Музей Мирового океана был образован на бумаге 12 апреля 1990 года, однако первых посетителей музей смог принять только пять лет спустя, когда на вставшем в 1994 году на вечную стоянку у музейного причала судне "Витязь" были оборудованы выставочные площади.
В 2000 году рядом с "Витязем" у музейного причала встала вышедшая в запас дизель-электрическая подводная лодка Б-413.
А год спустя к ним присоединилось судно "Космонавт Виктор Пацаев".
И пошло-поехало.
В настоящее время музей продолжает активно строиться.
В дополнение к уже существующему зданию будет возведён корпус "Планета Океан" (он на фото выше), в котором разместятся аквариумы, а также выставочные и лекционные залы.
Вдоль набережной реки Преголи расположились на вечную стоянку довольно интересные суда. Кстати, осмотреть снаружи их можно абсолютно бесплатно.
Показываю.
Плавучий маяк "Ирбенский":
Последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире.
В Калининград маяк "Ирбенский" пришёл в ночь на 30 июня 2017 года и ошвартовался у причала Музея Мирового океана. Десять лет до этого момента он не выходил в открытое море, и были опасения, что уникальное судно пойдёт на металлолом. Как видите, всё обошлось.
Рыболовецкое судно-музей "СРТ-129":
Оно является типичным рыболовецким судном, использовавшимся для ловли рыбы в море калининградскими рыбаками. А еще это единственное музейное рыболовное судно в России!
Еще один интересный факт - именно Калининград является портом постоянной приписки знаменитого корабля, названного в честь адмирала Крузенштерна.
И периодически барк Крузенштерн посещает родной порт!
Предугадать это невозможно и нам не повезло его увидеть.
Раз уж зашла речь о судах, филиал музея - ледокол "Красин" - находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге.
На фото ниже тот самый "Витязь" - легендарное исследовательское судно, которое совершило 65 научных рейсов, и продолжает работать на благо науки.
Это одновинтовой двухпалубный теплоход, который отличает прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерская корма (я надеюсь вы поняли все эти профессиональные выражения).
На перилах расположился малыш Витя - мальчик в бумажном кораблике:
Он - хомлин. Это не ругательство). Сейчас поясню.
Хомлины - мифологические существа, наподобие домовых, которые, по легенде, живут рядом с людьми, а по ночам мастерят изделия из янтаря.
По поверью, хомлин приносит счастье и добро.
Калининградские скульптурки хомлинов представляют членов одной большой семьи - от старшего поколения (бабушки и дедушки) до самых маленьких.
Они установлены в знаковых местах города, мы попробуем найти их всех!
Начало положено. Но, чуть позже, сначала - музей.
В главном корпусе музея размещается экспозиция "Мир океана. Прикосновение..", в которую входят морские аквариумы, коллекции раковин морских моллюсков и кораллов, геологических и палеонтологических образцов, а также крупнейший в России скелет кашалота.
Давайте сначала пойдем к рыбкам).
Говорят, фотографировать аквариумы нельзя. Кто и кому говорит - непонятно. Фоткали все кому не лень.
Здесь имеются различные тропические рыбы, скаты-хвостоколы, крылатки, пираньи Южной Америки, а также акулы Атлантики:
Жаль, видов не так много, как я рассчитывал по картинкам в интернете.
В коллекции раковин морских моллюсков "Жемчужины моря" насчитывается более шести тысяч раковин моллюсков, в экспозиции представлено около 900 экземпляров. Коллекция "Коралловые сады" представляет более трёхсот образцов кораллов для обозрения.
В здании фондохранилища располагается коллекция, которая рассказывает о жизни на дне океана и глубоководных исследованиях.
В экспозиции - крупнейший в стране скелет кашалота, тушка настоящего гигантского кальмара, пойманного на глубине, а также макет сердца кита в натуральную величину.
Что понравилось - музей очень светлый. И главное - интересный!
Здесь собраны экспонаты из самых разных областей - биологии морей, истории и этнографии, множество морской и космической (временно недоступной) техники.
