Найти тему
Primavera

Пасхальные яйца из папье-маше

Пасхальные яйца из этой подборки изготовлены из папье-маше, имеют почтенный возраст — примерно 100-150 лет, и связаны с историей возникновения русской лаковой миниатюры. Мануфактура, занимавшаяся выпуском изделий из папье-маше, была основана купцом Коробовым в 1895 году, а затем перешла в собственность московским купцам Лукутиным, которым и принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Продукция фабрики — табакерки, бисерницы, шкатулки стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Так начиналась история знаменитой федоскинской лаковой миниатюры.

Шесть яиц из папье-маше, украшенных лаковой росписью, вторая половина XIX века. Размер большого яйца 16,2 см.
Шесть яиц из папье-маше, украшенных лаковой росписью, вторая половина XIX века. Размер большого яйца 16,2 см.

В этой коллекции собраны типичные сюжеты лаковой росписи пасхальных яиц: Воскресение Христово, изображение Святого Николая, Святого Павла и других святых. На реверсах обычным сюжетом было изображение храма Христа Спасителя, колокольни Ивана Великого или  надпись «Х.В.» на красном или позолоченном фоне. Яйца выполнены по принципу шкатулки и состоят, как правило, из двух разъемных половинок.

Пасхальные яйца из папье-маше второй половины XIX века фабрики Лукутина.
Пасхальные яйца из папье-маше второй половины XIX века фабрики Лукутина.

фабрике трудились 40 вольнонаёмных рабочих — мужчин, женщин и учеников; многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них: С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Расписное пасхальное яйцо из папье-маше с изображением Воскресения Христова и святого Императора Константина (16 см), мануфактура Лукутина, конец XIX века.
Расписное пасхальное яйцо из папье-маше с изображением Воскресения Христова и святого Императора Константина (16 см), мануфактура Лукутина, конец XIX века.
Пасхальное яйцо из папье-маше с изображением Воскресения Христова: Христос в лучезарной золотой мандорле, топчущий врата ада, держащий патриарший крест и подающий руку Адаму. Напротив изображена Ева, стоящая на коленях, за ними — праведники Ветхого Завета, среди которых царь Соломон, царь Давид и святой Иоанн Предтеча. На реверсе вы изображены церкви Московского Кремля.
Пасхальное яйцо из папье-маше с изображением Воскресения Христова: Христос в лучезарной золотой мандорле, топчущий врата ада, держащий патриарший крест и подающий руку Адаму. Напротив изображена Ева, стоящая на коленях, за ними — праведники Ветхого Завета, среди которых царь Соломон, царь Давид и святой Иоанн Предтеча. На реверсе вы изображены церкви Московского Кремля.
Расписное пасхальное яйцо из папье-маше с изображением Воскресения Христова и святой Марии Магдалины (16 см), мануфактура Лукутина, 1888-1902 гг.
Расписное пасхальное яйцо из папье-маше с изображением Воскресения Христова и святой Марии Магдалины (16 см), мануфактура Лукутина, 1888-1902 гг.
Расписное пасхальное яйцо из папье-маше с лаковой миниатюрой, изображающей Воскресение Христово и святую Елизавету (18,5 см), мануфактура Лукутина, конец XIX века. Картина, скорее всего, написана мастером из Палеха, жившим в Москве в конце XIX века.  Ирина Уханова из Эрмитажа подтверждает, что скорее всего роспись этого яйца принадлежит либо Семену Матвеевичу Матвееву, который работал на фабрике Лукутина, либо Осипу Семеновичу Цирикову, иконописцу из Мстеры.
Расписное пасхальное яйцо из папье-маше с лаковой миниатюрой, изображающей Воскресение Христово и святую Елизавету (18,5 см), мануфактура Лукутина, конец XIX века. Картина, скорее всего, написана мастером из Палеха, жившим в Москве в конце XIX века. Ирина Уханова из Эрмитажа подтверждает, что скорее всего роспись этого яйца принадлежит либо Семену Матвеевичу Матвееву, который работал на фабрике Лукутина, либо Осипу Семеновичу Цирикову, иконописцу из Мстеры.

Мануфактура Лукутина выпускала лакированные пасхальные яйца из папье-маше с 1860-х годов. Роспись на пасхальных яйцах содержала элементы иконописных канонов. Вероятно, для росписи яиц привлекались московские иконописцы, влияние которых заметно не только в стиле, но и в технологии росписи. Специалисты полагают, что некоторые из этих художников работали для Лукутина, учитывая включение стилистических деталей, используемых в Палехе, и использование яичной темперы вместо традиционной масляной техники, обычно применявшейся на фабрике.

Расписное пасхальное яйцо из папье-маше с изображением видения Святого Грааля Христу во время молитвы в Гефсиманском саду. С другой стороны — изображение церквей Московского Кремля, мануфактура Лукутина, XIX век.
Расписное пасхальное яйцо из папье-маше с изображением видения Святого Грааля Христу во время молитвы в Гефсиманском саду. С другой стороны — изображение церквей Московского Кремля, мануфактура Лукутина, XIX век.
Два пасхальных яйца из папье-маше фабрики Лукутина. Первое — с изображением сюжета Вознесения, второе — изображение Христа и Архангела Гавриила.
Два пасхальных яйца из папье-маше фабрики Лукутина. Первое — с изображением сюжета Вознесения, второе — изображение Христа и Архангела Гавриила.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением Воскресения Христова и Святой Татьяны (10,5 см), палехская роспись, конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением Воскресения Христова и Святой Татьяны (10,5 см), палехская роспись, конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением Воскресения Христова и Святого Владимира (15,8 см), палехская роспись, конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением Воскресения Христова и Святого Владимира (15,8 см), палехская роспись, конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением храма Христа Спасителя (16 см), конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением храма Христа Спасителя (16 см), конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением святого Александра Невского и ангела  (16,5 см), фабрика Лукутина, конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением святого Александра Невского и ангела (16,5 см), фабрика Лукутина, конец XIX века.
Два лаковых пасхальных яйца с изображением Богородицы и Иисуса Христа, мануфактура Лукутина, конец XIX века.
Два лаковых пасхальных яйца с изображением Богородицы и Иисуса Христа, мануфактура Лукутина, конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением Рождества Христова, конец XIX века.
Лаковое пасхальное яйцо с изображением Рождества Христова, конец XIX века.
Лаковые пасхальные яйца из папье-маше фабрики Лукутина с изображением Богородицы, святой Зинаиды, и Воскресения Христова, коне
Лаковые пасхальные яйца из папье-маше фабрики Лукутина с изображением Богородицы, святой Зинаиды, и Воскресения Христова, коне

Лукутинское производство просуществовало до 1904 г. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В.О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина. В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную Саввой Морозовым  денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».  Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации о ювелирах и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!