Найти тему
Петр Власов

«Самый страшный немецкий ас» советско-германского фронта - по мнению советских журналистов

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

RUDOLF MULLER

Рудольф Мюллер - один из многих немецких летчиков, воевавших на Восточном фронте. Да, он был асом, но асом по немецким меркам «средненьким»: в списке «экспертов» Люфтваффе Рудольф Мюллер проходит только под 104-м номером. И, тем не менее, этот немецкий летчик занимал особое место в советских описаниях Великой Отечественной войны. Дело в том, что Мюллер - практически единственный германский ас (кроме воевавшего на Западе Вернера Мёльдерса), имя которого упоминалось в советской литературе 40-80х годов. В те времена немцы представлялись советскими пропагандистами в основном скопищем трусливых садистов, способных побеждать только «массой», но никак не воинскими талантами. Поэтому в «эпоху развитого социализма» нам были известны лишь несколько имен нацистских вождей, да генерала Паулюса, битого советскими полководцами. А в истории воздушной войны в характеристике противника вообще зияла бы пустота, если бы в исторической литературе не муссировалось имя Рудольфа Мюллера. При этом он представлялся «особо выдающимся, свирепым фашистским ястребом», которого удалось-таки сбить нашим «сталинским соколам»! Благодаря советской пропаганде Мюллер стал известен отечественным любителям авиационной истории; но за неимением подробной и достоверной информации его роль в войне была значительно приукрашена. Она обросла фантастическими деталями, на самом деле не имевшими под собой почвы. Писали, что Мюллер воевал еще в Испании. Что до встречи с русскими он уже получил феноменальный боевой опыт, но все его победы одержаны исключительно на Западе. Некоторые книги утверждали, что Мюллер был любимцем самого Геринга, по приказу которого якобы «для Руди построили специальный самолет со сверхмощным мотором, улучшенной маневренностью и скороподъемностью»... Но наиболее популярной в отечественной литературе того времени была легенда о том, что именно Рудольф Мюллер «подло» (чуть ли не из-за угла) сбил одного из лучших советских асов начального периода войны Бориса Сафонова, а потом почти целый год боялся появиться в воздухе, чтобы не пасть жертвой рассвирепевших учеников Бориса Феоктистовича! Когда же он наконец-то отважился вновь отправиться в боевой вылет, то якобы был выслежен поклявшимся отомстить за Сафонова лейтенантом Бокий, который «опознал Мюллера по личной эмблеме – сове на борту», и после неравной дуэли «сбил убийцу любимого командира»! При этом все сочинители подобных легенд даже не пытались узнать подробности гибели Сафонова, который погиб далеко в море, куда могли долететь только «дальнобойные» самолеты, но уж никак не одномоторные Мессершмитты. И дрался Сафонов с атаковавшими советские корабли бомбардировщиками Ju.88, шедшими без истребительного прикрытия. Да и сказка о том, что в воюющей Германии кто-то мог позволить здоровому и невредимому летчику не участвовать в боях целый год только потому, что он боялся, очевидна своей нелепостью... В действительности же мы имеем дело с лучшим примером того, как умолчание о способностях бойцов противника и нежелание знать о реальных успехах врагов только вредит правде о войне и порождает нелепые «легенды». А это, в конечном итоге, работает на принижение подвига советского солдата, сумевшего победить не истеричных трусов, а умелых и храбрых врагов, обладавших несомненными воинскими талантами. Ведь чем сильнее враг, тем больше чести тем, кто его победил. И тем понятнее, почему наша страна понесла такие огромные потери в той войне. А значит – дороже и важнее Победа! Поэтому я предлагаю разобраться, кем же на самом деле был Рудольф Мюллер, и какова его роль в воздушной битве за Заполярье.

