Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины: Столкновение неизбежно?/ 20. Надводный корабль лучше не таранить...

Уважаемые друзья, продолжаем рубрику, в которой вспоминаем аварии отечественных подводных лодок (даже самые незначительные), причем с разным исходом и от разных причин, используя открытые источники. Таких происшествий было очень много, к счастью не все они привели к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные, но не менее опасные....

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - вот только некоторые источники опасности для корабля, тем более подводного. А по мере поступления подводных лодок на флот случаев, которые приводили к авариям и происшествиям становилось больше, а условия военного времени еще добавили таких причин. Некоторые происшествия до сих ждут своих пояснений.

Предлагаемые два случая связаны со столкновением русских подводных лодок с надводными кораблями, причем один из них произошел в военное время. Особенность можно увидеть в том, что эти происшествия случились с подводными лодками одного типа!

Первый случай связан с подводной лодкой «Белуга» и произошел 18 апреля 1913 года. С момента своего вступления в строй в мае 1906 года подводная лодка «Белуга» (типа «Сом»), построенная на Невском заводе, интенсивно использовалась для обучения личного состава. Лодка входила в 1-й дивизион сформиро­ванной в марте 1912 года бригады ПЛ Балтийского флота. Бригада базировалась в Ревеле. По весне почти весь дивизион переходил в Либаву в состав находившегося здесь Учебного отряда подводного плавания.

Для справки: "Белуга" - водоизмещение 105/124 т, запас плавучести - 15%, экипаж - 22 человека ( в том числе 2 офицера). В строю с 2 мая 1906 ода ,срок службы - 7 лет 4 месяца.

Вечером 18 апреля 1913 года «Белуга» (командир - лейтенант Мессер) возвращалась с моря после очередной отработки программы учебных атак. Очевидно, день для подводников выдался очень на­пряженным, ибо в какой-то момент, уже при входе из аван­порта в устье Либавского канала, экипаж на мгновение потерял бдительность, рулевые замешкались, и несколь­ких потерянных секунд оказалось достаточно, чтобы «Бе­луга» столкнулась с выходящим из канала миноносцем «Внушительный» (тип «Инженер-механик Зверев»).

Эскадренный миноносец "Внушительный"
Эскадренный миноносец "Внушительный"

На подводной лодке были смяты передняя крышка един­ственного торпедного аппарата и часть надстройки. К счастью, носовые обводы ПЛ типа «Сом» были достаточно плавными, и миноносец получил лишь небольшую надводную пробоину с левого борта, где были разорваны 4 шпангоута в районе носовой кочегарки.

Интересно, что видимо с того момента эсминец "Внушительный" "затаил злобу" на подводные лодки и при случае сумел отомстить (шутка). В июне 1915 года эсминец в боевом походе обнаружил и таранил немецкую подводную лодку.

Второй случай также связан с подводной лодкой типа "Сом", причем - головной лодкой этого типа.

28 апреля 1904 года правление Невского судостроительного и механического завода заключило договор с американской фирмой «Холланд Торпедо Боат Компани» на покупку подводной лодки «Фултон» (проекта «Холланд 7р»).

Для справки: Это был модернизированный вариант ПЛ типа «Холланд 7», строительство которых началось в США еще в 1897 году. Одна из этих субмарин стала первым в мире подводным кораблем официально зачисленным в списки действующего флота, а именно ВМС США; это произошло 11 апреля 1900 года.

Подводная лодка «Фултон» перед спуском, позднее «Сом». Журнал "Page" № 2/1902.
Подводная лодка «Фултон» перед спуском, позднее «Сом». Журнал "Page" № 2/1902.

31 мая 1904 года приказом российского Морского ведом­ства «Фултон» получил новое название - «Сом», ставшее общим для определения типа ещё шести ПЛ, построенных по его проекту на Невском заводе в 1904-1907 годах. В Россию из Америки «Сома» доставил американский пароход «Менатик». В судовых документах на груз лодка значилась как «паровой котел». 13 июня 1904 года она по­кинула североамериканский континент, и 1 июля прибыла в Кронштадт, а оттуда в Петербург на Невский завод. Здесь на «Сом» установили снятые для транспортировки акку­муляторную батарею и другие механизмы и провели ходо­вые испытания.

