В этом материале рассказываем, с какими штампами начинающих российских сценаристов мы сталкивались за годы работы на ТВ и в кино, на питчингах, консультациях и курсах киношколы.
Будем считать это ответом на статьи разных голливудских ридеров, которые собирают самые распространенные клише американских сценаристов. Поехали.
Персонажи и сцены
Персонажи
Ниже список самых распространенных и приевшихся типов персонажей, которые встречаются в сценариях.
- Журналист. Пожалуй, самый популярный персонаж, которого можно встретить чуть ли не в 30% сценариев. Причем, всегда это кто-то очень принципиальный, кто борется с чиновниками или олигархами. И, честно говоря, этот типаж уже изрядно поднадоел.
- Не по годам умный ребенок, который находит выход из сложной ситуации, а еще хуже – дает советы взрослым получше психолога и обязательно оперирует профессиональными терминами.
- Модный фотограф, который много зарабатывает и обязательно живет в лофте.
- Рекламщик. С аргументацией: у них же там все так интересно.
Сцены
А вот список сцен, которые очень часто и необоснованно используют новички.
- Первая сцена, где главный герой просыпается и собирается утром на работу или учебу, в которой, собственно, проговаривает в диалогах с другими героями кто он и что собирается делать.
- Сцена появления героини, в которую влюбится главный герой. Она идет в рапиде. Как бы, можно сразу сказать спасибо за спойлер – они в любом случае будут вместе и в конце поженятся.
История и сюжет
Сюжетные ходы
- Разрядившийся мобильный телефон, из-за которого герой не может узнать о грозящей ему опасности или не может кого-то об этом предупредить.
- Герой предлагает второму персонажу разыграть ограбление, чтобы герой поймал преступника, и так познакомится с девушкой, которая ему нравится.
- Появление сюжетного хода из другого известного фильма. При этом, актеры проговаривают – ух-ты, у нас сейчас все как в известном фильме и повторяют его название. То есть, как бы, не сценаристы взяли сюжет, а удивительное совпадение…
Общие нюансы
- Излишне вежливая и обходительная массовка, все безумно внимательны, в том числе и полицейские, все только на Вы, с большим почтением и уважением.
- Персонаж разговаривает вслух сам с собой, особенно, когда хочет объяснить, что он сейчас собирается делать, хуже – когда комментирует вслух сам себе, что он прямо сейчас делает. Плохие новости… У вашего героя проблемы с психическим здоровьем. Не делайте так. Мы же в жизни не проговариваем каждое свое действие. Лучше уж ГЗК.
- Когда персонажи по сюжету встречают какую-то звезду из реальной жизни – певца, спортсмена или шоу-мена, узнают его, говорят – ух-ты, это же вы? А то, что эта звезда не узнает известного актера – это ничего?) Особенно глупо выглядит, когда, объективно, актер фильма или сериала не менее известен, чем звезда, которую он узнает.
Это самые глупые и скучные штампы, которые встречаются у российских сценаристов, которые только начинают работать в индустрии. Избегайте их, и ваша, а так же жизнь редакторов, продюсеров и зрителей станет чуточку лучше.
Материал студии Снегири.