Здравствуйте, с вами канал "О прошлом и настоящем". Меня зовут Евгений. Скоро лето, наступит поливочный сезон, и, как всегда, вместе с этим неизбежно встанет вопрос, а всем ли водицы хватит? На эту тему и следующий рассказ.
Небольшой микрорайон маленького провинциального городка питала всего одна артезианская скважина. Проржавевшая башня Рожновского и старенький насос из последних сил подавали воду жителям. Жильцы верхних этажей многоквартирных домов каждое лето попадали в одно и тот же положение, близкое к обитателям пустыни Сахары. Вода в квартирах появлялась лишь изредка по ночам, а днем ее заменял воздух, с надрывом сломанной флейты вырывавшийся из кранов.
— Иван Васильевич, кончай воду лить, — шумели через забор соседи.
— У меня колодец, ничего не знаю, — отвечал пенсионер назойливым жильцам многоквартирных домов.
— Машинку стиральную включить не можем, — не унимались женщины. — Мы жаловаться будем, детей искупать нечем.
— Жалуйтесь кому хотите, — отвечал огородник, повернувшись к соседям тыльной частью.
И лишь сорняки, со злостью вырываемые из междурядий, служили индикатором недовольства садовода-огородника. Они как бы показывали, что хочет сделать с неугодными соседями старик, но вежливость не позволяла опускаться до площадной брани.
— Ничего, на следующее лето трехметровый забор вместо прежнего двухметрового установлю, — думал Иван Васильевич. — А там пусть кричат, что хотят.
В это время вращающийся ороситель поливал молодой сад Ивана Васильевича. Там, по мечтам пенсионера, через три года можно было уже дождаться первых яблочек. груш и абрикосов.
За пару дней до конфликта
Во дворе Ивана Васильевича летом все решительно цвело, колосилось и благоухало. Чего только не было здесь на 12 сотках: и небольшой фруктовый сад, и грядки с овощами, и малинник, даже арбузы, кабачки и тыквы. Просто рай посреди маленького провинциального городка.
Как барин каких-нибудь 90-х годов позапрошлого века пенсионер гордо расхаживал по своему участку и каждый день думал, что бы еще полить.
В средней полосе России лето каждый год выдавалось жарким, без полива, как говорится, некуда́. Ну и что, что у людей в квартирах нет воды. Это же не его, Ивана Васильевича, проблема. Вот пусть коммунальщики и думают, как людей водой обеспечить.
Раньше во времена СССР воды хватало всем. Это притом, что возле многоэтажек у многих были маленькие огородики. Но сейчас большинство из них заросло травой. Но шли годы, трубы ветшали, после прорывов во многих дворах их устанавливали меньшего диаметра, чтобы не разрушать асфальт... Как следствие, воды стало хватать не всем.
Но Ивану Васильевичу воды хватало. Он жил в частном доме, и вода приходила к нему во двор по трубе 57 диаметра. Такого объема для полива хватало при любом раскладе. Еще во дворе пенсионера был старый колодец. Но со временем его затянуло илом, а чистить хозяин его не хотел, да и зачем, если воды хватает из водопровода.
Зато колодец был главным козырем Ивана Васильевича. Всякий раз, когда к нему во двор приходили представители коммунальной службы и просили оплатить за пользование водой в летний период, он делал серьезное лицо и твердым голосом отвечал, что поливает исключительно из колодца. И не важно, что на дне его давно квакали лягушки, а воды было всего на два пальца. Зато во дворе стоял водопроводный "гусак" без счетчика. Водой из него Иван Васильевич поливал весь свой обширный огород. А водой "через счетчик" пользовался исключительно дома. Вот и свежая оплаченная квитанция имеется, два куба за прошлый месяц израсходовано.
Коммунальщики, поворчав, уходили, а Иван Васильевич продолжал поливать участок из потайного гусака, устроенного в углу двора и накрытого старым тряпьем. Его нельзя было увидеть с улицы.
Из этого гусака, врезанного в систему до счетчика, и поливал свой двор пенсионер. За воду он платил около шестидесяти рублей в месяц, так еще половину из этой суммы ему как ветерану труда возмещали в соцзащите. Иван Васильевич, всю жизнь занимавший руководящие посты, был уверен, что живет по совести, потому что это заработал. А вот эти молодые нахалки совсем не имеют уважения к пожилому человеку.
А женщины, особенно молодые мамочки, продолжали докучать своим "неправильным" поведением.
— Вот полюбуйтесь, — как-то обратилась к Ивану Васильевичу в супермаркете одна молодая мамочка. — Купила воду, чтобы детишкам кашку сварить. А если бы вы хоть на полдня свои поливалки выключили, может и не пришлось бы деньги тратить?! Думаете, мы так много зарабатываем, чтоб воду без конца покупать?