В зале также разместили глубоководное оборудование - барометры, эхографы, батискафы, в том числе аппараты, на которых обследовали затонувший "Титаник" и даже опускались на дно Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса.
Можно почувствовать себя настоящим боцманом и отправить корабль в порт:
Тысяча чертей! Где этот порт? Мать твоя каракатица!
Кажется, я принял слишком много рома на борт!
Кошку в пятки!
В музее очень много всего.
Водолазные костюмы:
Нашлось место и для макетов кораблей:
Подводная буксируемая наблюдательная камера БПА БК-72-01 проекта "Тетис":
Буксируемые ПА "Тетис" были применены на Северном, Западном и Южном бассейнах для контрольных осмотров тралов промысловых судов с целью устранения дефектов настройки, снижающих уловистость. В результате у судов Северного бассейна, прошедших осмотр, вылов на сутки лова повысился в среднем на 34%, а на час траления - на 40%.
Вот такая полезная штуковина.
А вот и он, тот самый, из "Титаника".
Глубоководный аппарат "Мир-1".
К слову, режиссер знаменитого фильма Джеймс Камерон ежегодно участвует в научных экспедициях и снимает документальные фильмы о жизни Мирового океана.
Еще 2 фотографии:
С помощью этого аппарата установили флаг России на арктическом дне, в точке географического Северного полюса!
Между прочим, глубоководный обитаемый аппарат "Мир-1" находится в рабочем состоянии и при необходимости может быть погружен на борт своего родного научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" (корабль тоже засветился в фильме).
В числе последних экспедиций с его участием - 60 погружений в различных точках озера Байкал и исследования дна Женевского озера.
Просто представьте, он может опускаться на глубину в 6 километров!
Благодаря ему открыты десятки новых видов морских существ, исследованы уникальные природные гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.
Что еще интересного есть в павильоне?
Ну, например, химический уголок:
Анализ воды, поиск нефти, всё понятно.
Ладно, вернемся на набережную!
Да-да, мы еще не всё там осмотрели).
Здесь же, на территории старого порта, находится деревянная скамья (фото, извините, нет) - исследователи предполагают, что на ней отдыхал философ Иммануил Кант, когда гулял по окрестностям города.
А еще территорию музея пересекает первый железнодорожный мост через всё ту же реку Преголя, который в 1865-1929 годах соединял районы Форштадт и Лаак и служил для сообщения между вокзалами Остбанхоф и Литценбанхоф.
Для того чтобы не мешать движению судов по реке, мост был спроектирован подъёмным с использованием механизма коленчатого рычага вместо ранее использовавшегося подъёмного механизма балок.
По состоянию на 2010 год, мост хорошо сохранился и является самым старым из сохранившихся металлических разводных мостов Калининграда через реку Преголя.
А это старые корпуса порта, музей отреставрировал их и открыл выставки "Морской Кёнигсберг-Калининград" и "Пакгауз".
Здесь находится найденный на Янтарном комбинате старинный корабль XIX века. К нашему сожалению эта часть музея сегодня закрыта.
Для любителей головоломок на фасаде одного из зданий нарисована знаменитая загадка "Семь мостов Эйлера":
Суть в том, что нужно пройти по каждому из семи мостов, не заходя дважды ни на один из них. А у вас получится?
(отгадка будет чуть позже, читайте внимательнее).
Продолжаем осмотр кораблей.
Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" - единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию:
Он входил в состав отряда кораблей морского космического флота, принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивавших испытания и полеты космических аппаратов.
Как видите, корабль носит имя космонавта Виктора Ивановича Пацаева, калининградца, героя Советского Союза, первого в мире астронома, который работал за пределами земной атмосферы.
До 1994 года судно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой.
До 2017 года корабль выполнял свои задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией.
Проход к каютам временно закрыт, так что у нас появился повод вернуться в Калининград).
Подводная лодка Б-413 - уникальное музейное судно:
Она - единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность подлодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде.
Подводная лодка имеет семь отсеков: носовой торпедный, носовой аккумуляторный и жилой, центральный пост, кормовой аккумуляторный и жилой, дизельный, электромоторный, кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка. В четвертом отсеке - каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз. В седьмом отсеке - койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.
