Найти в Дзене
RHR

ЭФФЕКТ ВЫГОРАНИЯ

Термин «выгорание» относительно новый, впервые его использовал в 1974 году Герберт Фройденберг в книге "Выгорание: высокая цена высоких достижений".

Первоначально автор определил выгорание как «исчезновение мотивации или стимула, особенно когда преданность делу или отношениям не приводит к желаемым результатам».

Как бы ни определяли это состояние, но факт остается фактом: человек в своих реакциях на длительный или хронический стресс на работе характеризуется тремя основными измерениями:

•  Эмоциональное истощение,

• Цинизм (меньшее отождествление с работой) и

•  Чувство снижения профессиональных способностей.

Проще говоря, если вы чувствуете себя перманентно уставшим, начинаете ненавидеть свою работу и подозреваете в себе отсутствие профессионализма, талантов, возможности, перестаете верить в себя, — знакомьтесь, это они самые. Факторы выгорания.

А в нашей ситуации, когда стресс шагнул широко и уверенно за рамки наших рабочих вопросов, он занял, практически, все витальные ниши и отступать, вроде бы, не собирается.

Особенно тяжело тем из нас, кто по своему образу мышления практикует взгляды перфекционизма и пессимизма.

Ведь большинство из нас проводит значительную часть своего бодрствования за работой. А если мы начинаем ненавидеть то, что делаем, ненавидеть себя самих за это, это может серьезно сказаться на психологическом и физическом здоровье.

Согласно отчету Gallup, выгорание сотрудников имеет пять основных причин:

1. Необоснованный цейтнот . Сотрудники, которые говорят, что у них достаточно времени для выполнения своей работы, на 70% меньше подвержены сильному выгоранию. Люди, которые не могут выиграть больше времени, например врачи в разгар пандемии.

2. Отсутствие связи и поддержки со стороны руководства. Поддержка тех, кто держит в руках нашу карьеру, — серьезный психологический буфер против стресса. Сотрудники, которые чувствуют сильную поддержку со стороны своего руководителя, на 70% реже испытывают выгорание на регулярной основе. Да, мы все зависим от одобрения и признания. Химия и биология на этот счет согласны: все дело в окситоцине.

Для справки:

Окситоцин — гормональное вещество, ответственное за инстинкты социального взаимодействия. Он генерируется в головном мозге (в гипоталамусе) во время положительных контактов — объятий, грудного кормления, интимной близости. И как выяснилось, в момент социального и профессионального одобрения. Вот оно как.

3.  Отсутствие ролевой ясности. Только 60 процентов рабочих знают, чего от них ждут. Когда ожидания подобны движущимся целям, сотрудники могут истощаться, просто пытаясь понять, что они должны делать.

4. Неуправляемая рабочая нагрузка . Когда рабочая нагрузка кажется неуправляемой, даже самые оптимистичные сотрудники будут чувствовать себя безнадежными. Чувство подавленности может быстро привести к выгоранию.

5. Несправедливое обращение. Сотрудники, которые считают, что на работе с ними обращаются несправедливо, в 2,3 раза чаще испытывают сильное выгорание. Недобросовестное обращение может включать такие вещи, как фаворитизм, несправедливая компенсация и плохое обращение со стороны коллеги.

Новая реальность, она ведь не только про диджитал и удаленку. Сегодня навыки ресурсного общения больше не является чем-то вроде «необязательного гудвила» — это важнейший, витальный навык.

Если мы хотим сохранять профессионализм, продуктивность, ресурсное состояние команды, первое, что нужно сделать: сбалансировать обратную связь и тональность коммуникации. Свести риск подавленности к минимуму. Мы и так все в объективной зоне риска, тревоги и нестабильности, мы все дезориентированы и не имеем правильных ответов на вопросы. Поэтому быть ироничными, критически настроенными в общении с коллегами не просто непрофессионально, это прямое вредительство и деструктивность.

Сейчас период выстраивания новых отношений в деловых коммуникациях. В эпоху бесконечных зум-сессий теряют актуальность понятия «вертикальное» и «горизонтальное» общение. Актуальны мягкие методы и тонкие психологические настройки.

Есть мнение, что чуткость, мягкость, адаптивность, методы «водной логики» — новые конкурентные преимущества в бизнесе.

Да и сам бизнес уже давно ушел из категории «объем производства» и все больше переходит в плоскость построения экосистем, установления связей, воспитания адептов. Мы переходим в период, когда главный продукт – репутация, а главный капитал – доверие. Но это уже новая тема для размышления.