Рудольф Мюллер и его Мессершмитт Bf.109G-2/R6; как видим, никакой «совы на борту» нет…
Рудольф Мюллер и его Мессершмитт Bf.109G-2/R6; как видим, никакой «совы на борту» нет…

Рудольф Мюллер родился в конце 1920 г. (так что во время войны в Испании он еще «под стол пешком ходил»). В авиашколу Мюллер поступил летом 1940, когда уже почти год шла 2-я мировая война. Обучение он окончил в июне 1941, и затем три месяца проходил летную практику в учебном отряде. Лишь в сентябре 1941 г. фельдфебель Мюллер был переведен в боевую часть - в действовавшую на севере СССР 5-ю Эскадру «Айсмеер». Таким образом, Рудольф Мюллер попал на русский фронт «желторотым новичком», а не «опытным асом с богатым боевым опытом, полученным в небе Европы»... Став пилотом эскадрильи 6/JG-5, базировавшейся на аэродроме Лоустари (Финляндия), Рудольф включился в боевую работу, и за первый же месяц заявил о 8 воздушных победах. Вскоре начальство заметило подающего надежды новичка и разрешило ему сделать основной формой своей борьбы «свободную охоту» - поиск и уничтожение отдельных вражеских самолетов, с правом уклонения от боя в случае численного превосходства противника. Правда, за всю зиму 1941-1942 гг. Мюллер смог перехватить и сбить всего 2 советских бомбардировщика (действиям авиации мешали сильные морозы); но с апреля 1942 деятельность «свободного охотника» активизировалась: до ноября ему удалось сбить еще 71 советский самолет. При этом Мюллер, как и большинство немецких «свободных охотников», обычно внезапно нападал со стороны солнца на отставших от строя «подранков» (в основном на истребители, которые не имели вооружения сзади, чтобы отразить атаку). «Во избежание неприятностей» Мюллер никогда не атаковывал одну и ту же машину дважды, стремительно уходя из зоны боя прежде, чем им смогли бы заняться другие вражеские самолеты. Если Мюллеру не удавалось сразу надежно поразить цель, он оставлял ее в покое «до следующего раза»... В общем, он действовал точно так же, как и другие «великие свободные охотники» (вроде того же «непревзойденного» Хартмана), которые набирали астрономические победные счета не ввязываясь в серьезный бой.

Правда, из-за малого количества имевшихся у немцев в Заполярье истребителей «звезде» Мюллеру все же в нарушение сложившейся тактики «свободных охотников» временами приходилось выполнять так же функции рядовых летчиков. Нехватка на северном участке истребителей для «черновой повседневной работы» вынуждала командование поручать и «маститому асу» прикрытие рейдов своих бомбардировщиков, или отражение налетов советских самолетов, что приводило к участию Мюллера и в групповых боях. На счастье немцев в это время значительная часть советских истребительных полков Заполярья была вооружена поставлявшимися по ленд-лизу английскими «Харрикейнами». Из-за низких боевых качеств этих самолетов подвергшимся массовой атаке противника советским летчикам приходилось становиться в «оборонительный круг», когда каждый последующий самолет прикрывает своим огнем хвост предыдущего. Немцы же в этом случае старались разбить «круг», и Мюллер в этом деле стал одним из наиболее успешных специалистов. Пользуясь тем, что его надежно прикрывают другие немецкие летчики, Мюллер то и дело «вклинивался» в советский «круг», пересекая его и расстраивая построение. Эта тактика была очень рискованна; она требовала отличной реакции и виртуозного владения машиной - ведь при вхождении в «круг» Рудольф оказывался под огнем идущего за ним советского самолета, да еще и с возможностью столкнуться! Тем не менее, немец неоднократно мастерски разбивал оборонительный порядок русских. Когда же строй «Харрикейнов» рассыпался, и начиналась «собачья свалка», хорошо изучивший слабые стороны английского самолета Мюллер использовал разработанную им собственную тактику уничтожения «ленд-лизовского» истребителя. Атакой сзади - снизу он заставлял советского летчика идти по спирали вверх; при этом «не любивший» вертикалей «Харрикейн» быстро терял скорость. Затем Мюллер провоцировал противника на крутой вираж, отчего уже находившийся из-за малой скорости на пределе остойчивости «Харрикейн» срывался в штопор. После чего Мюллер спокойно расстреливал медленно падающий самолет, пилот которого был целиком занят попытками вывести машину из смертельной спирали...