Служить «Сому» пришлось во Владивостоке, куда его доставили по железной дороге. Лодка участвовала в русско-японской войне. В декабре 1914 года «Сом» вместе с одно­типной «Щукой» и своими командами перевезли в Севасто­поль. Черноморская служба «Сома» длилась всего полгода, в июле 1915 года лодка вновь на специальной железнодо­рожной платформе прибыла на Балтику. Круг замкнулся. Последним местом базирования «Сома» стал Мариехамн. Её включили в состав 6-го дивизиона дивизии ПЛ Балтийс­кого флота.

Подводная лодка "Фултон" (будущий "Сом") в плавучем доке
Подводная лодка "Фултон" (будущий "Сом") в плавучем доке

Участием лодки в Первой мировой войне стали многократные патрулирования Ботнического залива и при­брежной зоны, выполняемые почти ежедневно. Обычно «Сом» покидал базу на рассвете, возвращаясь с дежурства поздно вечером. Именно так начался и последний день служ­бы этой маленькой субмарины.

10 мая 1916 года в 4 часа утра «Сом» был уже в Аландс­ком море, осуществляя патрулирование в районе Аландском море. Командовал лодкой лейтенант Буругаев, назначенный на эту должность два месяца назад. Всё было как обычно, только в этот вечер на базу «Сом» не вернулся. О дальнейшей судьбе лодки стало известно только спустя несколько дней, после свидетельств данных капитаном шведского парохода "Ингерманланд" (в некоторых источниках - «Ангерманланд»).

Для справки: Командир "Сома"- лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев родился 3 марта 1891 года в семье смотрителя рыбных промыслов на Дону есаула Константина Бугураева, героя русско-турецкой войны 1877–78 годов, кавалера ордена святого Георгия 4-й степени. Хрисанф, воспитывался в Донском императора Александра 3-м Кадетском корпусе и в Морском корпусе. Выпустился мичманом в 1912 году, и тут же начал курс обучения в Учебном отряде подводного плавания, затем был назначен на ПЛ «Сиг». В 1913 году переведен в бригаду ПЛ Балтийского моря помощником командира (старшим офицером) на новейшую ПЛ «Акула». С началом войны мичман Бугураев – на ПЛ, «за храбрость и мужество, проявленные при выполнении операции, сопряженной с явной опасностью и имеющей большое боевое значение», награжден орденом святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Незадолго до гибели был произведен в лейтенанты и назначен старшим офицером подводной лодки «Крокодил». На "Соме" он вышел в боевой поход замещая отсутствующего командира.

По рассказу шведского капитана, около 4 часов утра 10 мая, когда судно проходило Аландсгаф, с левого борта парохода на расстоянии примерно 150 м был замечен высоко возвышающийся над водой перископ подводной лодки. Некоторое время корабли шли параллельно, но затем ПЛ, не всплывая, резко изменила направление движения и начала приближаться к транспорту. Капитан «Ингерманланда» предположил, что лодка хочет произвести досмотр судна, и дал команду застопорить ход. Однако лодка продолжала идти пресекающимся с пароходом курсом. У самого борта судна перископ был потерян из вида. Казалось, что столкно­вения удалось избежать, но тут «Ингерманланд» по инер­ции ударил лодку своей подводной частью корпуса. После этого ни перископа, ни самой ПЛ, ни каких-либо ее следов никто не видел.

Подводная лодка типа "Сом"
Подводная лодка типа "Сом"

Других русских подводных лодок в этот день в районе Аландсгафа не было. Поэтому у командования Балтийского флота сомнений в определении ПЛ не возникало. Против­ник в этот, и ближайшие к нему дни, в районе Аландсгафа своих подводных лодок не терял и столкновений с транспортными судами не имел. Это мог быть только «Сом».

Сейчас уже невозможно понять, что происходило на бор­ту русской ПЛ в её последние минуты. Возможно, причиной произошедшего стал недостаток опыта у командира. Но не знать о присутствии рядом какого-то надводного корабля на лодке не могли. Шум работающих двигателей и винтов хо­рошо слышен под водой на глубине гораздо большей, чем перископная, на которой находился «Сом», и на расстоянии куда более значительном, чем 150 метров. Тем более что лодка шла на сближение с транспортом. Можно лишь пред­положить, что после неожиданной остановки двигателей на «Ингерманланде» в условиях ограниченной видимости точное местонахождение транспорта было потеряно. И на подводной лодке уже не ожидали, что её дальнейшее дви­жение может привести к столкновению.

