Найти тему
Попутного Ветра!

Музей Мирового Океана в Калининграде - здесь выставлен тот самый глубоководный аппарат из "Титаника" Джеймса Кэмерона

Оглавление

Музей Мирового океана был образован на бумаге 12 апреля 1990 года, однако первых посетителей музей смог принять только пять лет спустя, когда на вставшем в 1994 году на вечную стоянку у музейного причала судне "Витязь" были оборудованы выставочные площади.

В 2000 году рядом с "Витязем" у музейного причала встала вышедшая в запас дизель-электрическая подводная лодка Б-413.

А год спустя к ним присоединилось судно "Космонавт Виктор Пацаев".

И пошло-поехало.

В настоящее время музей продолжает активно строиться.

В дополнение к уже существующему зданию будет возведён корпус "Планета Океан" (он на фото выше), в котором разместятся аквариумы, а также выставочные и лекционные залы.

Вдоль набережной реки Преголи расположились на вечную стоянку довольно интересные суда. Кстати, осмотреть снаружи их можно абсолютно бесплатно.

Показываю.

Плавучий маяк "Ирбенский":

-2

Последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире.

В Калининград маяк "Ирбенский" пришёл в ночь на 30 июня 2017 года и ошвартовался у причала Музея Мирового океана. Десять лет до этого момента он не выходил в открытое море, и были опасения, что уникальное судно пойдёт на металлолом. Как видите, всё обошлось.

Рыболовецкое судно-музей "СРТ-129":

-3
-4

Оно является типичным рыболовецким судном, использовавшимся для ловли рыбы в море калининградскими рыбаками. А еще это единственное музейное рыболовное судно в России!

-5

Еще один интересный факт - именно Калининград является портом постоянной приписки знаменитого корабля, названного в честь адмирала Крузенштерна.

И периодически барк Крузенштерн посещает родной порт!

Предугадать это невозможно и нам не повезло его увидеть.

-6

Раз уж зашла речь о судах, филиал музея - ледокол "Красин" - находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге.

На фото ниже тот самый "Витязь" - легендарное исследовательское судно, которое совершило 65 научных рейсов, и продолжает работать на благо науки.

-7

Это одновинтовой двухпалубный теплоход, который отличает прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерская корма (я надеюсь вы поняли все эти профессиональные выражения).

На перилах расположился малыш Витя - мальчик в бумажном кораблике:

-8

Он - хомлин. Это не ругательство). Сейчас поясню.

Хомлины - мифологические существа, наподобие домовых, которые, по легенде, живут рядом с людьми, а по ночам мастерят изделия из янтаря.

По поверью, хомлин приносит счастье и добро.

Калининградские скульптурки хомлинов представляют членов одной большой семьи - от старшего поколения (бабушки и дедушки) до самых маленьких.

Они установлены в знаковых местах города, мы попробуем найти их всех!

Начало положено. Но, чуть позже, сначала - музей.

-9

В главном корпусе музея размещается экспозиция "Мир океана. Прикосновение..", в которую входят морские аквариумы, коллекции раковин морских моллюсков и кораллов, геологических и палеонтологических образцов, а также крупнейший в России скелет кашалота.

Давайте сначала пойдем к рыбкам).

Говорят, фотографировать аквариумы нельзя. Кто и кому говорит - непонятно. Фоткали все кому не лень.

-10

Здесь имеются различные тропические рыбы, скаты-хвостоколы, крылатки, пираньи Южной Америки, а также акулы Атлантики:

Жаль, видов не так много, как я рассчитывал по картинкам в интернете.

В коллекции раковин морских моллюсков "Жемчужины моря" насчитывается более шести тысяч раковин моллюсков, в экспозиции представлено около 900 экземпляров. Коллекция "Коралловые сады" представляет более трёхсот образцов кораллов для обозрения.

-11

В здании фондохранилища располагается коллекция, которая рассказывает о жизни на дне океана и глубоководных исследованиях.

-12

В экспозиции - крупнейший в стране скелет кашалота, тушка настоящего гигантского кальмара, пойманного на глубине, а также макет сердца кита в натуральную величину.

-13

Что понравилось - музей очень светлый. И главное - интересный!

-14

Здесь собраны экспонаты из самых разных областей - биологии морей, истории и этнографии, множество морской и космической (временно недоступной) техники.