Любимая цель Мюллера - британский истребитель «Харрикейн», поставлявшийся в СССР по  ленд-лизу. По своим летным и боевым качествам он значительно уступал немецкому Bf.109
Любимая цель Мюллера - британский истребитель «Харрикейн», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. По своим летным и боевым качествам он значительно уступал немецкому Bf.109

Зимой 1942-1943 гг. Мюллер опять не летал: сначала лежал в госпитале со сломанной на лыжной прогулке ногой, потом уехал в отпуск в Германию. Вернувшись в часть в феврале, летчик за месяц одержал еще 10 побед, а потом вместе со всей своей эскадрильей отправился в тыл – получать новые истребители Bf-109G-2. Так что упоминавшийся в советской литературе «специально заказанный для лучшего аса сверхмощный самолет» на деле был стандартным истребителем, и имелся он не у одного Мюллера, а у всех пилотов его эскадрильи…

В середине апреля 1943 г. эскадрилья 6/JG-5 вернулась на фронт, а 19 апреля Рудольф Мюллер совершил свой первый и последний боевой вылет на новом Мессершмитте.

В тот день его эскадрилья получила задание обеспечить прикрытие атаки группы истребителей-бомбардировщиков FW-190 на советский аэродром Ваенга. Но приближение немецких самолетов обнаружила советская радиолокационная станция, и в воздух по тревоге были подняты 6 «Аэрокобр» из 2-го гвардейского истребительного полка имени Бориса Сафонова; командовал группой капитан Захар Сорокин. Одновременно в район предполагаемой встречи с немецкими самолетами была направлена возвращавшаяся с задания пара «Кобр» капитана Петра Сгибнева.

-4

Когда советские истребители обнаружили 8 Мессершмиттов и пошли на сближение, со стороны солнца на них спикировала шедшая выше отдельная пара Bf.109G (возможно, что ее ведущим был именно Мюллер – уж больно пара походила на «свободных охотников»). Заметившие это Николай Бокий и его ведомый сержант Титов бросились наперерез, открыв заградительный огонь. Мессершмитты тут же прекратили атаку; ведущий попытался уйти из-под огня на пикировании, а его ведомый взмыл в сторону солнца. Но «Аэрокобра» - это вам не «Харрикейн»; она была хороша и на вертикалях. Оказавшийся у «охотников» в хвосте Бокий нырнул вниз - за ведущим, нагнал немца и точной очередью изрешетил вражескую машину. А на выходе из атаки прикрывавший спину Бокия Титов сбил выскочивший из облаков в хвост его ведущему Мессершмитт. Но тут из облачности на высоте 6 тысяч метров неожиданно вывалились Фокке-Вульфы; они стремительно спикировали на аэродром и беспрепятственно отбомбились по нему. А истребители капитана Сорокина ничего не смогли поделать - были связаны схваткой с «Мессерами». Сам Сорокин был атакован парой «Мессов», но сумел выйти из-под удара и оказаться у атакующих в хвосте. От его огня один из Bf-109G рухнул на землю (другой успел взмыть в сторону солнца и «потерялся»). В это время в схватку «ввалился» подоспевший капитан Сгибнев: имея преимущество в высоте, он сзади сверху атаковал и сбил Мессершмитт ведущего еще одной пары. И оставшиеся немцы бросились в облака, поспешно скрывшись с места боя. Схватка закончилась победой советских летчиков: были сбиты 4 Bf-109G при потере 1 «Аэрокобры»; правда русским не удалось предотвратить бомбовый удар по аэродрому.

