Знаете, что самое сложное, когда ночуешь в палатке, а температура за бортом давно перевалила за -40 градусов?
Самое сложно, вылезти из тёплого спального мешка, одеться и собрать промерзшие насквозь вещи. И палатку тоже собрать.
Сбор палатки на морозе - это отдельная песня из серии "этот стон у нас песней зовётся".
Как только дотрагиваешься до стоек, пальцы начинают отмерзать.
В итоге - минуту что-то собираешь, пять минут отогреваешь закоченевшие руки.
Машешь руками, трёшь пальцы, пока в них не начинают покалывать иголочки возвращающегося тепла.
И так по кругу. Главное не упустить момент и не отморозить пальцы бесповоротно.
Кстати, я намерено не даю рекомендаций по снаряжению для ночёвки в такой мороз, чтобы не было соблазна использовать их как инструкцию по применению.
Те, кто готов к этому, надеюсь, сами смогут разобраться и подобрать подходящую одежду и спальный мешок.
Ведь такие ночёвки - это не только про то, чтобы купить правильный спальный мешок.
Во время нашего похода на Северный полюс после первой же ночи одну девушку пришлось срочно эвакуировать на вертолёте с сильным обморожением пальцев руки, которую она по неосторожности ночью высунула из спальника.
Поэтому на вопрос:
- А какой у тебя спальный мешок? Я тоже хочу.
Я мысленно отвечаю:
- Не-не, давайте вот это "хочу" как-нибудь без меня.
Впрочем, желающих попробовать поночевать в таких условиях, прямо скажем, не много.
Слишком уж это, как бы помягче сказать, своеобразное действо.
Как и езда по зимникам в целом.
То целый день по кочке трясёшься со скоростью 20 километров в час. То думаешь, как бы в наледь не провалиться.
Понятно, когда у людей это работа. Им выбирать не приходится. Они ездой по зимникам деньги зарабатывают.
А зачем всё это рядовому туристу, как я?
Каждый, наверное, ответит по своему.
Для меня это был новый интересный опыт и прокачивание различных скиллов. Но несмотря на то, что опыт был интересным, вряд ли я соберусь его ещё раз повторить. По крайней мере в таком объёме и в таком виде.
Поэтому меньше всего хочется давать абстрактным людям общие советы.
Я просто как акын - что было, то и рассказываю, периодически получая комментарии вроде: всё вы врёте при таких температурах ты бы не выжила; вы - москвичи - зажравшиеся придурки, уже не знаете как развлечься; мы работаем, а вы в своих тёплых машинках и жизни-то не видели, что вы там понять могли за пару дней; девочка, да ты хоть раз за МКАД выезжала вообще?
Заранее признаю: за МКАД не выезжала, пороха не нюхала, жизни не знаю, фотографии в интернете стырила.
Хвала тем, то пережил это длинющее вступление. Для вас продолжаю свои рассказы про то, как мы ехали по зимникам в Тикси.
На второй день нашей езды по зимникам я проснулась в ледяной палатке. Как никогда быстро оделась и выскочила на улицу.
Мои коллеги уже завтракали и собирались в путь, так что мне пришлось поторопиться со сбором своей палатки и завтраком.
Первая наша ночёвка на долгом пути от Тополиного до Батагая была рядом с метеостанцией на берегу озера Эманджа.
За весь долгий предыдущий день мы проехали 180 километров из 565.
После чего стало ясно, что в Батагае мы окажемся не скоро.
Особого оптимизма сей факт не внушал. Но и для пессимизма поводов не было - пусть медленно, но едем.
Поэтому с утра заправили машины и снова в путь.
Впереди был самый унылый участок пути - по той самой кочке, с ударением на последнем слоге.
Дорога, когда ты просто трясёшься в машине, движущейся со скоростью небыстрой черепахи, и смотришь в окно на достаточно однообразные пейзажи.
Вот такая она - дорога по вечной мерзлоте.
Глядя на поваленные деревья, можно рассуждать о том, что им тоже непросто. Корням вглубь не пробиться, вообще не понятно, как эти деревья держатся.
