История "берлинского пациента" в очередной раз породила в западном мире дискуссии о том, что надо бы ввести санкции против непослушной России. Но вот руководству нашей страны судя по всему надоело отмалчиваться и терпеть манипуляции, которые уже стали попросту оскорбительными и полными издевательства.
Казалось бы, найти наиболее болезненную для Запада точку взаимодействия с Россией, которая при том не нанесла бы серьёзного урона нашей собственной экономике, крайне сложно. Однако такая сфера всё же есть.
Речь идёт об организациях, структура и особенности деятельности которых формировались ещё со времён "холодной войны". К их числу относятся различные фонды и неправительственные организации, правозащитные центры и прочие структуры, финансируемые НАТО и находящимися в определённой степени зависимости от спецслужб своих спонсоров.
Хороший тому пример "Национальный фонд в поддержку демократии", основанный конгрессом США в 1983 году. Со временем уже и сами основатели фонда признавались, что организация занимается выполнением задач, которые ранее возлагались на ЦРУ.
Российские власти по мере сил борются с засильем иностранных агентов в стране, однако всё ещё действует сотрудничество с некоторыми из таких западных "благодетелей". И основа для них зачастую - договорно-правовая база, заложенная в 1990-х. В связи с тим получается, что подрывная деятельность этими организациями ведётся на вполне законных основаниях.
Одним из направлений такого рода деятельности является образование. Под ударом в конечном итоге оказываются как отечественные академические круги, так и государственные структуры. К числу таких губительных идей эксперты зачастую относят такие, как необходимость интернационализации образования, развитие научного диалога и связей молодёжи различных стран, изучение языка в среде его носителей, мобильность студентов, освоение передовых методик преподавания. Думаю ни для кого не секрет, что из этого следует. Это и переманивание перспективных и квалифицированных кадров за рубеж, и искоренение доступными средствами фундаментальных основ самого образования (взять хотя бы за пример подпортившую многим подростам и их родителям здоровье систему итогового тестирования).
Стоит отметить, что с началом санкционной войны, развязанной Соединёнными Штатами против России, практически все программы образовательных контактов и обменов с США были свёрнуты. Однако не все. И чтобы ознакомиться с ними достаточно зайти на сайт американского посольства, где и представлен соответствующий список.
Бывает, что "обмен" проводится в том числе и незаконными путями. И что примечательно, пандемия коронавируса позволила вскрыть факты этой незаконной деятельности о существовании которых, по непонятным причинам, не были осведомлены ни МИД РФ, ни Министерство образования. Так, например, осенью 2020 года в США по закрытой программе Secondary School Student Program оказались 74 российских школьника. Как выяснилось позднее бывший посол США в РФ лично посещал некоторые регионы России, лично предлагал школьникам поездки. Позже они отправлялись заграницу по частным визам. То есть реальная цель их поездки попросту скрывалась.
Только вот если с США программы по крайней мере на официальном уровне всё же сворачиваются, то с их союзниками они продолжают действовать. И что примечательно, обязательства по ряду из них с российской стороны выполняет Министерство науки и высшего образования. Одним из примеров, вскрывших в своё время проблему, стало резонансное выступление школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко в бундестаге. Оно позволило вскрыть внутренние проблемы отечественной системы образования и наглядно показать как можно в своих интересах играть историческими фактами, придавая им новую интерпретацию.
Российские законодатели разрабатывают соответствующие ограничительные меры для пресечения подобных ситуаций в будущем и даже предупреждения их появления. Однако программы, подрывающие государственность изнутри пока что продолжают функционировать.
России абсолютно не обязательно отвечать на санкции симметрично. Главное сделать это предельно эффективно. Разрушая подрывные структуры и укрепляя собственную национальную безопасность и суверенитет.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"