Найти тему

Санкт-Петербург, часть 25 - музей железных дорог России, электровозы (начало)

Начало

Продолжаем прогулку по самому большому железнодорожному музею России. И в этой части начнем осмотр электровозов.

Промышленный электровоз ЭП-4 (ГЭТ-4)

Электровозы данного типа производились с 1930 по 1938 год Подольским крекинго-электровозостроительным заводом и заводом "Динамо". Всего было построено 76 экземпляров. Предназначались такие локомотивы для перевозки грузов на путях предприятий, а также на трамвайных линиях.

Эту серию частенько называют "ГЭТ" в честь Государственного электротехнического треста, в который когда-то входил вышеупомянутый завод "Динамо".

Точная дата постройки музейного экземпляра неизвестна, но это примерно 1931-1932 год. До 1986 года этот электровоз работал на территории Московского электролампового завода, а затем был передан в музей Мосгортранса. Ну а в этот музей он попал в 2009 году.

Осевая формула - 0-2о-0

Служебная масса - 25 т

Род тока и напряжение в контактной сети - постоянный, 550 В

Часовая мощность ТЭД - 134 кВт

Скорость часового режима - 25.2 км/ч

Конструкционная скорость - 40 км/ч

Как видите, тут появились новые характеристики, присущие только электровозам, такие как "часовой режим" и "часовая мощность тягового электродвигателя". В двух словах - часовым режимом называется такой режим работы электрической машины, при котором она выдает максимальную мощность, при этом не нагреваясь до критических значений. Дольше часа работать в таком режиме нельзя из-за риска перегрева. Мощность, которую при этом развивает машина, называется часовой и она, в среднем, на 15-20 процентов больше то, которая выдается в длительном режиме (он же номинальный, т.е. обычный режим работы).

Едем дальше.

Грузовой электровоз СсМ-14

-2

Как утверждает Википедия, это первый электровоз постоянного тока, построенный в СССР. И это как-то не стыкуется с существованием рассмотренного выше электровоза серии "ЭП", поскольку тот начали производить в 1930 году, а этот выпускали с 1932 по 1934 год (и выпустили в количестве 21 экземпляра). Но оставим это на совести составителя статьи в Википедии.

Аббревиатура "Сс" расшифровывается как "Сурамский советский". В 1932 году СССР закупил у компании Дженерал Электрик восемь электровозов серии "С", которые предназначались для работы на Сурамском перевале (это на Кавказе), поскольку там железная дорога местами шла под углом в 29 градусов, и паровозы с такими возвышениями не справлялись. Соответственно, тепловозы этой серии стали называть "Сурамскими". А "советскими" они стали, когда их начали производить по лицензии на "Динамо" и Коломенском заводе.

В 1952 году все эти электровозы прошли модернизацию, в результате чего в обозначении серии появилась буква "М".

Музейный экземпляр был построен в 1933 году на Коломенском заводе. После этого был отправлен на Свердловскую железную дорогу, где и трудился до списания в 1976 году.

Осевая формула - 0-3о-0+0-3о-0

Вес в рабочем состоянии - 132 т

Род тока и напряжение в контактной сети - постоянный, 3000 В

Часовая мощность ТЭД - 6х340 кВт

Скорость часового режима - 30.5 км/ч

Длительная мощность ТЭД - 6х300 кВт

Скорость длительного режима - 32 км/ч

Конструкционная скорость - 65 км/ч

Грузопассажирский электровоз ВЛ22М-1729

-3

Первый советский крупносерийный электровоз, являющийся модернизированной версией "ВЛ22", а также последним представителем семейства сурамских локомотивов. Существовало две версии электровоза - с рекуперативным торможением и без него. Внешне их можно было отличить по количеству штепсельных разъемов на колонке перед кабиной - у первой версии было четыре разъема, у второй три. Как можно заметить, музейный экземпляр без рекуперации.

Название серии расшифровывается как "Владимир Ленин", нагрузка на ось 22 тонны.

Выпускались эти электровозы на Новочеркасском электровозостроительном заводе с 1946 по 1958 год. Всего было выпущено 1542 локомотива.

Музейный экземпляр был построен в 1957 году, после чего отправлен на Куйбышевскую железную дорогу, где и работал до списания в 2000-х годах. После списания был передан музею.

Осевая формула - 0-3о-0+0-3о-0

Вес в рабочем состоянии - 132 т

Род тока и напряжение в контактной сети - постоянный, 3000 В

Часовая мощность ТЭД - 6х400 кВт

Скорость часового режима - 35.2 км/ч

Длительная мощность ТЭД - 6х312 кВт

Скорость длительного режима - 37.2 км/ч

Конструкционная скорость - 90 км/ч

Грузовой электровоз ВЛ8-1522

-4

Название расшифровывается почти также, как и у предыдущего электровоза, только цифра восемь здесь означает не нагрузку на ось, а количество осей.

В 1952 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе началось проектирование нового электровоза, и уже в следующем году свет увидел первый прототип, получивший название "Н8-001". Название серии означало "Новочеркасский восьмиосный" и существовало до 1963 года, после чего ее переименовали в "ВЛ8". В результатате испытаний выяснилось, что по большинству параметров новый локомотив значительно превосходит "ВЛ22М", так что было принято решение запустить в серию этот, самый мощный на тот момент в СССР, электровоз.

Выпускали эти локомотивы с 1955 по 1967 год на Новочерскасском, Тбилисском и Ворошиловградском заводах. Всего было произведено 1723 электровоза.

Музейный экземпляр был построен в 1966 году, после чего трудился на Южно-Уральской и Московской железных дорогах. В музей поступил в 1995 году.

Осевая формула - 2о+2о+2о+2о

Вес в рабочем состоянии - 180 т

Род тока и напряжение в контактной сети - постоянный, 3000 В

Часовая мощность ТЭД - 8х525 кВт

Скорость часового режима - 42 км/ч

Длительная мощность ТЭД - 8х470 кВт

Скорость длительного режима - 43.7 км/ч

Конструкционная скорость - 90 км/ч

Грузовой электровоз ВЛ23-001

-5

Название расшифровывается как обычно, только цифры снова обозначают нагрузку на ось в тоннах.

Данную серию начали разрабатывать в 1954 году на замену электровозам "ВЛ22М", поскольку у последних были недостатки в виде существенного падения тяги с увеличением скорости и не очень удачная конструкция тележек. В серию новый электровоз пошел в 1956 году и выпускался на Новочеркасском заводе до 1961 года включительно. За это время было построено 489 экземпляров.

Локомотивы данной серии отличались высокой надежностью и отсутствием комфорта для машинистов из-за шумного и тряского хода, а также, как пишут, "в кабине было либо холодно из-за сквозняков, либо жарко от печек настолько, что у машиниста буквально плавились подошвы ботинок".

Музейный экземпляр, как можно заметить по номеру, являлся первым электровозом этой серии и, соответственно, был построен в 1956 году. После этого он трудился на Московско-Курско-Донбасской, Южно-Уральской, Томской, Западно-Сибирской и Октябрьской железных дорогах.

Осевая формула - 3о+3о

Вес в рабочем состоянии - 137 т

Род тока и напряжение в контактной сети - постоянный, 3000 В

Часовая мощность ТЭД - 6х525 кВт

Скорость часового режима - 42.4 км/ч

Длительная мощность ТЭД - 6х470 кВт

Скорость длительного режима - 44.3 км/ч

Конструкционная скорость - 100 км/ч

Продолжение следует...

Следующая часть