Найти тему
RHR

ГОВОРИТЬ — ХОРОШО. А ХОРОШО ГОВОРИТЬ — ЭТО УЖЕ СКИЛЛ ДЛЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Давайте рассмотрим аналогию:

Ситуация 1. Вы учитесь игре на гитаре. Ходите в музыкальную школу, слушаете много музыки, выступаете на концертах, у вас развивается техника, вкус и вы меняетесь как личность, становитесь музыкантом.

Ситуация 2. Вы приходите на мастер-класс игры на гитаре, вам показывают три аккорда и рассказывают 10 историй успеха о рок-звездах без музыкального образования, которые на трех аккордах построили свои мировые хиты.

Станете вы музыкантом или автором мировых хитов? Ответ слишком очевиден.

Риторическое мастерство — высокое искусство, требующее ежедневной работы над собой.

Необходимо развивать стратегическое мышления, чтобы понимать, кому что и как говорить.

Хорошо бы постигать актерское мастерство, чтобы вас слышали. Четкая артикуляция, богатые интонации, владение тембром голоса, приемлемый темп речи.

И, заметьте, мы ни слова не сказали про богатство речи, тезаурус, остроумие — это все мы подразумеваем как само собой разумеющееся, данность, как и личное обаяние. Не внешнее, а то самое обаяние слова, когда спикер начинает речь — и всем все равно, как он выглядит и во что одет, потому что происходит магия речевого обаяния.

Вот почему, дорогие мальчики и девочки, мы смело можем считать навык разговорной речи — одним из самых ресурсных навыков, буквально — ключом к лидерству.

В нашем быстро меняющемся мире каждый изо всех сил пытается понять, как работать вместе в новом, развивающемся контексте.

Перед лидерами команд в полный рост встает вопрос: как руководить процессами и контролировать их, чтобы сохранить эффективность?

Ответ: развивать речевые и коммуникативные навыки.

Это сложнее, чем кажется, особенно если вы главный.

Ничто так не снижает разговорные способности, как наличие статуса и авторитета. Когда вы босс, люди более осторожны в разговоре с вами, они смеются даже несмешным остротам, они пропускают мимо ушей «речевые ляпы», во всяком случае, не комментируют это «глаза в глаза», они продолжают демонстрировать внимание и лояльность.

Понятно, что в конкурентной среде все эти нюансы не встречают столь же «доброжелательного» отклика.

Если вы руководитель, ваша цель — выстроить конструктивный диалог с подчинёнными. Конструктивность предполагает, что вас не просто слушают с уважением и конспектируют ваши простые, но мудрые слова, этого результата достичь несложно.

Цель вашей коммуникации — активировать способности команды. В идеале, команда в разговоре с вами начала думать, строить гипотезы, предлагать решения, генерировать идеи.

Это означает, что вам как руководителю нужно усилить любопытство и искренне интересоваться тем, как другие люди видят вещи, особенно когда их восприятие отличается от вашего.

Это требует от вас «интеллектуального смирения», чтобы вы не приходили на собрания, думая, что у вас есть ответы на все вопросы. Вместо этого вы, как и все остальные, идете с идеями, которые хотите донести до команды, и хотите услышать мнение людей, которые видят вещи по-другому. Как сказал один генеральный директор: «Моя работа — быть в самом конце встречи, а не в начале».

Развитие разговорной способности требует четкой ориентации на обучение, ясность мышления. Вы слушаете людей, которые смотрят на мир по-разному. Наши различия способствуют более ясному мышлению и более разумному выбору, но только в том случае если мы не живем в парадигме «есть два мнения: мое и странное».

Кстати, это наша любимая когнитивная ловушка. Признать, что люди видят мир по-разному, думают не так как мы — и не посчитать их при этом опасными чудаками, — это серьезный скилл, говорящий о том, что у нас есть склонность к обучению, превышающая нашу естественную защиту по отношению к новым и противоречивым идеям.

Учиться видеть мир с разных точек зрения, развивать способность к диалогу с «другими» людьми — это волнующее переживание. Этот навык позволяет нам «высветить» собственные когнитивные «слепые пятна».

Учитывая все изменения и проблемы, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, это особенно важный образ мышления. Обладая высокой способностью к разговору, команда людей может решить самую болезненную проблему, действовать эффективно.

Мы привыкли действовать «в команде», имея в виду некое единство — что мы на одной волне, что у нас взаимопонимание.

Сейчас важен другой навык — уметь видеть разницу восприятия и «другой» способ мысли не как противоречие, а как возможность увидеть картину во всем ее разнообразии.

Не сводить все точки зрения в одну, а насладиться разнообразием вариантов видения.

Не сводить команду к нашему любимому «мы все как один», а признать красоту новой метафоры: мы как сеть нейронов, чем больше уникальных связей, тем эффективнее мы взаимодействуем.

Способность учиться вместе с другими даже в самых нестабильных и сложных обстоятельствах становится все более важным навыком.

И во главе угла всех навыков — базовый, главный, основной. Навык общения. Искусство говорить.