Начало статьи читатйте здесь Насколько объективен мир?
Многое меняется, когда мы оказываемся в поле психики. Как нам ориентироваться во внутреннем мире и на что опираться? Часто мы пытаемся внутренний мир подчинить законам внешнего мира или даже выстраивать его по меркам внешнего. Вероятно, это ошибочный подход. Но нам нужно опираться на что-то в своих размышлениях и ощущениях. Поэтому некоторые мыслители психические образования и явления называют тонкой материей [Ом А. Ключи к Абсолютному Смыслу. Тонкая материя / Лотос [Сайт] / URL : http :// ezotera . ariom . ru /2011/12/16/ om . html ]. Одни источники утверждают, что тонкоматериальный мир описывается эзотерическими и оккультными учениями и образован частицами меньшего, чем элементарные, размера. Но это понятие физического содержания не имеет и современной наукой не признается [Тонкая материя / Цикловики [Сайт] / URL : http:// cyclowiki. org/ wiki/Тонкая_материя ]. Другие психический мир находят физическим и подбирают слова науки, изучающей материю, чтобы описать его свойства: тонкоматриальный мир представлен первичными торсионными полями, где тензор энергии-импульса (показатель описывающий плотность, поток энергии, импульса полей материи и определяющий взаимодействие этих полей с гравитационным полем ) равен нулю, а сами поля отличны от нуля [Шипов Г.И. Теория физического вакуума в популярном изложении / Одержание как катастрофа [Сайт] / URL : http:// www. odkk. ru/ lib/ nauka/ torsion/ data/ sod_ fr. htm].
Третьи считают, что материальным носителем психики является мозг, а кроме него есть еще нематериальные (идеальные) компоненты психики (мышление, память, внимание, представление и т.п.), которые непосредственным образом связаны с информацией [Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1996.]
Идеальные компоненты содержат информацию в сжатом виде и оживают, когда получают информацию из внешнего мира, поступающую внутрь благодаря органам чувств и нервной системе. Идеальный мир работает благодаря особому виду энергии – психической. По словам Веккера Л.М., психическая энергия это способность совершать работу [Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл; PerSe , 2000.]. Бойко В.В. полагает, что энергия вообще есть общая мера различных видов движения и взаимодействия; побудительная сила абсолютно всех наблюдаемых и невидимых перемен [Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1996]. Психической она становится тогда, когда проявляется посредством психических процессов и явлений. Но, что же является материальным носителем для явлений, которые мы называет психическими? Бойко В.В., например, утверждает, что у каждого существа есть энергоинформационный двойник об этом же говорят и многие эзотерические учения. Например, индийские йоги полагают, что у человека существует несколько тонких тел, в зависимости от типов энергии и информации, которую необходимо обрабатывать. Взаимодействие существ друг с другом происходит постоянно на различных токоматериальных уровнях. Проблема заключается в том, что большая часть работы наших органов чувств настроена на восприятие и анализ информации о грубой материи, а тонкая материя остается за пределом их восприятия, поэтому сигналы, идущие с этих уровней реальности не считаются реальными и объективными по простой причине – их не существует для наших ощущений и чувств.
Но все-таки какую-то часть информации, которую можно назвать психической, мы способны заметить. Мы можем заметить возникшие эмоции и мысли, изменение настроения и состояний. Даже можем назвать их и описать. Следовательно, существуют чувства, которые способны отслеживать психическую информацию, фиксировать ее и извлекать содержание и смысл. А потом можно делиться своими переживаниями с другими, используя различные языки (жесты, танец, слово, образы и т.п.). И вот уже бывшее некогда личным событием и внутренним переживанием становится для кого-то внешней реальностью. Внутреннее переживание логически опосредованное определенным языком приобрело новое измерение и новую оболочку и стало доступным всем, кто владеет языком, с помощью которого внутреннее стало внешним. Участвовало ли сознание человека в таком превращении? Да. И оно творило. Является ли реальностью данное событие (или продукт творческой деятельности)? Да. А объективно ли оно? Оно объективно в том смысле, что существует и что оно есть. И что оно встроено в поток времени и уже не зависит от субъекта его создавшего. «Необратимость хода вещей, включающая в себя действия субъективности и делает эту субъективность реальностью» [Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7. С. 109–125 ].
Все сказанное выше имеет отношение к реальности, которая является внешней для субъекта. Но есть еще его внутренняя жизнь, которая тоже может отражаться в каких-то внутренних структурах и процессах. И это происходит, когда психика сама себя наблюдает. Внутреннюю жизнь можно рассматривать с использованием критерия под названием «объективность». Что же включено в это понятие? Отвечая на поставленный вопрос можно сказать – это переживание, которое отражено правильно, беспристрастностно, непредвзято , нелицеприятно , неприукрашено [ Объективный / Академик [Сайт] / URL : https:// ideographic. academic. ru/4222/% D0% BE% D0% B1% D1%8 A% D0% B5% D0% BA% D1%82% D0% B8% D0% B2% D0% BD% D1%8 B% D0% B9 ] . В таком процессе взаимодействия ответственность в оценке объективности возлагается полностью на самого субъекта. Он выступает в двух ипостасях: носителя внутренней реальности и участника этой реальности, и даже более того он может приобретать и третий облик – цензора или наблюдателя за реальностью и участником. Как раз вот этот третий и является носителем понимания сути внутренней объективности. Это наблюдатель понимает, что такое объективность.
Таким образом мы нашли несколько смыслов в понимании слова «объективность». Главное заключается в том, что нечто существующее (не важно во внутреннем мире или во внешнем) должно обладать правдой существования. Оно должно быть. И в этом будет его объективность. Другое дело, если мы имеем отношение с внутренними психическими процессами и явлениями, тогда человек переживающий это берет на себя ответственность за адекватное отражение правды (конечно если в этом есть необходимость) существования внутрипсихических феноменов.
Подумайте над этим, мои прекрасные мыслители!
А пока я с вами прощаюсь до нового желания поразмышлять. Всех люблю)))
Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки!
Моя группа Вконтакте Практика преображения / Психолог Ирина Ильиных
Моя страничка в Инстаграм https://www.instagram.com/ ilinykh8777