Часть 1. Общие слова и мое личное отношение
Часть 3. Альтернативная история и связь с эзотерикой
Сегодня я бы хотел остановиться немного на легендарной личности Брайана Мэя.
Некоторые факты его биографии известны любому уважающему себя меломану - настолько они нестандартны в хорошем смысле слова. Мэй застолбил себе место в пантеоне элитных гитаристов не бездумной скоростью игры, не вычурностью поведения, и не смертью в раннем возрасте от передоза. Зато он получил отличное образование физика-астронома, и едва не успел защитить кандидатскую, когда успех в Queen сменил его приоритеты.
Интеллекта, образования и трудолюбия Брайна хватило даже на то, чтобы в 16 лет с отцом самому себе сделать гитару. Да еще и такого высокого класса, что сейчас сразу несколько солидных гитарных мастерских тщательно изготавливают ее копии, а сам Мэй играет на своей Red Special по сей день. Причем играет английской монеткой 60-х годов, партию которых после выхода их из обращения ему любезно изготовил Королевский Монетный Двор. Его заслуги перед Англией отмечены не только этим жестом, но и званием Командора Ордена Британской империи.
Мэй до сих пор занимается наукой, защитил-таки докторскую в 2007 году, преподает физику, и, несмотря на смерть Меркьюри и уход Дикона, играет в Queen, с Тейлором и периодически меняющимися вокалистами. И, в конце концов, это правильно – ибо кусочек Легенды – это лучше, чем ничего.
Как я уже говорил, Мэй – один из самых умных, тонких, точных, выразительных гитаристов в мире. У него моментально узнаваемый стиль, базовый звук его Дамы очень жирный и виолончельный. Мэй всегда скрупулёзно продумывает свои партии, так что они никогда не провисают. Лучшие из них можно разбирать по семплам, насколько каждая миллисекунда его звука точна, изысканна и трепещуща. Именно звука, а не соляков, поскольку Мэй всегда собирал его из множества одиночных партий, в чем достиг абсолютного совершенства. Идеальное панорамирование, громкость и фазовое совпадение множества сольных партий – секрет его звука. В одной только “Brighton Rock” он создал исчерпывающую школу работы с дилеем.
У Мэя не так много соляков в привычном понимании этого слова. Зато в 70-е, когда группа не пользовалась синтезаторами, его гитары хватало на полное заполнение звуковой стены. Именно Мэй создавал в Queen “саунд”, при этом он никогда не выпячивался вперед, всегда чутко знал меру, и это – его главный плюс как гитариста. Мэй умеет понимать свою роль в группе, как он чувствует посыл песни, подстраиваясь под нее и одновременно своей работой вытягивая из нее абсолютный максимум.
Queen - You Don’t Fool Me (Made in Heaven, 1995)
Если же разбирать его соло, то среди лучших, с точки зрения акустической архитектуры, нужно в первую очередь отметить “You Don’t Fool Me”. Эта вещь вообще была собрана из огрызков пленки с записями вокальных крупиц последних месяцев жизни Фредди, и из нее изначально вообще не получалось песни. Без соло Мэя эта вещь вышла бы очень среднего уровня - затянутой и монотонной, несмотря на активный басовый рифф и четко видимую атмосферу - непонимающая обида-ступор из-за женского предательства. Но это соло позволило продюсеру Дэвиду Ричардсу сделать из нее шедевр. Вслушайтесь в него. Секрет его не только в самой сольной партии, но и в одновременно звучащих на слабых долях очень вкусных гитарных аккордах. Уже третьим слоем слышна громовая подготовка ударных, четвертым – стихший после вокальной секции бас, играющий не рифф, а одиночные нотки (рифф вновь появляется позже), пятым – тихие повторы экстатических фильтрованных хоров, с которых эта вещь начиналась. Это соло – пособие по звуковому монтажу (именно монтажу, а не сведению) для создания особо душещипательных эпизодов.
В более ранних и известных работах Мэя соло-партии созданы по тому же принципу. В "Killer Queen" его шедевральное мульти-соло развязно, игриво и нахально, в "These are the Days of our Lives" - скорбяще-щемящее, в "I'm Going Slightly Mad" - жутко-бравурно-помешанно-трагичное. А, например, в "Flick of the Wrist" оно просто кроет матом (повод там есть, поверьте). Феноменальная выразительность и управляемость его игры - основа группы, причем как в студии, так и на концертах (отдельная челюсть лежит на полу от того, как он переносит свои студийные многослойные вкусняшки на сцену!). Именно так работает Queen, и именно за этим там Брайан Мэй.
Queen - No-One but You (Сингл, 1997)
Отдельно хочу отметить голос Мэя – тонкий, живой и гибкий. Он всегда был на записях Queen вторым-третьим слоем, но в отличие от Тейлора, голос Мэя очень приятно слушать. Ясно, что рядом с Меркьюри меркнет все что угодно, но уж Пола Роджерса-то Мэй запросто мог заткнуть, но не делал этого. Разумеется, там, где нужен сильный голос, Мэй пасует, но там, где нужно, его голос очень уместен, например, в одной из его лучших песен "'39". В конце концов, я не знаю, откуда у него вдруг взялись данные, чтобы ТАК петь “No-One But You”. За скромность, чуткость, и недюжинные силы в нужный момент – Брайану вечное уважение и почтение.
Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!