На подводной лодке открыта выставка "Из истории российского подводного флота". Моим спутникам это не особо интересно, а одному не хотелось идти, так что спуск в подлодку - повод №2 вернуться в Калининград.
На набережной установлена ещё одна субмарина - сверхмалая подводная лодка "Тритон-1 М":
Кабина экипажа проницаема для забортной воды - водолазы действуют в индивидуальных дыхательных аппаратах. Аппарат предназначен для доставки боевых пловцов и оружия в район проведения различных операций ВМФ.
Помимо плавающих гигантов, есть у музея экспонаты и помельче – вдоль дорожек аккуратно разложено всякое океанографическое оборудование и прочие морские штуковины типа мин и торпед:
Морские буи, предназначены для обозначения границ судоходных фарватеров:
Да, на территории музея расположено много интересных экспонатов, которые не оставят равнодушными мальчишек всех возрастов. Это я сейчас про себя тоже).
Вот вам еще несколько фотографий в доказательство:
Для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения подводных лодок предназначен гидросамолет "Бе-12":
Сухие факты:
Это последний самолёт 49-й отдельной противолодочной эскадрильи Балтийского флота. Прослужил 33 года и 8 месяцев.
Конструкция самолета цельнометаллическая, основной материал - дюраль.
В длину самолёт достигает 30 метров, в высоту - 5 метров.
Размах крыльев - 30 метров, вес без топлива и оборудования - 24 тонны.
За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда.
За ним виднеется второй железнодорожный мост. Он - действующий.
Крупным планом:
Погода не благоприятствует хорошим фотографиям, извините..
Вообще, изначально, в кассе мы взяли билеты не только в крытый павильон, но и на "Витязь" - имхо это главный экспонат музея.
Пришло время подняться на его борт!
Историческая справка:
Под флагом Академии Наук СССР судно плавало 30 лет, с 1949 по 1979 год, совершило в общей сложности 65 научных рейсов, прошло около 800 тысяч миль, выполнило 7942 научные станции.
С его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных - погонофоры.
Гостями "Витязя" были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, а также знаменитые учёные, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. Легендарный корабль.
На улице ветрище, фотик начал замерзать, я несколько минут отогревал его аккумулятор в руке. Как же чувствовали себя полярники на этом корабле?
В общем, фоток мало, какие-то обрывки бессвязные.
Машинное отделение:
Страны, в которых успел побывать "Витязь" за свою долгую жизнь:
Расскажу прикол.
На этом штурвале висела табличка "Пожалуйста не трогайте - экспонат на ремонте!", так вот, она мне мешала, я попросил смотрительницу убрать ее на секунду чтобы сделать хороший кадр.
Она сильно удивилась тому, что до меня никто об этом не догадался).
Так что ловите "чистую" фотографию этого руля:
Жилище полярника:
Каюта любознательного натуралиста давних веков:
В одном из отсеков рассказывается о различных путешественниках всех времен, представлено очень много моделей кораблей:
Вершина корабля - рубка:
Мы подумали, что на этом осмотр окончен и побрели к трапу.
Однако я совершенно наобум спросил у смотрителя в морском кителе можно ли пройти к носу корабля и оказалось да, без проблем).
Проходы очень узкие:
Мы на верхней палубе.
Вид отсюда классный!
Слева от маяка на "Ирбенском" виднеется купол Кафедрального собора, либо сегодня, либо завтра мы к нему сходим обязательно.
Что в итоге:
Мы потратили больше 3-х часов при том, что значительную часть экспозиции вынуждены были пропустить - попали в какой-то нерабочий пересменок с реставрациями.
Моё личное резюме - это лучший музей Калининграда, да что там Калининграда, всей области! Очень интересно для детей и взрослых!
Мы сюда обязательно вернемся.
Я хотел сделать еще один, общий, последний кадр с кораблями, но тут у меня окончательно "сел" фотоаппарат!
Поэтому то скамейку Канта я не могу показать, не успел запечатлеть.