-5

Но есть и другая версия, на мой взгляд более правдоподобная - вполне возможно, что шведское судно преднамеренно протаранило русскую лодку, воспользовавшись преимуще­ством в манёвренности и отсутствием независимых свиде­телей. В годы Первой мировой (как и в годы Второй мировой) нейтралитет шведов - и они этого не скрывали - был довольно условным. Они снабжали Германию рудой. Российские подлодки этому всячески препятствовали. Поэтому скорее всего, обнаружив в перископ шведский пароход «Ингерманланд», державший курс на юг, к германским портам, лейтенант Бугураев попытался его остановить для досмотра груза.

Соответственно, капитан «Ингерманланда», заметив в 150 метрах от левого борта перископ, и понимая, чем грозит ему досмотр, пошел на таран. Прочный корпус «Сома» не был разделен на отсеки и потому при первом же повреждении быстро заполнился водой. Предельная глубина погружения у этого типа субмарин – 30 метров, а глубины в том районе около 200 м.

Интересно, что спустя всего месяц, другой шведский пароход попытался таранить русскую ПЛ «Волк», согнув ее перископ. Видимо, успешный опыт капитана «Ингерманланда» "получил распространение". Но «Волку», подводной лодке новейшей конструкции, удалось выдержать удар и благополучно вернуться в базу, в отличии от устаревшего «Сома».

Версия о "неопытном командире" русской субмарины вряд ли правдоподобна - Бугураев четыре года провел на подводных лодках. Трудно поверить, что опытный подводник ринется подныривать под судно, лежащее в дрейфе. Не было ни малейшей нужды у Бугураева в таком маневре. Скорее всего, ему просто не дали всплыть: «Ингерманланду» на ходу требовалась минута-другая, чтобы надвинуться на поднятый перископ. И командир, выполняя маневр срочного погружения, мог попасть в этой ситуации под киль парохода.

Подводная лодка "Сом" на морском дне
Подводная лодка "Сом" на морском дне

Несколько лет назад (в 2015 году) в территориальных водах Швеции был найден затонувший "Сом", причем за 100 лет из-за холодной воды лодка неплохо сохранилась. Одно время в печати обсуждался вариант подъема подводной лодки и захоронение останков его экипажа. Но видимо что то не срослось.... как часто бывает. И здесь проблемы не сколько технические и политические...

Фото с монитора подводного аппарата, который наше "Сом"
Фото с монитора подводного аппарата, который наше "Сом"

Вместе с ПЛ «Сом» свою последнюю и вечную вахту ушёл нести и весь её эки­паж 18 человек (2 офицера и 16 нижних чинов).

Список погибших членов экипажа ПЛ "Сом"
1. Командир ПЛ - лейтенант Бугураев Хрисанф Константинович, 1891 г.р. уроженец ст.Усть-Белокалитвенской ОВД.
2. Старший офицер ПЛ лейтенант Саско Борис Владимирович, , 1891 г.р.
3. Рулевой боцманмат Андрианов Иван Антонович, 1891 г.р. с. Таймоново, Могилёвской губернии.
4. Рулевой боцманмат Кривчиков Захар Степанович.
5. Рулевой Лунин Даниил Семенович
6. Моторный унтер-офицер 1 ст. Безматерных Дмитрий Петрович.
7. Моторный унтер-офицер 1 статьи Романов Николай Андреевич.
8. Моторный унтер-офицер 1 статьи Цвелодуб Алексей Михайлович
9. И.д. минного машиниста матрос 2 ст. Гусев Михаил Михайлович.
10. Минно-машинный унтер-офицер 1 ст. Завадский Дмитрий Макарович.
11. Минный машинист 1 ст. Корнев Дмитрий Александрович.
12. Машинист 1 ст. Истратов Николай Иванович.
13. Машинист 1 ст. Сорокин Николай Иванович.
14. Старший электрик Захарченко Дмитрий Борисович.
15. Электрик, унтер-офицер 1 ст. Кирейчук Лука Маркович.
16. Электрик Климачев Алексей Львович.
17. Электрик Сидоров Иван Васильевич.
18. Артиллерийский унтер-офицер 2 статьи Шевенюк Илларион Демидович.

Нам остается только помнить. Друзья, а как вы отнесетесь к идее подъема подводной лодки, если бы такой проект был бы инициирован общественностью? Поучаствовали бы в сборе средств?

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г.Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.; В.А. Кучер, Ю.В. Мануйлов, В.П. Семенов. Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг. Научно-исторический справочник. Том I, часть 1. - СПб.: ЦКБ МТ "Рубин", 1 ЦНИИ ВМФ МО РФ (кораблестроение ВМФ), РГА ВМФ, 1994. - 226 с.; Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века.- СПб.: Морской клуб истории флота, №18;