Зато в плоских корнях можно разглядеть причудливые фигуры.
То руки-ноги, то зверей невиданных.
Чем только не начнёшь развлекаться во время долгого пути.
Дорожные развлечения, конечно, тоже случаются. Но нечасто. К счастью.
Иногда пейзажи становятся поинтереснее, а дорога чуть-чуть поровнее.
Такая трясучка продолжалась всего сто километров. Но на это ушла большая часть дня. Пока наконец мы не выехали на реку Нельгесе.
Езда по реке после кочек - сплошное удовольствие. Тем более, когда где-то поблизости кафе с горячей едой.
Кроме горячей и вкусной еды в кафе была карта нашего маршрута, глядя на которую мы могли оценить масштаб бедствия.
Ещё в кафе был постоянно куда-то отваливающийся вайфай. И пока одни члены нашей команды пытались передать весточки на большую землю, другие отправились прогуляться и посмотреть по сторонам.
Кубики льда - это единственно возможное состояние воды в здешних краях. Их выпиливают из реки и растапливают.
О, здесь кто-то попилил на славу.
Подошли посмотреть поближе, что там такое.
Вот так выглядит результат попадания машины в наледь.
Провалившуюся машину выпиливают изо льда. Длиться этот процесс может от нескольких дней до нескольких недель.
Смотрятся эти глыбы льда очень красиво. Но совсем не хочется попадать в такую ловушку.
После обеда жизнь налаживается - ровная дорога по реке, относительно быстрая скорость и красивые пейзажи.
Вот это путешествие. Так бы подольше.
Но подольше не получается. Проходит не так много времени, а окрестные сопки начинают окрашиваться в розовый цвет.
Смотрите, зимник - хотя и временная, но настоящая дорога. Как на настоящих дорогах здесь и знаки устанавливают.
А у нас по расписанию - прекрасный закат на берегу реки.
Правда, обычно машины на берегу, а закат - на реке. Здесь же всё наоборот.
И уже совсем к вечеру мы приехали к месту нашего очередного ночлега в походных условиях.
Опять ночь в палатках. Зато под боком - тёплое кафе, где можно поесть и согреться.
Заметили, какое интересное решение.
Кафе где-то там на берегу. А туалет - он вот, посреди реки. Ночью особенно удобно его искать.
Здесь же рядом с кафе находились палатки, в которых жили охотники.
Увидев, как я устанавливаю свою маленькую палатку, они тут же поинтересовались у моих коллег, что я такое употребляю.
Никак не могли поверить, что человек в почти здравом уме и без воздействия какой-то дури кроме внутренней может выжить в палатке, когда термометр показывает такие красивые цифры.
Ох уж эти мне охотники...
Вторая ночь в полевых условиях прошла так же как и первая, с той только разницей, что перспектива погреться в тёплом кафе согревала и придавала ускорения при сборе палатки.
Сама же ночь была градусов на пять холоднее, чем предыдущая.
Да и утро теплом не радовало.
Что, однако, не помешало нам после завтрака погулять вокруг кафе (в буквальном смысле слова) и осмотреть окрестности.
Не знаю, что больше привлекло внимание праздношатающихся туристов (судя по количеству фотографирующих и то, и другое) - вот такая инсталляция с туалетом или охотничьи трофеи на стене кафе.
Впрочем, больше всего внимания привлёк главный трофей, который лежал у палатки охотников.
Огромный волк.
Волков в этих краях немало, а в этом году, говорят, как-то особенно много. Настолько, что они уже совсем ничего не боятся.
Этот подходил совсем близко к кафе и лагерю охотников. Вот и пришлось его застрелить.
Кто-то посмотрев на фотографию скажет:
- Какой милый! Как его жалко.
Сейчас, сидя в тёплой квартире, я тоже готова согласиться с тем, что волк милый и мне его немного жалко.
Но тогда почему-то жальче было себя, когда выйдя ночью из палатки я вспомнила рассказы охотников о близко ходящих волках.
В общем, всё в этой жизни относительно.