Авиакомпания "Ижавиа" завершила эксплуатацию ближнемагистральных самолётов Як-42 на регулярных рейсах в Москву. В таких случаях принято писать, что ушла эпоха. Не ушла, а стремительно улетела, оставив за собой шлейф воспоминаний и добрую память.
Чтобы эта страница авиационной истории не перевернулась бесследно, как это уже бывало в нашей гражданской авиации, я 7 апреля отправилась в последний регулярный рейс из Московского аэропорта Домодедово в Ижевск.
На перроне привычная суета. "Як" выглядит старомодным во всём: и аэродинамическая компоновка, и три двигателя, и простенькая бело-синяя ливрея…
Но капли на стекле терминала – как внезапно набежавшие слёзы. Вот так он сейчас улетит, и больше такого вида не будет никогда.
Хватит сырость разводить. Пора уже готовиться к полёту. Багаж погружен, пора принимать и пассажиров.
Заходим на борт. Бережём голову!
Стандартные процедуры: проверка наличия масок, обработка рук антисептиком.
Прохожу по салону к своему месту в хвосте. Была бы посадка через встроенный трап – моё место оказалось бы почти сразу около выхода. Багажные полки выглядят массивно, но вмещают не слишком много вещей.
Компоновка салона на 120 кресел, размещаемых по схеме 3+3. Ширина небольшая, шаг кресел скромный, зато профиль вполне приятный. Для короткого перелёта – очень даже приемлемо.
Перед взлётом раздают карамельки. Давно забытое угощение, сейчас такое уже редко где встретишь. Но, судя по всему, это полезный элемент сервиса. Соседка весь полёт просидела с пакетиком в руке в ожидании, что её стошнит. Ничего, пронесло )
Двигатели загудели, постепенно набирая обороты. В хвостовой части салона их отчётливо слышно. Металлический гул нарастает, и другая соседка поменяла выражение лица. Страшно! А мне в кайф. В большой круглый иллюминатор видны двигатель и крыло.
Поооооехали! Самолёт потряхивает, огоньки рисуют красивые треки. Правда, этот кадр сделан уже на посадке: видно, что закрылки в посадочной конфигурации. Но на взлёте картинка почти такая же.
Инструкция по безопасности на Як-42Д авиакомпании "Ижавиа" становится большим раритетом.
Набираем высоту. Вскоре начинается обслуживание. Два бортпроводника проходят по салону, предлагая прохладительные напитки. Выбор для короткого перелёта достаточно большой: не только вода, но и соки.
Выбор очевиден: томатный сок! Дайте два!
Для тех, кто не успел перекусить перед полётом, есть опция горячего питания за тысячу рублей.
В компании с "Яшей" время пролетело незаметно. Вот уже в иллюминаторе не тёмное небо, не огни аэродрома, а аэропорт Ижевска.
Все пассажиры идут на выход, а у меня важная задача: запечатлеть на память этот уходящий тип лайнера.
Итак, что мы знаем о нём? Бортовой номер RA-42455. Самолёт построен на Саратовском авиационном заводе в 1993 году. С 1995 по 2001 работал в китайской авиакомпании China General Aviation, потом ещё несколько лет пролетал в латвийской Smartlynx Airlines (LAT Charter Airlines), в 2010 немного поработал в "Тулпар". И с того же года стал постоянной рабочей лошадкой в "Ижавиа".
В таком ракурсе видно, что самолёт много пассажиров перевёз за свою карьеру. Обивка кресел местами засалена, ковры вытоптаны. И особенные кресла – с "переламывающейся" спинкой. Когда пассажиры идут к выходу, достаточно, чтобы кто-то шёл с большой сумкой на плече, чтобы "уложить" несколько кресел.
Но бортпроводники быстро наводят порядок.
Вид на салон из хвостовой части.
Аварийный выход.
Аварийный выход на крыло.
А за этой дверью скрывается встроенный трап, расположенный в хвостовой части самолёта. Аналогичное решение применено и на Як-40.
Детали. Связь с салоном.
Кухня в носовой части.
Огнетушители и вешалка для одежды.
Туалет не тесный, но выглядит не ахти. Всё же годы взяли своё…
Прощаемся с кабинным экипажем. Благодарим за отличный полёт!
Тёплая ламповая – это про кабину, подсвеченную жёлтыми лампами. На перроне ещё один "Як" и пара "Анов". Лет 20 назад это была привычная картина в наших аэропортах. Сейчас уже редкость.
Нечасто удаётся заглянуть в воздухозаборник второго двигателя. Выглядит прокопчённым небесным бродягой!
На борт поднимается технический персонал. Самолёт ещё будет жить, полетает на чартерах, но уже недолго. В июле 2021 года истекает сертификат лётной годности. Будут ли его продлевать? Или эпоха уйдёт безвозвратно?
Вот ещё пара кадров, сделанных днём. На фоне своих собратьев.
Таким мы запомним "большой Як".
P.S. А вот новый Boeing 737-800 "Ижавиа" оказался очень тесным. Верните "Як", я всё прощу!
Смотрите также:
Как встречали первый Боинг "Ижавиа"
Суперджеты в аэропорту Краснодара