XVIII вв. (Староваганьковский пер., д. 23, стр. 1)
Палаты были возведены на территории исторического района Москвы, Белого города, на Ваганьковском холме, в конце XVII — начале XVIII веков. С 1679 года в них размещались подворья Успенского монастыря Александровой слободы и Флорищевой пустыни.
К слову сказать, существует версия происхождения самого названия «Ваганьковский холм». Возможно, здесь при княжеском дворе была слободка, так называемый потешный двор, где селились скоморохи — ваганы. «Ваганить» означало шутить или шалить.
Помимо принадлежности к немногочисленным сохранившимся гражданским постройкам допетровского времени, здание подворья представляет собой типичный образец жилого дома конца XVII века – трехчастные каменные палаты.
Двухэтажный объем расположен торцом к улице, открываясь парадным фасадом во двор. Украшением этого фасада было красное крыльцо (утрачено), поднимавшееся на второй этаж, где и сейчас можно увидеть дверной проем и раскрытые следы примыкания крыльца.
Усадьба Лопухиных в Москве (Малый Знаменский переулок, дом 3/5)
Городская усадьба упоминается в исторических документах, датированных еще 1689-м годом. Именно тогда Петр I после своего бракосочетания с Елизаветой Лопухиной преподносит в дар своему тестю Федору Авраамовичу Лопухину участок по-соседству с Колымажным двором, где тот вскоре выстраивает двухэтажные, на подклете, палаты из камня.
В 1775—1776 годах особняк входил в состав временного Пречистенского дворца, созданного для размещения императорского двора на момент празднования Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей. На тот момент в здании проживал фаворит Екатерины II Григорий Потёмкин.
После 1917-го национализированный особняк занял военный отдел ВЧК, затем помещения передали новообразованному институту Маркса и Энгельса. Долгие годы в палатах Лопухиных размещались коммуналки, которые убрали отсюда лишь к 1965-му году, после чего здание передали в ведение Минтяжмаша СССР.
К 1989 году здание находилось в заброшенном, аварийном состоянии и нуждалось в срочном ремонте.
Святослав Николаевич Рерих выступил с инициативой создания в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха. Руководством страны ему были предоставлены здания для размещения Музея. Святослав Николаевич остановил свой выбор на усадьбе Лопухиных.