В зале также разместили глубоководное оборудование - барометры, эхографы, батискафы, в том числе аппараты, на которых обследовали затонувший "Титаник" и даже опускались на дно Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса.

-15
-16
-17
-18

Можно почувствовать себя настоящим боцманом и отправить корабль в порт:

-19

Тысяча чертей! Где этот порт? Мать твоя каракатица!

Кажется, я принял слишком много рома на борт!

Кошку в пятки!

В музее очень много всего.

Водолазные костюмы:

-20

Нашлось место и для макетов кораблей:

-21

Подводная буксируемая наблюдательная камера БПА БК-72-01 проекта "Тетис":

-22

Буксируемые ПА "Тетис" были применены на Северном, Западном и Южном бассейнах для контрольных осмотров тралов промысловых судов с целью устранения дефектов настройки, снижающих уловистость. В результате у судов Северного бассейна, прошедших осмотр, вылов на сутки лова повысился в среднем на 34%, а на час траления - на 40%.

Вот такая полезная штуковина.

-23

А вот и он, тот самый, из "Титаника".

Глубоководный аппарат "Мир-1".

К слову, режиссер знаменитого фильма Джеймс Камерон ежегодно участвует в научных экспедициях и снимает документальные фильмы о жизни Мирового океана.

-24

Еще 2 фотографии:

-25

С помощью этого аппарата установили флаг России на арктическом дне, в точке географического Северного полюса!

-26

Между прочим, глубоководный обитаемый аппарат "Мир-1" находится в рабочем состоянии и при необходимости может быть погружен на борт своего родного научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" (корабль тоже засветился в фильме).

-27

В числе последних экспедиций с его участием - 60 погружений в различных точках озера Байкал и исследования дна Женевского озера.

Просто представьте, он может опускаться на глубину в 6 километров!

Благодаря ему открыты десятки новых видов морских существ, исследованы уникальные природные гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

Что еще интересного есть в павильоне?

Ну, например, химический уголок:

-28

Анализ воды, поиск нефти, всё понятно.

Ладно, вернемся на набережную!

Да-да, мы еще не всё там осмотрели).

Здесь же, на территории старого порта, находится деревянная скамья (фото, извините, нет) - исследователи предполагают, что на ней отдыхал философ Иммануил Кант, когда гулял по окрестностям города.

-29

А еще территорию музея пересекает первый железнодорожный мост через всё ту же реку Преголя, который в 1865-1929 годах соединял районы Форштадт и Лаак и служил для сообщения между вокзалами Остбанхоф и Литценбанхоф.

Для того чтобы не мешать движению судов по реке, мост был спроектирован подъёмным с использованием механизма коленчатого рычага вместо ранее использовавшегося подъёмного механизма балок.

-30

По состоянию на 2010 год, мост хорошо сохранился и является самым старым из сохранившихся металлических разводных мостов Калининграда через реку Преголя.

А это старые корпуса порта, музей отреставрировал их и открыл выставки "Морской Кёнигсберг-Калининград" и "Пакгауз".

Здесь находится найденный на Янтарном комбинате старинный корабль XIX века. К нашему сожалению эта часть музея сегодня закрыта.

-31
-32

Для любителей головоломок на фасаде одного из зданий нарисована знаменитая загадка "Семь мостов Эйлера":

-33

Суть в том, что нужно пройти по каждому из семи мостов, не заходя дважды ни на один из них. А у вас получится?

(отгадка будет чуть позже, читайте внимательнее).

Продолжаем осмотр кораблей.

Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" - единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию:

-34

Он входил в состав отряда кораблей морского космического флота, принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивавших испытания и полеты космических аппаратов.

-35

Как видите, корабль носит имя космонавта Виктора Ивановича Пацаева, калининградца, героя Советского Союза, первого в мире астронома, который работал за пределами земной атмосферы.

-36

До 1994 года судно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой.

До 2017 года корабль выполнял свои задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией.

-37

Проход к каютам временно закрыт, так что у нас появился повод вернуться в Калининград).

Подводная лодка Б-413 - уникальное музейное судно:

-38

Она - единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность подлодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде.

-39

Подводная лодка имеет семь отсеков: носовой торпедный, носовой аккумуляторный и жилой, центральный пост, кормовой аккумуляторный и жилой, дизельный, электромоторный, кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка. В четвертом отсеке - каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз. В седьмом отсеке - койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.

