Найти тему
Николай Секерин

Две великие утраты мирового кино

Большинство лучших фильмов всех времён пока ещё «родом из двадцатого века». Быть может потому, что в двадцать первом прошло меньше лет, хотя если взглянуть на это с количественной стороны, то едва ли общая цифра поставленных картин за прошлое столетие достигнет хотя бы половины того, что выпускают конвейером киноделы современности.

Имена режиссёров, на чьи работы можно смело покупать билет в кино без всякой рекламы, в наше время можно посчитать по пальцам, в то время как на одного гения приходятся десятки, если не сотни, не то «бизнесменов», не то просто бездарностей.

И к этим великолепным единицам из ныне здравствующих, по своему уровню можно было бы смело присоединить имена покойных Стэнли Кубрика и Серджио Леоне.

Сегодня я хочу рассказать о двух нереализованных проектах этих гениев кино, которые, к сожалению, уже никогда не будут поставлены.

Первый из этих фильмов должен был называться «900 дней». Серджио Леоне до самого конца планировал снять картину о блокадном Ленинграде. По сюжету, незадолго до фашистского вторжения, в Ленинград приезжает американский фотограф и к моменту начала блокады, он оказывается запертым на территории нашей северной столицы, вместе с советскими гражданами.

Учитывая уровень драматизма «Однажды в Америке», поставленной в 1984 году, остаётся только догадываться, что планировал показать миру глазами фотографа господин Леоне. Главную роль в «900 дней» должен был исполнить Роберт де Ниро, но съёмкам не суждено было начаться из-за сложностей с разрешением работы на территории СССР, а в 1989 году Серджио Леоне скончался.

Вторая картина моего сегодняшнего «реквиема», должна была называться «Наполеон» и её съёмки планировал Стэнли Кубрик.

Здесь великая задумка потерпела крах не из-за смерти режиссёра, умершего в 1999 году (хотя кто знает, может, в новом веке всё было бы иначе). Кубрик лелеял замысел об эпичной биографии Бонапарта в 1970-х годах, но в связи с рядом бюрократических и маркетинговых проблем, он не нашёл поддержки со стороны своих спонсоров.

В частности, примерно в то время, на Западе была показана экранизация «Войны и мира» Сергея Бондарчука и видимо инвесторы киноискусства посчитали, что народу не интересно будет снова «делать кассу кинотеатрам» на фильм с похожей тематикой.

После смерти Стэнли Кубрика, по некоторым данным, в его особняке насчитывалось 18 тысяч томов, посвящённых Наполеону, что, скорее всего, является преувеличением. Но даже если предположить, что таких томов была тысяча, остаётся лишь восхищаться подобным подходом к работе.

-2

Роль Бонапарта должен был исполнить Джек Николсон, который после срыва проекта продолжил работу со Стэнли Кубриком в экранизации романа Стивена Кинга «Сияние».

____________________

Говорят, что незаменимых людей не бывает, а есть лишь не заменённые. Что ж, видимо всё относительно, ибо поистине, некоторые Личности всегда будут оставаться единственными в своём роде. И в мире кинематографа, Стэнли Кубрик и Серджио Леоне, безусловно, из их числа.