— Какое мне дело до ваших заработков и вообще, у меня колодец, — твердил зазубренную фразу старик и уходил подальше от этой взбалмошной "мадамы". Никакой совести у этой молодежи, прямо достали уже .
Вечером под забором у Ивана Васильевича собрался стихийный сход граждан. В закрытую калитку пенсионера начали стучать разгневанные женщины. Казалось, ситуация начала выходить из под контроля.
Пес Джульбарс, неожиданно обретший свободу от цепи, начал курсировать вдоль забора и, рыча, отпугивать назойливых женщин.
А Иван Васильевич, видя, что толпа сразу же схлынула в сторону от калитки, хитро прищурился и пошел собирать малину. Самое время — поспела.
Пес был неплохо воспитан и не заходил в грядки. Ему достаточно было и ровных, разбитых по всему участку дорожек.
Вечером пенсионер привязал собаку и ночью решил как следует полить малину, чтобы можно было вскорости собрать еще один урожай. Ягодки можно будет в варенье пустить или на компот.
К утру у забора пенсионера вновь зашумели женщины. Ночью жители верхних этажей не смогли набрать воды. И вновь стихийный митинг набирал обороты. Вызвали главу местной администрации. Женщина попыталась урезонить жителей, обещала, что через год-два после вступления в программу "Чистая вода" проблему решат раз и навсегда. А пока нужно набраться терпения. К незаконным же врезчикам будут применять меры.
Слово "меры" Ивана Васильевича не испугало. Какие интересно, ведь у него же колодец, не подкопаешься, а во двор контролеров можно вообще и не впускать, или вон, Джульбарса вновь отвязать, пусть заходят...
"Ответка" прилетела неожиданно
Послеобеденный сон пенсионера прервал гул трактора. За забором что-то происходило.
Иван Васильевич подошел к калитке и заглянул сквозь щель. Возле его двора трактор раскапывал землю. Это было подозрительно, нужно было что-то делать.
— Вы что творите, кто разрешил? —завопил пенсионер, пытаясь перекричать рокочущий двигатель дизеля.
Механизатор высунулся из кабины и прокричал, что здесь прорыв, и его приказали срочно устранить.
— Нет никакого прорыва, я только что пол..., то есть включал воду в доме, все есть, — шумел пенсионер.
— А у нас нет, значит прорыв, — подошли сзади и вновь зашумели женщины из соседних многоэтажек.
Тракторист вернулся в кабину и продолжил работу. К вечеру Ивана Васильевича отрезали от водопровода.
— Что вы себе позволяете, это ваша инициатива? — стучал по столу градоначальницы пенсионер. — Вы ответите, как вы посмели оставить меня без воды?
— Почему без воды, у вас же колодец, вы же из него поливаете? — улыбнулась женщина. — Мы будем менять на улице трубу на больший диаметр. У людей второй день вообще нет воды. Вы же понимаете, что так нельзя. Вы живете один, а в многоквартирных домах около двухсот человек. О ком я должна позаботиться в первую очередь? Да, раз у вас колодец, разрешите людям им воспользоваться, покуда идет ремонт?
Иван Васильевич пулей вылетел из кабинета не сказав ни слова. Когда он вернулся домой, то обомлел от наглости соседей. Контролер МУПа и несколько соседок что-то бурно обсуждали, стоя у рассекреченного гусака. Джульбарс же предательски грыз кем-то принесенную кость.
— Из колодца значит поливаете? — строго спросила контролер.
Ивану Васильевичу нечего было ответить. На следующий день ему принесли из коммунальной организации письмо. В нем говорилось, что в абоненту в ближайшее время необходимо установить на гусак во дворе счетчик. В противном случае он будет отрезан от водопроводной сети.
Через неделю пенсионер установил счетчик и прекратил заливать огород водой. Кстати, на качестве урожая это особым образом и не сказалось. Зато жители многоквартирных домов после установки трубы большего диаметра и рассекречивания нарушителя начали, наконец, худо-бедно стирать и готовить водой из водопровода.
Через два года в микрорайоне по госпрограмме пробурили две новых скважины и полностью заменили полусгнивший водопровод. Проблема с водоснабжением была решена. А Ивана Васильевича забрали в город дети. По старости он больше не мог ухаживать за столь обширным участком. Да и за воду пенсионеру платить было жаль, проще было купить фруктов в магазине. А яблони, авось, и так вырастут.
Кстати, любопытную статью о проблемах с водоснабжением частного подворья прочел на канале 28 соток для Жизни Весна пришла и меня затопило, какие ошибки я допустил при обустройстве приямка для насосного оборудования
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ.