Часть 1. Общие слова и мое личное отношение
То, что я написал в первой части - это всего лишь один слой. А того, что я не знаю о Queen, хватит слоев на сто.
Нет более загадочной группы, чем Queen. Вот небольшой перечень вопросов об этой группе, на которые до сих пор нет внятных ответов:
Почему популярнейшая группа с мультиплатиновыми дисками получила какое-то смешное количество музыкальных премий?
Почему посмертные статьи и книги о Queen так противно читать, как будто наблюдаешь за тем, как кого-то окатывают из пожарного шланга струями жидкого дерьма?
Почему полный сборник интервью квинов для прессы за все годы – это небольшая тощенькая книжка?
Почему Меркьюри в каком-то роде ассоциируется со со своим образом жизни, а лишь потом - с гениальными рок-инновациями? Раз уж на то пошло - как его такого-растакого терпели остальные музыканты Queen – трое семейных христиан?
Почему группа, почитавшая матриархат, Англию и ее королеву как явление Божьей Матери, долгое время находилась в налоговом изгнании из своей страны, а после смерти Меркьюри добилась установки ему памятника только в Швейцарии?
В конце концов, почему в моем детстве большинство из тех, кто обожали Queen, стеснялись этого, сдавленно мыча – “..ну и что, что ... , песни-то неплохие…”? Уж сколько этих на сцене – от Элтона Джона, Боя Джорджа, Джорджа Майкла до Мики и Адама Ламберта, но почему-то только в Меркьюри по этому поводу постоянно тыкают пальцем. Я сталкивался с этим феноменом в детстве, в школе и даже в институте. Открыто слушать Queen было зазорно. На улице квиноманов били и панки, и рэперы, и металлисты (я как-то пострадал за то, что на перемене слушал на плеере "Save Me"). Били по инерции, неуверенно, потому что сами втихаря слушали Queen .
Я не возьмусь отвечать на эти загадки, несмотря на свой пожизненный срок любви к Queen. Я читал и знаю о них немало, но знаю и то, что те, кто знают намного больше, так же далеки от истины, как и я. Расскажу лишь свои ощущения.
Отлично помню, как мне было лет девять, и мы ехали куда-то с родителями на машине. По радио звучала знакомая песня Queen и мне впервые сказали, что ее лидер недавно умер. Я спросил – от чего, мне ответили – от неправильного образа жизни. Уже тогда я впервые крепко задумался, потому что музыка, которую я слышал, не соответствовала этому ответу. Постепенно я узнавал про наличие в мире СПИДа, наркоманов и прочих девиаций, обзаводился статьями в русских журналах и книжками с переводами текстов. Там были напечатаны стандартные ремарки о "гомо-гимне" “We Are The Champions”, “излишествах жизни” Фредди, его “близких друзьях”, и, как следствие, “мучительной смерти от СПИДа”. При этом предисловия составителей данных книжек ни в какую не вязались с собственно текстами песен, напечатанных далее - они были в основном красивые, серьезные, поэтичные. В 13 лет я не выдержал и купил первую в жизни видеокассету – с их клипами – посмотреть на этого любопытного человека в действии.
Он тогда оставил двоякое впечатление. С одной стороны – действительно крутые, мастерские песни. С другой - экстравагантные движения, дикие костюмы, лак на ногтях в ранних клипах (“Keep Yourself Alive”, “Liar”), излишний акцент на рте с плевками в микрофон (“Don’ t Stop Me Now ”), женские костюмы и обтягивающие лосины (“I Want To Break Free”). Многое в клипах вызывало отторжение и неприятие. Фредди вычурно изгибался, источал неуемную, животную похоть и вполне тянул на выпендривающегося развратника. О том же говорили фотографии с цветной вклейки в автобиографии Фредди за авторством Питера Фристоуна... Как же это все понимать?
Сдается мне, чтобы раз и навсегда разрешить главную тайну Фредди, надо как-нибудь припереть Мэя к стенке и спросить у него об этом прямо. Хотя он уже называл Меркьюри ... – в интервью, данном 2 декабря 1991 года (знаменитое “He was gay and he was quite public about it ”). Но посмотрите ему в глаза в этот момент – сказанное стоит у него в горле. Что-то там было нечисто, в истоках этого заявления…
Да и обратите внимание на один нюанс. Если помните, первый сборник клипов Queen "Greatest Flix" начинался с "Killer Queen" под видеоряд, кратко представляющий музыкантов: Мэй закончил Imperial College, астрофизик, кандидат наук, Тейлор – квалифицированный стоматолог, Дикон – дипломированный экономист. Мне долгое время было непонятно, как эти трое интеллигентов вообще поладили и общались с гламурным Фредди, пусть даже, между прочим, и выпускником художественной академии со знанием трех языков. С другой стороны, почему-то хотелось быть на него похожим, потому что на сцене он как никто другой был полон жизни, решимости и внутреннего света.
Только после просмотра концерта “Live at Wembley” 1986 года я понял, как я ошибся, приняв за зашкаливающую эксцентрику его проявления самца, настоящего мужчины – сильного, страстного, чуткого, полного решимости не сворачивать со своего пути.
Queen - I Want To Break Free (The Works, 1984)
Да и рассмотрим ту самую I Want To Break Free, а именно сингловую версию песни, попавшую также в сборник Greatest Hits II и в клип. Альбомная версия короткая, и в ней нет этого нарастающего синтезаторного торжества и похотливейшего вступления Гитары Мэя на 0:27 (правда, она тут же извиняется на 0:31).
Так вот, клип к этой песне - это шедевр малого кино. Изысканное, таинственное, откровенное, ироничное и юморное (в первой части), невероятное по общему влиянию полотно, с сложной, символичной хореографией в стиле Нижинского, уложенное всего в 4 с половиной минуты. Кстати идея переодеться бабами принадлежала НЕ Меркьюри. Его больше интересовала вторая, балетная часть.
Так что если подытожить - Меркьюри это тот человек, чья ориентация не должна быть каким-то фактором, влияющим на восприятие творчества. Я слышу его музыку, вижу его клипы, и не понимаю, как можно так петь в последних трех альбомах, в теле, полностью разрушенном СПИДом и умирая от боли. Для меня Меркьюри – мужик больше, чем кто-либо.
Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!