-40

На подводной лодке открыта выставка "Из истории российского подводного флота". Моим спутникам это не особо интересно, а одному не хотелось идти, так что спуск в подлодку - повод №2 вернуться в Калининград.

На набережной установлена ещё одна субмарина - сверхмалая подводная лодка "Тритон-1 М":

-41

Кабина экипажа проницаема для забортной воды - водолазы действуют в индивидуальных дыхательных аппаратах. Аппарат предназначен для доставки боевых пловцов и оружия в район проведения различных операций ВМФ.

Помимо плавающих гигантов, есть у музея экспонаты и помельче – вдоль дорожек аккуратно разложено всякое океанографическое оборудование и прочие морские штуковины типа мин и торпед:

-42
-43

Морские буи, предназначены для обозначения границ судоходных фарватеров:

-44

Да, на территории музея расположено много интересных экспонатов, которые не оставят равнодушными мальчишек всех возрастов. Это я сейчас про себя тоже).

Вот вам еще несколько фотографий в доказательство:

-45

Для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения подводных лодок предназначен гидросамолет "Бе-12":

-46

Сухие факты:

Это последний самолёт 49-й отдельной противолодочной эскадрильи Балтийского флота. Прослужил 33 года и 8 месяцев.

Конструкция самолета цельнометаллическая, основной материал - дюраль.

В длину самолёт достигает 30 метров, в высоту - 5 метров.

Размах крыльев - 30 метров, вес без топлива и оборудования - 24 тонны.

За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда.

-47

За ним виднеется второй железнодорожный мост. Он - действующий.

-48

Крупным планом:

-49

Погода не благоприятствует хорошим фотографиям, извините..

Вообще, изначально, в кассе мы взяли билеты не только в крытый павильон, но и на "Витязь" - имхо это главный экспонат музея.

Пришло время подняться на его борт!

-50

Историческая справка:

Под флагом Академии Наук СССР судно плавало 30 лет, с 1949 по 1979 год, совершило в общей сложности 65 научных рейсов, прошло около 800 тысяч миль, выполнило 7942 научные станции.

С его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных - погонофоры.

Гостями "Витязя" были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, а также знаменитые учёные, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. Легендарный корабль.

На улице ветрище, фотик начал замерзать, я несколько минут отогревал его аккумулятор в руке. Как же чувствовали себя полярники на этом корабле?

В общем, фоток мало, какие-то обрывки бессвязные.

Машинное отделение:

-51

Страны, в которых успел побывать "Витязь" за свою долгую жизнь:

-52

Расскажу прикол.

На этом штурвале висела табличка "Пожалуйста не трогайте - экспонат на ремонте!", так вот, она мне мешала, я попросил смотрительницу убрать ее на секунду чтобы сделать хороший кадр.

Она сильно удивилась тому, что до меня никто об этом не догадался).

Так что ловите "чистую" фотографию этого руля:

-53

Жилище полярника:

-54

Каюта любознательного натуралиста давних веков:

-55

В одном из отсеков рассказывается о различных путешественниках всех времен, представлено очень много моделей кораблей:

-56
-57
-58

Вершина корабля - рубка:

-59

Мы подумали, что на этом осмотр окончен и побрели к трапу.

Однако я совершенно наобум спросил у смотрителя в морском кителе можно ли пройти к носу корабля и оказалось да, без проблем).

Проходы очень узкие:

-60
-61

Мы на верхней палубе.

Вид отсюда классный!

-62
-63
-64
-65
-66

Слева от маяка на "Ирбенском" виднеется купол Кафедрального собора, либо сегодня, либо завтра мы к нему сходим обязательно.

-67

Что в итоге:

Мы потратили больше 3-х часов при том, что значительную часть экспозиции вынуждены были пропустить - попали в какой-то нерабочий пересменок с реставрациями.

Моё личное резюме - это лучший музей Калининграда, да что там Калининграда, всей области! Очень интересно для детей и взрослых!

Мы сюда обязательно вернемся.

Я хотел сделать еще один, общий, последний кадр с кораблями, но тут у меня окончательно "сел" фотоаппарат!

Поэтому то скамейку Канта я не могу показать, не успел запечатлеть.

Всем Попутного Ветра!

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал о путешествиях!

Впереди вас ждет много чего увлекательного!