Найти тему

Штампы сценаристов

Оглавление

В этом материале рассказываем, с какими штампами начинающих российских сценаристов мы сталкивались за годы работы на ТВ и в кино, на питчингах, консультациях и курсах киношколы.

Будем считать это ответом на статьи разных голливудских ридеров, которые собирают самые распространенные клише американских сценаристов. Поехали.

Персонажи и сцены

Персонажи

Ниже список самых распространенных и приевшихся типов персонажей, которые встречаются в сценариях.

  • Журналист. Пожалуй, самый популярный персонаж, которого можно встретить чуть ли не в 30% сценариев. Причем, всегда это кто-то очень принципиальный, кто борется с чиновниками или олигархами. И, честно говоря, этот типаж уже изрядно поднадоел.
  • Не по годам умный ребенок, который находит выход из сложной ситуации, а еще хуже – дает советы взрослым получше психолога и обязательно оперирует профессиональными терминами.
  • Модный фотограф, который много зарабатывает и обязательно живет в лофте.
  • Рекламщик. С аргументацией: у них же там все так интересно.

Сцены

А вот список сцен, которые очень часто и необоснованно используют новички.

  • Первая сцена, где главный герой просыпается и собирается утром на работу или учебу, в которой, собственно, проговаривает в диалогах с другими героями кто он и что собирается делать.
  • Сцена появления героини, в которую влюбится главный герой. Она идет в рапиде. Как бы, можно сразу сказать спасибо за спойлер – они в любом случае будут вместе и в конце поженятся.
Мы из будущего ( 2008 )
Мы из будущего ( 2008 )

История и сюжет

Сюжетные ходы

  • Разрядившийся мобильный телефон, из-за которого герой не может узнать о грозящей ему опасности или не может кого-то об этом предупредить.
  • Герой предлагает второму  персонажу разыграть ограбление, чтобы герой поймал преступника, и так  познакомится с девушкой, которая ему нравится.
  • Появление сюжетного хода из другого известного фильма. При этом,  актеры проговаривают – ух-ты, у нас сейчас все как в известном фильме и повторяют его название. То есть, как бы, не сценаристы взяли сюжет, а удивительное совпадение…

Общие нюансы

  • Излишне вежливая и обходительная массовка, все безумно внимательны, в том числе и полицейские, все только на Вы, с большим почтением и уважением.
  • Персонаж разговаривает вслух  сам с собой, особенно, когда хочет объяснить, что он сейчас собирается делать, хуже – когда комментирует вслух сам себе, что он прямо сейчас делает. Плохие новости… У вашего героя проблемы с психическим здоровьем. Не делайте так.  Мы же в жизни не проговариваем каждое свое действие. Лучше уж ГЗК.
  • Когда персонажи по сюжету встречают какую-то звезду из реальной жизни – певца, спортсмена или шоу-мена, узнают его, говорят – ух-ты, это же вы? А то, что эта звезда не узнает известного актера – это ничего?) Особенно глупо выглядит, когда, объективно, актер фильма или сериала не менее известен, чем звезда, которую он узнает.
Любовь в большом городе ( 2009 )
Любовь в большом городе ( 2009 )

Это самые глупые и скучные штампы, которые встречаются у российских сценаристов, которые только начинают работать в индустрии. Избегайте их, и ваша, а так же жизнь редакторов, продюсеров и зрителей станет чуточку лучше.

Материал студии Снегири.