Те, кто «родом из СССР» определенно помнят пассажирские автобусы ЛАЗ, которые десятилетиями колесили и по городским улицам от остановки к остановке, и на межгородских маршрутах. У многих в салоне ЛАЗа были свои любимые места. Я любил плюхаться на задний диван обязательно у окна. Высоко, хороший обзор. А если зима, то еще и тепло от движка. Расплавишь детским кулачком изморозь на окне и в эту дырку наблюдаешь улицу.
Маршруты детства
…Житель Иркутска Андрей Буранов еще ребенком любил колесить с отцом по междугородним маршрутам. Василий Александрович в 1990-е работал на таком вот ЛАЗе. Немало километров они накатали вместе – папа за рулем, а сын – рядом, в служебном кресле. Такие кресла «для экскурсоводов» в эти автобусы устанавливали самостоятельно. В нем было невероятно уютно и интересно.
Ездили отец с сыном вместе по сибирским дорогам в бессчетное количество рейсов, которые в основном проходили на междугородном коротком плече. Но Андрея больше всего захватывали заказные рейсы, с нестандартными маршрутами. Особенно запомнилась дальняя перевозка детей в лагерь отдыха на остров Ольхон. С переправой на пароме через живописный пролив Байкала. В составе колонны когда шли три ЛАЗа, груженый продуктами ЗИЛ, а впереди сопровождала машина гаишников с включенными маячками. Что могло быть более впечатляющим для мальчишки?! Так и формировалась его любовь к технике, к автобусам.
Прошли годы, многое в нашей жизни изменилось. Автоколонны, как тогда именовались транспортные предприятия, поразваливались. Василий Александрович в силу обстоятельств пересел на «Газельку»-маршрутку, что для автобусника с большим стажем по-своему было унижением. И даже когда отец вышел на пенсию, они с выросшим сыном часто вспоминали, как ездили вместе, какие были дороги, какие люди, водители. На вопросы Андрея - хотел бы проехаться на таком ЛАЗе? - отец ностальгически, но без надежды отвечал - да, конечно, если бы можно было.
Решение пришло
И вот, как сказал нам Андрей, как-то само собой пришло решение - найти подходящий автобус, восстановить и подарить отцу на день рождения. Но так, чтобы это было сюрпризом.
Искал долго и безуспешно – многие автобусы из еще сохранившихся были в совсем унылом состоянии. Но повезло: нашелся экземпляр 2001 года на ходу и в более-менее пригодном состоянии. Теперь предстояло его самостоятельно перегнать за полторы тысячи километров, а на дворе апрель - со снегом и минусовыми температурами. Но ничего добрались за трое суток, с ночевками в салоне, с включенным двигателем, в комфорте. Автобус скрипел, трещал, но ехал. Если не считать слетавшего ремня привода насоса гидроусилителя и помпы, то дорога легла благополучно.
Сделать похожим на отцовский
А затем началось восстановление, растянувшееся на долгие два года. Задача была – сделать автобус максимально похожим на отцовский. Причем не только по памяти, но и непосредственно по фото, которые сохранились с той поры.
Как обычно в таких случаях, истинное состояние автобуса открывалось постепенно. Ремонт усугублялся тем, что многие детали нельзя было просто пойти и купить в магазине или на рынке. Приходилось искать и повсюду: как на близлежащих «свалках» с распиленными ЛАЗами от бывших автотранспортных предприятий (где за деньги, где за коньяк), так и в дальних пределах страны - находил, оплачивал, ждал.
Технических нюансов хватало. Что-то Андрей делал сам или у знакомых механиков. Сложные операции, конечно, проводились в профильных сервисах. Серьезно подшаманили мотор, коробку. Тормоза тоже требовали основательной переборки. Много времени и средств ушло на сам кузов: были очаги коррозии, даже дыры, пришлось все устранять, варить и потом полностью перекрашивать.
С отцом нередко заводил разговор издалека, тайно выпытывал у него, как раньше шофера делали ремонт той или другой детали. Тот с удовольствием вспоминал: «Ну, там втулили, это токарям отдавали», сам того не ведая, что подсказывает дальнейший ход восстановления машины.
Наступил тот день
И вот по улицам ехал бело-синий автобус ЛАЗ, весь с иголочки, будто бы только с конвейера. Запарковался он на автостанции, откуда часто выезжали в рейс в те самые 1990-е. Пока стоял, некоторые люди приняли его за восстановленный маршрут, подходили, спрашивали, когда посадка.
Вскоре подъехал отец. Андрей подвел его к открытой двери в салон: «Папа, это тебе на день рождения…». Василий Александрович, сначала ничего не понял, но потом, если сказать очень коротко и сухо, - схватился за голову от изумления... Поднялся в салон, обо всем расспрашивал, потом уже, успокоившись, сказал заправски: «Бери "квадрат", пойдем двигатель смотреть». Ну а «квадрат» - это бортовой ключ в автобусе, квадратного сечения, который открывает все бардачки, капот.
Завели двигатель, погазовали, заглушили, снова завели. Потом отец сел и поехал привычно, со второй передачи, как на ЛАЗах трогаются, без лишних движений, как всегда было, только глаза сияли сильнее обычного. Собственно, ради этого момента все и было задумано и сделано…
Ну а далее этот проект никакого практического продолжения не имел. Один раз на нем покатали свадьбу друзей. Конечно, много было эмоций со стороны автобусников-ветеранов. Питерские друзья Андрея предлагали перегнать ЛАЗ к ним, чтобы он стал главным в свадебных ретро-эскортах. Тут и заработок будет обеспечен. Но пока машина так и остается «музейным экспонатом», и не просто на ходу, а в отличном рабочем состоянии.
Подробнее эту историю вы прочтете у нас здесь
Спасибо за сюжет Васе Ларину и ребятам с «Дром.ру»
Друзья, если вам понравилась эта история, подписывайтесь и ставьте лайки.
Мы же не остановимся :)