Совершая обзор «леоноподоных» криминальных фильмов, который мы начали вчера с ленты «Красная сирена», мы вышли на новинку этого сезона – нуаровестерн «Заступник». Первым делом подумалось, что именно так должна была в идеале выглядеть лента «Рембо. Последняя кровь», ибо главное действующее лицо обязано быть не «замкнутым в своей супергеройской самости персонажем», но усталым и теряющим силы героем
Нельзя сказать, что сюжет о том, как бывший морпех «на покое» спасает ребенка от «плохих парней» является уж совсем оригинальным. Однако в данном случае мы обнаруживаем несомненный плюс – исполнитель главной роли Лиам Нисон старательно уходит от своих прошлых криминальных образов. Он уже не «охотник», который в силу обстоятельств берется за оружие и теперь все злодеи мира об этом пожалеют («Заложница», «Снегоуборщик»)
Он очень усталый, пожилой человек, который потерял всякий смысл жизни. Он остался без любимой жены, банк готов пустить с молотка его ранчо, расположенное в Аризоне на границе с Мексикой. Лишь в силу привычки он патрулирует границу, выявляя нелегалов, которых сдает пограничному патрулю. И именно эта привычка приносит ему новые неприятности.
Он останавливает молодую женщину с мальчишкой, кои старательно скрываются от мексиканских картелей. Расправа с ними - дело принципа, так как их дядя похитил у криминального сообщества деньги. В итоге фильм не о том, что надо поступить правильно. А основной вопрос: как именно из множества вариантов есть указанное «правильно»?
Отражением этого вопроса является фраза мальчика о том, что «если бы ты нас не остановил, то мама была бы жива». То есть внешне правильно – это не всегда внутренне справедливо. Поступить правильно и сделать хорошо – это не одно и то же. И осознавая это, не имея больше «якорей», которые бы цепляли его за «эту жизнь», главный герой решает нарушить все запреты и спасти мальчика, для чего по сути его похищает (явная перекличка с «Совершенным миром» 1993 года)
Фильм находится на стыке двух жанров: вестерна и нуара, то есть неспешной, мрачной криминальной драмы. От вестерна «Заступнику» досталось общая аризонская обстановка и то, что главный герой в редких случаях прибегает к «услугам» винтовки. От нуара досталась тема беглецов. Повторимся, в кои-то веки персонаж Лиама Нисона не «охотник», а «дичь».
Если опустить некоторые сюжетные моменты, которые в итоге позволяют выследить «заступника» и мальчика (оплата кредитной картой, потерянный атлас дорог с обведенным Чикаго), то фильм вполне реалистичный. Главный герой понимает, что в противостоянии с несколькими бандитами ему несдобровать, а потому всячески «дробит» их силы. Отметим, что итоговая перестрелка на ферме весьма напоминает эпизод из «Облавы» (1984), в котором блистал опять же немолодой Ли Марвин