Одним из сбитых в этом бою оказался Рудольф Мюллер. Кто его «достал», установить сегодня довольно сложно. Как «многопобедный» ас, он явно был ведущим пары; а в том бою ведущих сбили Николай Бокий, Захар Сорокин и Петр Сгибнев. Хотя многие предполагают, что победителем Мюллера стал все же Николай Бокий, «заваливший» ведущего пары «охотников», которая атаковала сверху – скорее всего, в роли «охотника» должен был выступать именно Мюллер…

Летчики 2-го ГИАП СФ, претендующие на «приземление» Рудольфа Мюллера
Летчики 2-го ГИАП СФ, претендующие на «приземление» Рудольфа Мюллера

Изрешеченный Мессершмитт Рудольфа Мюллера совершил вынужденную посадку в 8 км восточнее озера Мальярви, и немец попытался на лыжах уйти к своим. Когда он доставал из самолета лыжи и маскхалат, на лежащий на снегу «Месс» спикировал Р-39 капитана Сгибнева: тот хотел расстрелять немецкого летчика, но обнаружилось, что у «Кобры» полностью иссяк боезапас. Направившись в сторону аэродрома, Сгибнев по рации организовал поиск вражеского летчика силами техников полка. Преследуя Мюллера по следам лыж, советские бойцы обложили его со всех сторон, и Рудольфу пришлось сдаться настигшим его русским солдатам всего в 12 км от линии фронта...

На допросах Мюллер не отмалчивался, а отвечал очень охотно: рассказал все, что знал, о летчиках своего отряда, тактике боя, принятой в Люфтваффе, о новом истребителе Bf-109G. Разговорившись, немец указал на ряд ошибок, совершаемых советскими пилотами в боях, и даже дал советы, какими способами устранить эти ошибки. На вопрос же, как именно его сбили, Мюллер ответил, что русские летчики «обыграть» его не способны, и что его самолет мог быть поражен только огнем зенитки…

Его ответы на допросах полностью выявили характер немца. Мюллер утверждал, что он не является фанатичным нацистом, и вообще ощущает себя не солдатом, а скорее спортсменом, для которого воздушный бой - это лишь азартная охота, увлекательная рискованная игра...

Дальнейшая судьба Рудольфа Мюллера туманна. В иностранных источниках датой его смерти указывается дата его последнего боя; советская же литература молчала о дальнейшей судьбе этого летчика. А в современном отечественном издании автора Михаила Зефирова, освещающем историю асов Люфтваффе, говорится, что по некоторым данным, 21.11.1943 г. Рудольф Мюллер был убит «при попытке к бегству» из лагеря для военнопленных…

Таким образом, обер-фельдфебель Рудольф Мюллер на момент вступления в войну на советско-германском фронте был не опытным асом, а начинающим летчиком, только-только завершившим обучение в авиашколе. В боях он участвовал с сентября 1941 по апрель 1943 г. Оказался очень способным пилотом: титула аса добился уже в первый месяц боевой работы; а всего до плена Мюллер сбил 94 советских самолета. Но большинство из них – в режиме «свободной охоты», когда Мюллер имел возможность выбирать время и место атаки, и право в невыгодных ситуациях уходить от противника, не принимая боя. Схватка же в обычной для советских летчиков «массовой свалке» завершилась для немецкого аса очень печально...

Другие статьи канала по теме "Асы 2МВ":

Асы 2МВ. Советский «Тигр, напугавший Геббельса»

Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе

Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

"Гроза фашистов" - М.Д. Баранов

"Невезучий везунчик Балтики"

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

Асы 2МВ: Дэвид Мак Кемпбелл – 9 побед в одном бою!

Загадочная «кругосветка» немецкого аса

И вновь «Уалдкэт»: асы «Диких котов»

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

«Новозеландская кошка с девятью жизнями»

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?

«Чертова дюжина» Василия Голубева

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

Какое оружие использовал на войне летчик Василий Сталин

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.